Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Жук Г.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(25).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Жук Геннадий Иванович
студент Курского государственного университета, РФ, г. Курск
Припадчева Илзе Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Курского государственного университета, РФ, г. Курск

 

В рыночной экономике главной проблемой, связанной с обеспечением как стабильного функционирования, так и последующего роста производственного предприятия, является управление качеством производимой продукции. В 21 веке в лучшем положении находятся производственные предприятия, которые обеспечивают не только высокую производительность труда, но и качество, ключевую компетенцию и конкурентные преимущества выпускаемой продукции. Важнейшей составляющей всей системы управления качеством предприятия является качество выпускаемой продукции.

В современных условиях термины и понятия, применяемые в области управления качеством, отражаются в международных и национальных стандартах. Международной организацией по стандартизации установлены понятия в области качества, пояснена их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества» [2, с. 87].

Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», являющийся русскоязычной версией международного стандарта ИСО 9000:2000, определяет качество как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям [1].

Основными задачами управления качества являются:

  • исследование потребительского спроса;
  • изучение национальных и межнациональных требований к выпускаемой продукции;
  • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
  • сбор, обработка, оценка и хранение информации о качестве продукции [4, с. 124].

Целью управления качеством на предприятии является обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукта [3, с. 35].

В новых экономических реалиях оказалось, что управлению качеством продукции препятствуют следующие стереотипы, которые сформировались у руководителей за долгие годы:

  1. Единственности решения.
  2. Любую проблему можно решить простыми средствами.
  3. Взгляд на переговоры как на конфликт интересов, который можно решить исключительно силовым путем.

Проблема на современном этапе заключается не в том, чтобы приобрести новые знания по отдельным разделам менеджмента, а в том, чтобы сформировать новый тип управленца-профессионала.

В связи с этим Джоэль Спольски [1] предлагает следующие методы совершенствования качества управления в 21 веке:

  • Командный метод.
  • Метод экономической мотивации.
  • Метод отождествления.

Командный метод управления пришел из армии. Его суть заключается в том, что сверху поступают команды, а в случае их невыполнения сотрудники подвергаются административным наказаниям. При командном методе управления часто серьезное место уделяется микроменеджменту, что не очень хорошо сказывается для большинства компаний. Одно дело, когда микроменеджмент процветает в армии — это можно понять. Командир отдает команды большой группе людей, которая берется за их выполнение. И совсем другое дело, когда это происходит в современной компании.

Командный метод управления отлично работает в армии. В бизнесе его тоже можно успешно использовать. Правда, далеко не на всех предприятиях. Скорее всего, он совершенно не подходит для тех компаний, где большая часть работы — это интеллектуальный труд. Это те компании, в которых большая часть сотрудников — образованные люди, считающие себя ничуть не глупее начальника. Они просто не переносят такой метод управления. А вот на каком-нибудь заводе такой подход к управлению вполне может оказаться оправданным.

Суть метода экономической мотивации заключается в том, чтобы премировать и штрафовать сотрудников компании в зависимости от того, как они выполняют свою работу. Чем меньше багов найдено в коде того или иного разработчика, тем большую премию он получит. Чем больше продал домов агент по продажам недвижимости, тем больше денег он получит. При этом первый способ не работает, а второй — вполне жизнеспособен, и гораздо лучше фиксированной оплат.

Почему не работает первая ситуация с программистом? Все дело в том, что:

  • введение финансовых премий является внешней мотивацией, которая подавляет внутреннею. Разработчик начинает писать хороший код только потому, что ему за это платят. Сам он уже не способен написать хороший код просто так (по крайней мере, он так думает). Если вы перестанете платить, или сотрудник немного охладеет к деньгам, то может произойти такая ситуация, что он станет выполнять свою работу хуже, чем ранее. Внешняя мотивация заменяет внутреннею. Речь идет о том, что сотрудники будут делать работу хорошо из-за премий, а не из-за того, что они способны делать эту работу хорошо;
  • появляется мошенничество с целью обхода системы. Сотрудники будут идти на всяческие ухищрения, чтобы обманут систему, и получить побольше с меньшими усилиями. А это приведет к ухудшению качества работы.

В общем, денежная мотивация далеко не всегда являются лучшим способом при управлении командой. Как это странно бы не звучало. Особенно если учитывать то, что при таком подходе менеджеры часто ограничиваются премиями, и стараются игнорировать процесс создания системы. Вместо того, чтобы создать работающие процессы они полностью полагаются на сотрудников, что не совсем верно. Менеджер должен не забывать и про свои функции, которые заключаются не только в выплате премий.

Метод отождествления. Джоэл Спольски полагает, что для технических компаний (да и всех других, где речь идет об интеллектуальном труде) — это самый лучший способ управления. Его суть заключается в том, чтобы сделать такую ситуацию, в которой сотрудники будут отождествлять себя с целями компании. Этого очень сложно добиться, но если сделать это, то вас ждет успех.

В свое время этого добилась компания Apple. В 1984 году вышел знаменитый рекламный ролик Apple «1984», который показал миру позицию компании. В то время у яблочной компании был очень сплоченный коллектив, который просто грезил мыслью поставить компьютер в каждый дом. У них была общая цель, ради которой они трудились.

В своей компании Джоэл Спольски то же сумел добиться немало на этой ниве. Во время написания им статьи про методы управления он хвалился тем, что никто в Fog Creek Software не уволился за 6 лет. А все благодаря по-настоящему семейной атмосфере в коллективе. Все сотрудники Fog Creek Software обедают за одним столом, устраивают совместные вечеринки, прогулки по интересным местам Нью-Йорка и многое другое.

В основе метода отождествления лежит идея создания команды. Настоящей команды, которую действительно объединяет единая цель. Не на бумаге, а в реальности. Естественно, настолько, насколько это вообще возможно. И так, мы рассмотрели три стиля управления от Джоэла Спольски. Все три работают. Все зависит от той сферы, в которой они применяются (в интеллектуальной работает только третий). Конечно, это не истина в последней инстанции, а лишь мнение отдельно взятого бизнесмена. Но оно может оказаться очень полезным для многих людей. И это главное.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие управление качеством формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Следует отметить, что современное понимание термина «управления качества» отражается в международных и национальных стандартах. С целью совершенствования управления качеством следует применять такие методы как: командный, экономической мотивации, отождествления.

 

Список литературы:

  1. Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2001 — [Электронный ресурс] URL: http://www.unilib.neva.ru/ dl/quality/std/gsriso90002001.html. (Дата обращения: 3.04.15г.).
  2. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М, 2013. — 207 с.
  3. Джуран Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Высший уровень руководства и качество. — М.: Экономика, 2003. — 524 с.
  4. Мишин В.М. Управление качеством. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 463 с.
  5. Спольски Дж. Три метода управления // Проект «Эффективный человек в 21 в.». — [Электронный ресурс] URL: http://www.effman.ru/95.html (Дата обращения: 3.04.15 г.).