Статья:

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ

Конференция: XXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Тихонов А.С. ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(27).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОРПОРАЦИИ

Тихонов Александр Сергеевич
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Шохин Евгений Иванович
научный руководитель, канд. экон. наук, проф. Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Оперативное финансовое планирование является бюджетным методом ведения хозяйства и управления финансами корпорации. В России данную управленческую технологию используют западные компании и крупные отечественные. Механизм оперативного планирования осуществляется посредством платежного календаря. Но существует проблема эффективного планирования и управления платежным календарем. В данной статье рассматривается, как эффективно планировать денежные потоки на ближайшую перспективу, какие разделы платежного календаря предприятия важно предусмотреть.

На сегодняшний день управление финансами является одним из важных направлений деятельности корпораций.

Неграмотное управление денежными потоками может привести c одной стороны к кассовому разрыву денежных средств, что приведет к несвоевременной оплате первоочередных платежей:

·     по налоговым выплатам,

·     по выдаче заработной платы сотрудникам,

·     по погашению кредиторской задолженности,

·     по кредитам и займам.

В свою очередь вышеуказанное приведет к:

·     начислению штрафов, пеней, неустоек,

·     ухудшению кредитной истории,

·     потере деловой репутации компании,

·     дополнительным затратам для устранения негативных последствий.

С другой стороны, отсутствие грамотного управления над денежными потоками может привести к образованию на счетах невостребованных сумм денежных средств. Такое поведение руководства можно объяснить, как попытку застраховать корпорацию от кассового разрыва из-за внезапной потребности какого либо подразделения в денежных средствах высокого приоритета.

В большинстве компаний денежные средства являются одним из ограниченных ресурсов, поэтому точно спрогнозированные денежные поступления и грамотное распределение затратной части бюджета, являются одним из основных задач финансового оперативного планирования.

Финансовое планирование — это способ обращения с деньгами и другими активами организации, целью которого является поддержка превышения дохода над расходами.

При грамотном финансовом планировании у компании на счетах всегда «0», все денежные средства должны быть в обороте, при этом должны соблюдаться все сроки поступлений и платежей, оговоренные заключенными договорами.

Поэтому основной задачей оперативного финансового планирования является балансирование плановых поступлений и плановых платежей, тем самым поддержание текущей платежеспособности компании.

Оперативное финансовое планирование представляет собой ежедневную детализацию бюджета движения денежных средств. В процессе текущего управления бюджет движения денежных средств трансформируется в платежный календарь — график поступлений и оплат. В платежном календаре статьи бюджета детализируются до конкретных операций с указанием суммы, контрагента и срока [5, с. 538].

Платежный календарь — это финансовый документ, который обеспечивает ежедневное управление поступлением и расходованием денежных средств предприятия [4, с. 45].

С позиции бюджетного управления платежный календарь — это инструмент резервирования денежных средств из бюджета.

Также платежный календарь является инструментом контроля так называемых кассовых разрывов, для недопущения которых или откладываются выплаты, или прилагаются усилия по сбору выручки, или привлекаются займы.

Как правило, планирование в платежном календаре осуществляется на один месяц шагом в один день. В платежном календаре, ежедневное поступление и расходование с учетом остатков средств на начало дня, должны быть сбалансированы. Остатки на начало и конец дня должны быть положительными. Если плановые значения будут отрицательными, значит в этом периоде существует кассовый разрыв. Поэтому необходимо устранить дефицит денежных средств или перепланировать платежи с учетом приоритетов.

Визуально платежный календарь представляет собой электронную таблицу, которая отображает все ежедневные денежные потоки с отражением входящих и исходящих остатков: плановых и фактических. Таблица позволяет наглядно анализировать каждый запланированный платеж в разрезе выбранной «группировки строк», а также фактические платежи: банковские и кассовые документы. В отличие от бюджета движения денежных средств, платежный календарь составляется в разрезе каждого расчетного счета и кассы корпорации.

При составлении бюджета, в основу закладываются: ЦФО, статья расхода, отчетный период, итоговая сумма. Поставщики, цены, номенклатуры зачастую определяются уже в ходе исполнения бюджета, а именно подписываются договора и запрашиваются счета на оплату. Поэтому планы платежей в таблице платежного календаря формируют два типа документов: утвержденные заявки на платежи и планы периодических платежей по подписанным договорам.

Утвержденная заявка на платеж — это в основном, единоразовая операция на один платеж. Например: покупка нового компьютера оформляется одной заявкой на 100 % предоплату на основании выставленного счета. Можно разбить одну утвержденную заявку на два платежа: 70 % предоплата — 31 августа 2015 и 30 % доплата по факту получения — 4 сентября 2015.

Периодические платежи планируются в платежном календаре на весь период действия договора. Например: договор аренды нежилого помещения заключен на срок 11 месяцев, в платежный календарь сразу вносятся 11 платежей на 5 число каждого месяца. Большой плюс периодических платежей в том, что они будут оплачены в течение всего срока действия договора вне зависимости от того, помнят ли ответственные лица про оплату аренды или забыли [1, с. 12].

Очень полезно посредством технических устройств или программ настроить уведомления о фактичесих платежах инициаторам заявок и ответственным лицам по статьям бюджетов. Общепринятая практика в российских компаниях — это уведомления на «рабочие столы» пользователей программ и на E-mail.

Основой календаря платежей является реальная информационная база о денежных потоках предприятия (таблица 1.).

Таблица 1.

Информационная база для составления платежного календаря [2]

Поступление денежных средств

План

Факт

1.    Договоры.

1.1. Поступления от контрагентов по договорам, условия которых предусматривают периодические платежи. Например: Поступления денежных средств 5 числа каждого месяца от сдачи нежилого помещения в аренду.

1.2. Поступления от контрагентов по договорам, условия которых предусматривают оплату с отсрочкой за отгруженную продукцию и оказанные услуги.

1.3. Поступления по заключенным договорам, условия которых предусматривают предоплату в конкретные сроки по заказам покупателя.

2.    Розничная выручка. Поступления от розничной продажи согласно плана продаж, с учетом: проходимости торговой точки, сезонности продаж, наличии акции, рекламы, и т. д.

3.    Прочие поступления, в том числе внутрихолдинговые операции, которые можно запланировать максимально точно в разрезе контрагентов.

1.      Банковские выписки.Поступления на расчетный счет.

2.      Кассовые документы.Приходные кассовые ордера.

 Расходование денежных средств

План

Факт

1.      Договоры.

1.1. Платежи контрагентам по договорам, условия которых предусматривают периодические платежи. Например: Платежи в последний день месяца по оплате начисленных процентов по кредитам и займам.

1.2. Платежи контрагентам по договорам, условия которых предусматривают оплату с отсрочкой за полученную продукцию и оказанные услуги (погашение кредиторской задолженности).

1.3. Платежи по заключенным договорам, условия которых предусматривают предоплату в конкретные сроки по заказам поставщикам.

2.    Заявки на платежи. Платежи по утвержденным Заявкам, в соответствии с лимитами бюджетов, или внебюджетные платежи, утвержденные установленным порядком.

3.    Налоговый календарь. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды, запланированные в соответствии со сроками, предусмотренными с действующим налоговым законодательством.

4.    Выдача заработной платы. Выдача авансов и окончательного расчета начисленной заработной платы, запланированные в сроки в соответствии с действующим трудовым законодательством и внутренними регламентами.

5.    Прочие платежи. Платежи финансово-хозяйственной деятельности, в том числе внутрихолдинговые операции осуществляемые в соответствии с внутренними регламентами.

1.       Банковские выписки.Списания с расчетного счета.

2.       Кассовые документы.Расходные кассовые ордера.

 

     
 

Рассмотрим основные этапы, которые позволят наиболее точно составить платежный календарь [3].

Этап № 1. Разработать реестр платежей в платежном календаре.

Важная составляющая рабочего платежного календаря — реестр запланированных выплат. Как правило, именно этот документ отдается на подпись финансовому или генеральному директору.

Этап № 2. Зафиксировать правила сбора и прохождения заявок.

Можно смело утверждать, что составление платежного календаря, сколько-нибудь достоверного, на ближайшую неделю не получится, если в компании нет регламента платежей. Всегда найдутся руководители подразделений, которые будут требовать немедленно оплатить тот или иной счет. И это при том, что на практике крайне редко возникают ситуации, когда предвидеть необходимость тех или иных выплат хотя бы за неделю невозможно. Чаще всего «срочность» — причина забывчивости и халатности отдельных сотрудников, которая в отношении денег сегодня просто недопустима. Регламент платежей определяет правила заполнения заявок, порядок согласования, а также сроки, в которые может быть подана заявка, и время, когда она будет исполнена. Например, формирование инициатором платежа заявки и ее акцепт руководителем подразделения — каждый понедельник до 16.00, выдача наличных средств по согласованным заявкам — среда, четверг, пятница после 11.00; безналичная оплата по заявкам первого приоритета — каждый четверг до 14.00 и т. д.

Этап № 3. Спланировать поступление средств при составлении платежного календаря.

Как это ни парадоксально, самое сложное — спланировать в платежном календаре сумму поступающих средств за день. лучше заранее определить, какую долю из запланированных к поступлению средств можно направить на оплату тех или иных счетов. Чаще всего это делается экспертным путем, исходя из опыта компании или же на основании анализа движения средств. Более того, в регламенте платежей лучше заранее определить размер страхового остатка средств на конец каждого рабочего дня, который будет приниматься в расчет при составлении платежного календаря.

Этап № 4. Определиться с приоритетами, если денег для оплаты всех счетов нет.

Сегодня для многих компаний вполне характерна ситуация, когда доступных средств не хватает для оплаты всех акцептованных заявок. Как правило, это приводит к тому, что собирается совещание со всеми руководителями подразделений, в ходе которого обсуждается, какие платежи можно отложить. На подобную процедуру тратится немало времени и сил. Более оперативно управлять деньгами можно, если в каждой заявке будут указаны приоритет платежа и срок оплаты по договору. Располагая этими данными, финансовый директор сможет самостоятельно принимать решение о переносе тех или иных выплат на более поздние сроки. Как правило, в первую очередь погашается задолженность по заработной плате, перед бюджетом, банками. Вторая очередь — ключевые контрагенты, разрыв взаимоотношений с которыми грозит компании остановкой производства или существенными пенями. Третья очередь — все остальные платежи.

Этап № 5. Проследить за исполнением принятого платежного календаря.

После того как платежный календарь составлен, остается его актуализировать. Как правило, это делается в конце дня на основании выписки из системы «банк-клиент». Вместо плановых данных в платежный календарь вносятся сведения о фактически осуществленных оплатах, поступлениях и самое главное — остатках. При необходимости можно предусмотреть возможность ежедневного анализа отклонений плановых значений от фактических. Но, как правило, подобный анализ оправдан по итогам недели.

В заключение следует отметить, что грамотно составленный платежный календарь позволяет своевременно выявить финансовые ошибки, кассовые разрывы, наличие невостребованных сумм денежных средств, вскрыть причину такого положения и спланировать мероприятия по избежанию финансовых затруднений. Платежный календарь легко автоматизируется и является распространенным способом управления деятельностью организации.

 

Список литературы:

1. Гарифулин А.Ф. Платежный календарь как инструмент бюджетирования // Планово-экономический отдел. — 2012. — № 1. — С. 11—13.

2. Корпоративные финансы: учебник и практикум / О.В. Борисова, Н.И. Малых [и др.]. — М: Издательство Юрайт, 2014. — 651 с.

3. Кузьмин С. Платежный календарь: четыре задачи по созданию инструмента управления денежными средствами // Финансовый директор — [Электронный ресурс] / URL: http://fd.ru/articles/52266-platejnyy-kalendar-chetyre-zadachi-po-sozdaniyu-instrumenta-upravleniya-denejnymi-sredstvami#ixzz3jqQpskXo.

4. Макарова А.А. Управление денежными потоками в условиях горизонтально-интегрированных компаний: дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.10. — М., 2010. — 223 с.

5. Четверов В.С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 537—539.