К вопросу о государственном регулировании сферой занятости населения (на примере Самарской области)
Секция: Политология
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу о государственном регулировании сферой занятости населения (на примере Самарской области)
Занятость населения представляет собой одну из важнейших ветвей социально-экономического развития страны, отражающая результаты экономического и социального действия всей системы экономики, что позволяет судить о благосостоянии страны и правильности выбранного направления развития [1].
В Российской Федерации политика занятости реализуется при помощи мер инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой и социальной политики. В первую очередь, это направлено на грамотное и эффективное использование производственных сил, повышению мобильности трудовых ресурсов, способствование гибким режимам труда и пр.
Основными задачами политики занятости являются:
1. формирование благоприятных условия для повышения доходов граждан;
2. управление соотношением спроса и предложения, обеспечение рациональной занятости;
3. повышение уровня конкурентоспособности и эффективности рабочей силы, способствованию постоянному процессу образования и совершенствования.
Государственная политика в сфере занятости представляет собой неотъемлемую часть социальной политики, осуществляемую на всех уровнях.
На федеральном уровне осуществляется формирование важнейших направлений политики занятости, ее целей и задач, в соответствии с демографической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой страны. А также обозначаются направления общей трудовой политики и поддержки безработных.
На региональном уровне проводится учет основных направлений государственной политики в сфере занятости, которые были обозначены на федеральном уровне. Некоторые меры на этом уровне носят более эффективный характер, например, по поддержке малого и среднего бизнеса. Согласно заданным целям политики, правительство регионов вправе осуществлять программы содействия жилищному, дорожному строительству и пр. Таким образом, эти программы влекут появление дополнительных необходимых рабочих мест. В табл.1 подробно представлены основные функции федеральных и региональных органов власти в сфере занятости населения [1].
Таблица 1.
Функции государственных органов власти в сфере занятости
Федеральный уровень |
Уровень субъектов РФ |
Разработка и реализация госполитики в сфере занятости, ее НПА |
Разработка региональной политики занятости на основе госполитики и с учетом местных условий, ее НПА |
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда |
Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса |
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы занятости с ее региональными и местными органами |
Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы занятости |
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости |
Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости |
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона |
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости |
Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона |
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами |
Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами |
На муниципальном уровне осуществляется непосредственно работа с населением и ведется реализация положения о политики занятости [4]. На рис.1 представлены основные элементы, с помощью которых происходит регулирование рынка труда на территории муниципального образования.
Рисунок 1. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования
На муниципальном уровне решение вопросов занятости населения состоит в следующем:
· разработка и осуществление способов контроля вопросов занятости, трудовых отношений и местного рынка;
· создание муниципальной службы занятости, если в этом есть необходимость;
· информационная поддержка в вопросах поиска работы;
· формирование банка вакансий, временных рабочих мест;
· создание центра психологический поддержки незанятого населения, тренинг молодых предпринимателей и т. д.;
· организация бизнес-инкубатора для предпринимателей;
· создание службы профориентации и учебного центра профессиональной подготовки;
· исследование рынка труда с целью выявления спроса на рабочую силу.
Также необходимо отметить, что в нашей стране создана достаточно полная нормативно-правовая основа регулирования сферы труда и занятости населения, которая получила отражение следующих нормативно-правовых актах. Среди них:
· Конституция РФ [5], а именно в ст. 37 закрепляется право граждан на защиту от безработицы. При этом, стоит отметить, что безработных в России свыше 1,5 млн. человек;
· международные правовые акты в сфере труда и занятости населения, которые включают в себя межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159;
· Трудовой кодекс Российской Федерации [5];
· Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ» и иные Федеральных законах, предусматривающих льготы для отдельных категорий граждан;
· Законы субъектов РФ;
· Указы Президента, предусматривающих льготы для отдельных категорий граждан;
· Постановления Правительства РФ от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения об организации общественных работ и порядок регистрации безработных;
· Приказ Минздравсоцразвития от 29 июля 2005 г № 485, который утвердил Положение о порядке финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан;
· региональные акты, коллективные договора и соглашения.
Обращаясь к вопросу государственного регулирования, сравним основные показатели занятости населения в целом по России и в Самарском регионе.
Рисунок 2. Численность рабочей силы в РФ и Самарской области (в возрасте 15–72 лет, тыс.чел.)
Для наглядности на рис.2 представим показатели рабочей силы в целом по Российской Федерации и Самарской области в частности.
Отметим, что численность рабочей силы в Самарской области на 1,5 пункта выше, чем по РФ в целом. Так же, превышение среднероссийского показателя произошло в сфере занятости населения.
Рост уровня рабочей силы в возрасте 15–72 лет по 2016 г. имеет положительную тенденцию [3].
Рисунок 3. Численность занятых в РФ и Самарской области (тыс. чел.)
Таким образом, согласно показателям рис.3 соотношение численности занятого и экономически активного населения составляет 95,5%, что выше аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации (94,2%) [2].
В течение последний лет в России прослеживается тенденция к снижению уровня безработицы. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы в 2016 г. составил 5,5%, т.е. 4,5 млн. человек. На рис.4 наглядно показана динамика уровня безработицы в РФ и Самарской области.
Рисунок 4. Динамика уровня безработицы в Российской Федерации и Самарской области
Что касается Самарской области, то уровень общей безработицы в 2016 г. составляет 4,1 % экономически активного населения.
Отметим, что регион находится на 6 месте среди субъектов РФ с самым низким значением данного показателя (среднероссийское значение – 5,8%).
Чем выше уровень безработицы, тем сильнее она влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, а значит, и на ее цену, т.е. негативно сказывается на динамике заработной платы. Таким образом, безработица увеличивает масштабы бедности в стране. Обеспечить положительную динамику рабочих мест способен только экономический рост, на базе которого можно создать реальные условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы в стране и решения широкого круга социально–экономических задач. А управление трудом, занятостью и трудовыми отношениями является одним из важнейших направлений регулирования государством экономики. Труд с точки зрения определяющего фактора производства становится значимым для достижения государством высокой производительности. Получаем, что государство отвечает в той или иной мере за обеспечение граждан трудовой деятельностью и озабочено наличием безработицы.