Проблема дефицита кадров в аппаратах Уполномоченных по правам человека в РФ
Секция: Юриспруденция
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблема дефицита кадров в аппаратах Уполномоченных по правам человека в РФ
Кадры государственной службы – важнейшая ресурсная составляющая государственного управления. От их компетентности, деловитости, политических ориентации и духовно-нравственных качеств (честности, неподкупности, принципиальности) в значительной мере зависят будущее страны, результаты проводимых демократических преобразований. Даже самые полезные управленческие решения останутся пустой декларацией, если они не будут осознаны аппаратом управления, не станут руководством к конкретному действию. Именно поэтому стратегической задачей государства является создание высокоэффективной кадровой системы государственного управления, формирование стабильного, рационально структурированного, демократически и нравственно ориентированного состава государственных служащих.
Процесс формирования и совершенствования Аппарата Уполномоченного продолжается уже почти 20 лет и характеризуется проблемой постоянной нехватки кадров и низким уровнем его содержания, необходимых для полноценного функционирования Уполномоченного, особенно на настоящем этапе, когда поток обращений к Уполномоченному значительно возрос. Упомянутая численность рабочего Аппарата остается неизменной на протяжении 17 лет, хотя число обращений к Уполномоченному увеличилось за это время почти в 10 раз, что затрудняет своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан.
Вопрос нехватки работников, которые рассматривают многочисленные обращения граждан в Аппаратах Уполномоченных по правам человека в России, часто обсуждается на разного рода совещаниях и встречах российских омбудсменов.
Принявшая участие в работе Координационного совета Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова сообщила, что обратилась к премьер-министру страны Дмитрию Медведеву с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении числа сотрудников в Аппаратах Уполномоченных по правам человека, выделить на это соответствующие финансовые средства.
Из слов федерального Уполномоченного следовало, что в настоящее время проводится мониторинг ситуации с кадрами в Аппаратах региональных Уполномоченных по правам человека для получения полного представления о ситуации.
На сегодняшний день во властных структурах нет четкого понимания о роли института Уполномоченного по правам человека в гражданском обществе. Из ответов, исходящих из аппарата Уполномоченного, люди должны не только получать нужную информацию по поставленной им проблеме, но и почувствовать, что государство в лице Уполномоченного заботиться о нем, даже если его права не были нарушены.
Почему для аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ установлена численность работников 200 человек, включая технический персонал, когда ежегодно к нему обращаются десятки тысяч граждан. И ежегодно эта цифра увеличивается. Согласно ежегодному докладу Уполномоченного по правам человека в РФ в 2015 году, например, к Уполномоченному поступило 64 189 обращений граждан, государственных и общественных организаций и иных документов, что на 18% больше, чем в 2014 году [4].
Просматривается ситуация о том, что в двух регионах с одинаковым количеством жителей, штатная численность работников аппаратов могут отличаться друг от друга. С одной стороны, установление количества работников в аппарате Уполномоченного по правам человека является прерогативой самого субъекта, а с другой стороны, возникает вопрос по поводу права граждан России на защиту их прав со стороны Уполномоченных по правам человека [5]. Чем меньше будет количество работников, тем выше вероятность выполнения некачественной работы, в данном случае – защиты граждан. Уполномоченная по правам человека в РФ выразила готовность оказать содействие региональным уполномоченным в решении существующих проблем с численностью работников.
Есть и такие регионы, которые считают, что у них с кадрами все в порядке. Например, Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова сообщила, что 121 человека, которые есть у нее в аппарате, достаточно для выполнения тех задач, которые стоять пред омбудсменом Подмосковья. По ее словам, в Подмосковье один из самых больших аппаратов Уполномоченного по сравнению с другими регионами России. Решить этот вопрос кардинально можно только с помощью федерального Уполномоченного. Многие региональные Уполномоченные по тем или иным причинам не хотят, чтобы их индивидуальные региональные вопросы решались с помощью Москвы [2]. Региональные органы власти негативно относятся замечаниям и предложениям из федерального центра, связанным с дополнительными расходами бюджетных средств, в том числе с точки зрения самолюбия руководителей регионов, которые сами знают и понимают многие проблемы, но ограничении в своих действиях бюджетными приоритетами.
В этой связи необходимо на уровне федерального законодательства закрепить численность аппарата Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ пропорционально к численности, проживающих на территории субъекта РФ граждан, что повысит качество защиты прав граждан.
Еще одной проблемой Аппарата является низкая социальная защищенность его работников. Уровень денежного содержания работников Аппарата остается довольно низким. Это негативно сказывается на привлечении в Аппарат высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и способностями для работы в данной сфере [3].
Формальное отношение к институту Уполномоченного по правам человека со стороны некоторых руководителей регионов, которое выражается в том числе через выделение денег на содержание аппаратов Уполномоченных по правам человека, приводит к опорочиванию этого института в обществе. Отсутствие специалистов в необходимом количестве и в недостаточном обеспечение денежными средствами аппаратов Уполномоченных по правам человека в регионах, да и в аппарате самого Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, порой, становится причиной формального подхода при рассмотрении жалоб и обращений граждан. Это приводит к недовольству заявителей. Даже отрицательное решение, исходящее из аппарата Уполномоченного, тем более за подписью самого Уполномоченного, должно быть написано с уважением к заявителю, с пониманием его ожиданий. А как можно создавать такое письмо, требующее несомненно большего количества времени и подхода, когда у каждого исполнителя горы нерассмотренных обращений [1].
Институт Уполномоченного по правам человека не должен превращаться в формальное бюро жалоб из-за нехватки кадров и низкого уровня содержания рабочих аппаратов. Задуманный когда-то как орган, решения и рекомендации которого должны быть эталоном объективности, исходящие, прежде всего, из классического понимания прав человека, которое является не только юридической, но и этической категорией.