Принципы арктического туризма как средство установления международного сотрудничества
Секция: Юриспруденция
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Принципы арктического туризма как средство установления международного сотрудничества
Для стран циркумполярного мира в правовой, социальной, экономической и политической сферах перспективное значение имеет развитие арктического туризма, то есть туризма, локализованного территориальными пределами Арктики, которая, в свою очередь, признается северной областью Земли, включающей Северный Ледовитый океан, его моря, заливы, проливы, архипелаги, отдельные острова, северные побережья материков Евразии и Северной Америки [2]. Следовательно, организация арктического туризма осуществляется на территории восьми государств – России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании (Гренландия), Исландии.
На национальном уровне каждое из указанных государств регулирует вопросы развития арктического региона в пределах государственных границ посредством принятия органами власти арктических стратегий. В частности, приняты: 1) в 2008 году - Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [8], Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. [10]. Из содержания данных нормативных правовых актов следует, что в России формируется национальная арктическая политика, основанная на принципах открытости, сотрудничества и информированности о результатах освоения Арктической зоны [1, с. 23], что способствует укреплению позитивного имиджа России и, как следствие, развитию арктического туризма; 2) в 2009 году - Директива США в области национальной безопасности («Арктическая региональная политика») [11]; 3) в 2009 году - Канадская северная стратегия «Наш Север, наше наследие, наше будущее» [12; 17]; 4) в 2006 году – Норвежская арктическая стратегия [16; 20]; 5) в 2011 году - Шведская арктическая стратегия [18]; 6) в 2013 году – Финская арктическая стратегия [14]; 7) в 2011 году – Арктическая стратегия Королевства Дания на 2011–2020 гг. [19]; 8) в 2011 году – Концепция «Исландия 2020. Знание, устойчивость, благосостояние» [13]. Из содержания стратегий следует то, что туризм выделяется в качестве одного из перспективных направлений национальной политики. При этом учитывая, что Арктика, разделенная между государствами, тем не менее характеризуется в качестве единого природного объекта, то организация арктического туризма на территории любого из государств будет иметь сходных характер.
Таким образом, общность взглядов в отношении значимости туризма, единые климатические, биологические и иные особенности арктических регионов, находящихся под юрисдикцией конкретного государства, позволяют сказать, что развитие арктического туризма – это не только сугубо национальный интерес. Вопросы развития Арктики – это вопросы международного уровня, и политика одного государства не должна противоречить политике другого. Так, в целях упорядочения туристских отношений в Арктике в рамках деятельности Всемирного фонда дикой природы предложены десять основных принципов арктического туризма [15].
Выработанные принципы арктического туризма, сформулированные в качестве предписаний, можно объединить в определенные блоки.
Первый блок содержит положения по сохранению окружающей среды: 1.1) совмещайте туризм с охраной окружающей среды; 1.2) поддерживайте сохранение девственной природы и биоразнообразия; 1.3) рационально используйте природные ресурсы; 1.4) предельно понижайте уровень потребления, отходов и загрязнения. Так, деятельность туристских компаний, туристов должна осуществляться таким образом, чтобы не оказывать негативное воздействие на окружающую среду независимо от того, где осуществляется реализация арктического туристского продукта – на территории городов или за их пределами. Учитывая, что туризм организуется в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [6], то это так или иначе предполагает использование соответствующих ресурсов. В связи с этим заостряется внимание на реализации мер защиты арктических малонаселенных просторов, где туристские ресурсы (природные объекты) сохранились в неизменном виде.
Следующий блок принципов предполагает уважительное отношение со стороны туристов к местным традициям: 2.1) уважайте местную культуру и быт; 2.2) уважайте исторические и важные с научной точки зрения места. Важно понимать, что данные принципы необходимо учитывать не только при международном туризме, то есть в процессе посещения иностранного государства, но и при путешествии внутри своего государства. Например, реализация туристского продукта в России [3, ст. 69], Норвегии [4, ст. 111а], Финляндии [5, ст. 17] предписывает учитывать интересы коренных малочисленных народов.
Третий блок выражает рекомендации по выработке положительных последствий в отношении принимающей стороны и туристов при организации туризма: 3.1) местные сообщества должны получать выгоду от туризма; 3.2) квалифицированный персонал – это ключ к ответственному ведению туризма.
Четвертый блок отражает принципы, выполнение которых позволяет туристам избежать экстренных, непредвиденных ситуаций: 4.1) туризм должен носить познавательный характер; 4.2) соблюдайте правила безопасности.
Данные принципы носят рекомендательный характер, но их смысл заложен во многих нормативных правовых актах стран циркумполярного мира, особенно в области охраны окружающей среды [7; 9, с. 26-29].
В силу возрастания потребительского интереса к арктическому туристскому продукту, полагаем, что необходимо закрепить предложенные Всемирным фондом дикой природы принципы на уровне обязательных к исполнению предписаний на международном уровне в виде единого перечня, избегая их «разброса» по национальному законодательству. Необходимость такой процедуры видим в том, что арктический туризм представляет собой вполне обширное туристское направление деятельности. В рамках арктического туризма реализуется водный, экологический, этнографический и иные подвиды туризма, и потому можно создать отдельных акт, регламентирующий основы исключительно арктического туризма. Подобный документ отражал бы не только принципы туристской деятельности, но также специфические термины, права и обязанности участников туристских правоотношений и иные положения.
Таким образом, принципы арктического туризма могут выступать в качестве средства установления международного сотрудничества в части регламентации специфического вида туризма, а именно арктического.