Статья:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Конференция: XXVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Полякова Э.И. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(26).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 42 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Полякова Эсма Иззетовна
студент «РЭУ им. Г.В. Плеханова», РФ, г. Москва
Осипов Владимир Сергеевич
научный руководитель, д-р экон. наук, заведующий сектором ФГБУН Институт экономики РАН, РФ, г. Москва

 

В статье проведен исторический анализ промышленной политики страны. Выявлены основные этапы становления промышленного производства в России, характеризующиеся «взлетами» и «падениями» в производственной сфере. Проанализирована динамика промышленного производства в 1991—2013 гг. и указаны причины его упадка, которыми явились рыночные преобразования, ориентированные на либеральную модель рынка и уменьшения влияния государства на рыночные процессы.

Охарактеризованы главные тенденции промышленной политики на современном этапе, обусловленные экономической блокадой со стороны США и ряда европейских стран, указывающих на необходимость развития собственного производства, способствующего экономическому росту страны. Выявлены основные препятствия осуществления процесса импортозамещения, как одного из поддерживающих процессов промышленного производства.

Подведены итоги, в результате которых установлено, что развитие собственного промышленного производства должно иметь долгосрочную стратегию развития, а, следовательно, необходима активная государственная поддержка, которая поможет достичь стабильного социально-экономического развития, обеспечить безопасность страны, в результате значительной структурной трансформации экономики, а также технологической модернизации производства, в условиях нынешней санкционной войны. Тому подтверждением явилось исследование и анализ федеральных законов, принятых в 2014 г. в данной сфере, которые позволили определить перспективы реализации промышленной политики, выражающиеся в государственной поддержке финансового, имущественного, информационного и консультационного характера.

Анализируя исторический опыт развития промышленности в нашей стране, стоит отметить, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно изменялись с течением времени. Она прошла несколько этапов развития [11, с. 26—33], характеризующиеся «взлетами» и «падениями» в производственной сфере.

Вначале XX в. во времена правления российского императора началось становление промышленности нашей страны. Однако необходимо отметить, что в этом периоде экономический рост достигался за счет расширения объемов промышленного производства, т. е. преобладал экстенсивный путь развития хозяйств.

Следующий этап развития и становления промышленной политики был связан с созданием ГОЭЛРО, а также реализации планов сталинской индустриализации. СССР явилась ярким примером страны с эффективной промышленной политикой: в 1930-е гг. Советскому Союзу удалось практически полностью воссоздать промышленную структуру и промышленный потенциал государства. Маховиком экономического развития данного периода явилось усовершенствование промышленности на базе передовых технологических принципов, а также ориентация на формирование капиталоемких отраслей промышленности. Таким образом, преобразования в промышленном секторе государства к концу правления И.В. Сталина позволили нашей стране превратиться в промышленно развитую державу — победителя фашизма и стать одной из двух супердержав в мире.

Другой период можно связать с 1991—2013 гг., нужно отметить, что он оставил значительный след в истории нашего государства, так как на данном этапе наша страна лишилась большей части своей промышленности [12, с. 26—33].

Согласно графику [3], в начале 90-х гг. XX в. промышленность России стала стремительно деградировать, а уровень промышленного производства сокращаться. Своего наименьшего значения индекс промышленного производства достиг в 1998 г. и составил 48 % относительно уровня 1991 г.

 

Рисунок 1. Индекс промышленного производства России (в процентах к уровню 1991 года)

 

Произошедший в 1998 г. дефолт, и следующая за ним девальвация рубля послужила толчком возникновению процесса импортозамещения, который смог в начальном периоде улучшить экономическую ситуацию и возобновить производство. Результатом проводимой в 2000-е гг. политики стала стабилизация экономической обстановки страны, восстановление большей части потерь (уже в 2013 г. объём производства достиг примерно 89 % от значения советских показателей).

Современный период характеризуется возрастанием интереса к промышленности нашей страны, как со стороны правительства, так и со стороны обычных граждан. Это обусловлено политическими и экономическими событиями, произошедшими в 2014 г. Это, во-первых, объявление России санкционной войны со стороны США, ряда стран Европы и их союзников, во-вторых, последовавшее за ней снижение курса рубля в отношении к мировым валютам. Данные явления стали причиной начала нового витка процесса импортозамещения (похожую ситуацию мы могли наблюдать в 1998 г.) [13, с. 20], что в свою очередь дало возможность экономического прорыва отечественному производителю.

В этой связи, потребовались преобразования законодательной базы в сфере промышленности и экономики: были приняты Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Данные нормативно-правовые акты были призваны заложить фундамент новой промышленной политики в стране, оптимизировать и усовершенствовать ее законодательную базу, а также способствовать дальнейшему развитию промышленности.

Основными новшествами принятых законов стали заключение инвестиционных контрактов, которые будут являться для инвесторов гарантиями ведения бизнеса при неизменных условиях в долгосрочной перспективе; предоставление налоговых льгот и преференций для новых инвестиционных проектов; выделение субсидий; формирование новых принципов финансирования НИОКР в промышленности. К тому же, согласно п. 1 ст. 18, устанавливается приоритет российских товаров при осуществлении ряда государственных закупок [13, с. 20].

Большое внимание уделяется и вопросу развития индустриальных парков, которые должны способствовать росту промышленности в ключевых регионах [4]. Согласно закону о промышленной политике, будут применяться различные меры стимулирования увеличения числа действующих на территории страны, а также развития уже существующих индустриальных парков и промышленных кластеров (ст. 19, 20).

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ формируют фундамент единой законодательной базы, в которой определяются основные принципы, правила, цели, задачи и механизмы государственных мер стимулирования развития отечественной промышленности. Как отмечает Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России: «Разрабатывая этот документ, мы стремились устранить существующие недостатки и противоречия законодательства в области промышленности и ввели дополнительные нормы в целях реализации мер поддержки российских производителей. Документ создаст условия для нового витка индустриального развития нашей страны» [2].

Предполагается, что данные законы помогут в течение первых лет привести к следующим результатам: уменьшение издержек отечественной промышленности и снижение ее энергоемкости, усовершенствованию и улучшению налогового климата, и последующему увеличению количества инвестиций в сфере инновационного производства. Таким образом, многие ученые прогнозируют, что применение обозначенных в законе принципов и инструментов позволит создать конкурентоспособную, структурно сбалансированную, устойчивую промышленность.

Однако необходимо отметить, что в процессе реализации импортозамещения и поднятия отечественной промышленности существуют значительные преграды. К ним можно отнести отсутствие отечественных аналогов оборудования и сырья, низкое качество, недостаточные объемы выпуска, завышенные цены и т. д. [18, с. 41].

К примеру, в особой позиции здесь находится медицинская промышленность. С одной стороны, Россия заинтересована в процессе импортозамещения в этой отрасли, а с другой стороны, отказ от импортируемой из-за рубежа медицинской техники неосуществим, до тех пор, пока нет качественных аналогов российского производства. Об этом Председатель Правительства РФ сообщил на очередной встрече с активом «Единой России» в Рязани. По его словам, на сегодняшний день «никто не ставит задачу тотального замещения всего импорта, это невозможно. Это обратная крайность» [5]. Именно поэтому, ограничение ввоза медицинской продукции не нашло своей поддержки в Правительстве и было отложено на время, поскольку необходимо иметь «стопроцентную уверенность в качестве отечественных аналогов» [6] для реализации данного проекта. Согласно заявлению Дмитрия Медведева, необходимо провести модернизацию и усовершенствование предприятий, которые могут производить импортозамещающие товары, а также создать условия для организации производства продукции, аналогов которых нет в России [7].

Другим недостатком является наблюдаемая на данный момент тенденция не импортозамещения, а импортерозамещения, т. е. замена европейских и американских поставщиков — китайскими и турецкими [10, с. 17—21]. Это обусловлено недостаточно подготовленной отечественной базой для резкого начала промышленного производства. Россия на сегодняшний день еще не готова взять весь груз промышленности на свои плечи, однако постепенно наращивает свой потенциал. Другими словами, для осуществления импортозамещения и перехода на собственное промышленное производство необходимо время.

Успех политики импортозамещения зависит от возможностей предприятий производить конкурентоспособную продукцию. В этом случае возникает необходимость выбора производств, которые с помощью государственной поддержки можно вывести на конкурентоспособный уровень [14, с. 175]. Здесь не менее важную роль играет механизм кредитования, который требует детального изучения и выработки единой стандартной формы, понятной для всех заемщиков. К тому же, следует уделить пристальное внимание проблемам, существующим в секторе малого бизнеса, поскольку развитие промышленной политики должно идти в неразрывной связи с развитием малого бизнеса, который требует более либерального подхода в кредитовании. Данные меры приведут к формированию мощного слоя экономики в виде малого бизнеса, что послужит фундаментом для роста экономики страны в целом.

Подводя итоги можно отметить, что промышленная политика России, выступая основой экономической политики государства, должна быть направлена на инновационную, инвестиционную и структурную перестройку промышленного производства.

Исходя из исторического опыта, развитие собственного промышленного производства должно иметь долгосрочную стратегию экономического развития, включающую:

·     модернизацию экономики посредством решения ее самых острых проблем, а также стимулирования экономического роста;

·     активизацию государственной поддержки отечественных производителей, с целью создания промышленного сектора, имеющего самые передовые технические средства и современные виды оборудования;

·     осуществление крупных государственных инвестиций на развитие инфраструктуры;

·     стимулирование развития кадрового потенциала промышленности;

·     приумножение производственных сил нового качества, способствующих возобновлению экономического подъема;

·     перераспределение потоков сырья и материалов на российские предприятия для осуществления его обработки и изготовления конкурентоспособной конечной продукции.

Принятые в 2014 г. в данной сфере законы позволят государству оказать имущественную, финансовую, информационную и консультационную помощь в развитии и поддержки промышленности, создать условия для привлечения инвестиций в регионы России.

 

Список литературы:
1.    Валентей С.Д. Экономика инноваций и проблемы ее формирования // Наука и практика. 2012. № 1 (7).
2.    Журнал ТехНАДЗОР № 1/2 Январь-февраль 2015 г. Новая промышленная политика в России // Город на канале URL: http://www.gorodnakanale.ru/component/k2/item/1664-zhurnal-tehnadzor-.html (Дата обращения: 26.04.15).
3.    Индекс промышленного производства в % к предыдущему году // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I001700R.HTM (Дата обращения: 20.03.2015).
4.    Ключевые моменты Послания Президента Федеральному собранию // Первый канал URL: Ключевые моменты Послания Президента Федеральному собранию (Дата обращения: 26.04.15).
5.    Медведев назвал невозможным тотальное импортозамещение // РБК URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/551e89a49a7947184d3e0a56 (Дата обращения: 08.09.2015).
6.    Медведев пообещал обсудить импортозамещение с медицинским сообществом // Деловой журнал об индустрии здравоохранения URL: http://vademec.ru/news/detail69779.html (Дата обращения: 08.09.2015).
7.    Медведев: импортозамещение — это не отказ от западных технологий // Вести.ru URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2651321 (Дата обращения: 08.09.2015).
8.    Минакир П.А. Промышленная политика // Журнал новой экономической ассоциации. 2014. № 2 (22).
9.    Осипов В.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — М., 2010.
10.    Осипов В.С. Импортозамещение в условиях экономического развития России: санкционная война // materials of the Х International Scientific and Practical Conference. Sheffield: Science and Education LTD, 2014.
11.    Осипов В.С. Отраслевые и операционные конкурентные преимущества в международном разделении труда: матрицы структуризации промышленной политики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6.
12.    Осипов В.С., Смотрицкая И.И. Актуальные проблемы институциональной экономики: теория и практика. — М.: ЮНИТИ, 2015.
13.    Полякова Э.И. Генезис промышленной политики России // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов ХLIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2015.
14.    Полякова Э.И. Теоретические и практические аспекты инновационной деятельности в современной России // Двадцать восьмые Международные Плехановские чтения. 24—27 февраля 2015 г.: сборник статей: в 3 т. Т. 1. — М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015.
15.    Промпроизводство в России в декабре неожиданно выросло на 3,9 % // INTERFAX.RU URL: http://www.interfax.ru/business/420175 (Дата обращения: 20.03.2015).
16.    Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015, № 1 (часть I), ст. 26.
17.    Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2015, № 1 (часть I), ст. 41.
18.    Цухло С.В. Как победить засилье импорта // Эксперт. 2015. № 12 (938).