ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Секция: 4. Социология
XXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Социальная политика государства направлена на социальную помощь и поддержку семьи. Семья представляет огромную значимость для развития общества, выступая основным институтом становления личности. Вопросами изучения многодетных семей занимались следующие ученые: Павленок П.Д. и Руднева М.Я. В своих исследованиях они определили, что на данный момент в России в результате преобладания малодетных семей произошло смещение понятия «многодетная семья» — сейчас так называют семью с тремя детьми и более, хотя в демографии и социологии принято считать малодетной семью с 1—2 детьми, среднедетной — семью с 3—4 детьми, многодетной — семью с 5 детьми и более [4]. В связи с чем, возникает проблема оказания социальной помощи и поддержки многодетным семьям. Многодетные семьи нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства.
В настоящее время происходят стремительные изменения в политической, духовной и социально-экономических сферах жизни, под которые каждая семья вынуждена подстраиваться. Семьи могут сталкиваться с определенными трудностями, и, к сожалению, не каждая обычная семья в полной мере адаптируется к происходящим переменам, а многодетная семья тем более сталкивается с некоторыми сложностями в процессе организации быта, воспитания и социализации детей. Данные проблемы семья не может решить самостоятельно, возникает трудная жизненная ситуация, этим и объясняется необходимость социальной работы с данной категорией граждан.
Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Согласно региональному законодательству многодетной именуется семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 (18) лет. Следовательно, если в такой семье со временем остаются несовершеннолетними лишь двое детей, она утрачивает статус многодетной [6].
При исследовании характеристик, присущих многодетной семье, Павленок П.Д. и Руднева М.Я. выделили основные типы этих семей:
- семьи, в которых родители любят детей и хотели бы их иметь. В таких семьях дети являются ценностью, и родители делают все, чтобы их дети жили в хороших условиях;
- семьи, в которых родители не стремились иметь нескольких детей. Они могут образоваться в результате рождения двойни либо тройни, отсутствия планирования семьи, а также сохранение беременности по показаниям врачей;
- семьи, образовавшиеся в результате слияния двух неполных семей с детьми. В подобных семьях адаптация детей друг к другу может проходить достаточно долго, но в результате взаимоотношения в семье стабилизируются;
- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Такой тип семьи является источником отклонений в процессе воспитания и социализации детей. В подобных семьях желание родить еще одного ребенка обусловливается либо стремлением получить право на различные пособия, льготы и блага, либо психологическим самоутверждением в случае повторного или неудачного брака. При этом после рождения ребенка такие родители считают свою миссию выполненной и не задумываются о том, что его надо растить, воспитывать и дать ему образование [4].
Таким образом, многодетные семьи в современном обществе сталкиваются с теми же проблемами, возникающими в семьях, имеющих 1—2 ребенка. Однако дополнительные трудности возникают по причине большего по сравнению с обычными семьями количества детей. Родители в многодетных семьях несут повышенную нагрузку по содержанию и воспитанию большого количества детей, уходу и присмотру за ними.
Среди проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, Павленок П.Д. и Руднева М.Я. выделили следующие: материальная, жилищная, отношения с социальной микросредой, проблемы здоровья, проблемы в сфере образования, проблемы взаимоотношений в семье, проблемы юридического характера [4].
Возникновение материальных проблем обусловлено взаимосвязью между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Многодетные семьи являются менее обеспеченными, с низким уровнем дохода, поэтому отсутствует возможность удовлетворения в полной мере первичных потребностей в еде, одежде и др. Структура питания таких семей не отличается разнообразием [4]. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и употребляют больше углеводной пищи. А недостаточное получение основных продуктов питания вызывает определенные трудности в семье, связанные с психологическим и физическим состоянием родителей и детей. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование, а также на летний отдых. Кроме того, увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги, что увеличивает социальную напряженность. Невозможность удовлетворить свои потребности в одежде, развлечениях, товарах, которые имеют сверстники, может развить у детей чувство зависти, ненависти, агрессивности и требование невозможного.
Достаточно острой проблемой становится жилищная проблема. Это касается, в первую очередь, многодетных семей, в особенности, молодых семей, которые часто вообще не имеют жилья и вынуждены арендовать его. Стоит отметить, что проблемы с жильем оказывают и прямое, и косвенное влияние на развитие ребенка. Прямое влияние оказывается в период, когда ребенок становится более активным, начинает с большим интересом осваивать жизненное пространство. Если семья имеет ограниченные жилищные условия, то у ребенка вырабатывается пассивность, что, в свою очередь сказывается на развитии индивидуальности ребенка. Косвенное влияние заключается в том, что в стесненных жилищных условиях складываются более конфликтные отношения между членами семьи, что может вызвать у ребенка тревогу и психологический дискомфорт [4].
Также можно обозначить еще одну проблему ее отношения с социальной микросредой. Многодетные семьи зачастую формируют круг своего общения, испытывая дискомфорт в общении, установлении контакта с окружением. Дети из многодетных семей предпочитают оставаться дома, в то время, как сверстники из малодетных семей ведут активный образ жизни. Довольно сложным является общение многодетных (особенно женщин) с коллегами [1]. Окружающие люди в профессиональной среде и родственники многодетных семей не всегда одобряют многодетность, особенно в современных условиях. Вследствие чего многодетные родители отмечают отсутствие доброжелательного отношения к своей семье. Дети из многодетных семей сталкиваются с негативным отношением, трудностями в общении и несовпадениями интересов со сверстниками.
Зачастую в связи с трудным материальным положением многодетные семьи сталкиваются с проблемами со здоровьем. В таких семьях дети болеют гораздо чаще по многим причинам: наличие меньших материальных средств на лечение и уход за детьми; недостаточное внимание, уделяемое заболевшему ребенку из-за большого количества детей; стесненные условия, когда один ребенок в скученности может заразить другого. Однако на здоровье влияет и тот фактор, что в многодетных семьях дети могут приобрести вредные привычки, связавшись по причине недостатка внимания с плохой компанией. Прослеживается зависимость здоровья детей от здоровья родителей. В многодетных семьях отмечается самолечение, поздняя обращаемость в медицинские учреждения в случае болезни, недостаточное санаторно-курортное лечение, а также отсутствие систематического наблюдения за детьми специалистами [2].
Многие многодетные семьи часто сталкиваются с проблемами в сфере образования. Подобные семьи имеют меньшую возможность для обучения детей, их образования и воспитания вследствие отсутствия высоких доходов. Зачастую дети не посещают детские сады, неподготовлены к школе из-за ограниченного духовного и культурного развития, поэтому они плохо учатся, имеют пробелы в знаниях, подвергаются отрицательному влиянию улицы. Поэтому в многодетных семьях могут вырасти дети с асоциальным поведением. Такие семьи являются объектом работы специалиста по социальной работе и потребителями социальных услуг. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Как показывают исследования, чаще всего несовершеннолетние правонарушители и преступники воспитывались в неполных семьях по причине недостатка должного надзора со стороны родителя, тем более в многодетных семьях. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков, что затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни при построении отношений с социальным окружением, сверстниками и создании собственной семьи.
Важной и очень сложной проблемой многодетных семей является проблема взаимоотношений детей друг с другом, детей с родителями, родителей между собой, а также взаимоотношения с другими родственниками. Дети в многодетных семьях, оказываясь под строгим контролем родителей, старших сестер и братьев, бабушек и дедушек, имеют меньше свободы в принятии решений, в своих действиях и поведении. В результате личность ребенка будет формироваться с отклонениями: дети вырастают скованными, замкнутыми, закомплексованными и неразговорчивыми. Кроме того, на старших детей родители возлагают дополнительные обязанности по дому, заботе о младших детях и их воспитании. Поэтому старшим детям приходится отказываться от своих дел, желаний, что может ухудшить отношения между старшими и младшими детьми, породить ненависть друг к другу. Среди старших детей из многодетных семей наблюдается снижение социального возраста. Они рано взрослеют и менее связаны со своими родителями. На внутрисемейные отношения влияет также загруженность родителей как обязанностями по дому, уходу за остальными членами семьи, так и необходимостью много работать, чтобы обеспечить семью материальными благами [4].
Многодетная семья в настоящее время сталкивается с проблемами правового или юридического характера. Огромное количество многодетных семей не знают законодательства, не представляют, какие необходимы документы для реализации своих прав. Именно поэтому они нуждаются в помощи специалиста по социальной работе для разъяснения вопросов трудоустройства, порядка получения различных выплат, льгот, пособий, улучшения жилищных условий, получения ребенком образования, предоставления медико-социальной, психологической, юридической помощи; срочного социального обслуживания (обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилого помещения); а также вопросы информирования по выплате пенсий, пособий, компенсаций, льгот и т. п. [3].
Исходя из вышесказанного можно заключить следующее, многодетная семья сталкивается с огромным количеством трудностей, но все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителям в силу сложившихся обстоятельств необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий в процессе воспитания и социализации детей, чтобы сформировать личность с правильными жизненными установками и ценностями.
Итак, все перечисленные проблемы, так или иначе, сказываются на функционировании, развитии и жизнеспособности современных многодетных семей. К сожалению, в настоящее время такая семья не в состоянии самостоятельно решать проблемы такого характера. Вот почему многодетная семья является одним из объектов социальной работы. Нарушение функционирования семьи как социального института может отрицательно сказаться на функционировании общества. Многодетной семье в современной России требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования, путем качественного оказания социальных услуг и внедрением инновационных социальных технологий по работе с семьей на уровне социальных учреждений.
Список литературы:
- Андреева Т.В. Семейная психология — [Текст]: учеб. пособие Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
- Бурменская В.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы — [Текст]: учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
- Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
- Семьеведение / под общ. ред. П.Я. Циткилова. — Новочеркасск: Ростов н/Д. — 2002.
- Практическое пособие для юристов. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://of-law.ru/stati/mnogodetnaya-semya-i-problemy-ee-sotsialnogo-obespecheniya.html (Дата обращения 06.05.2015).