Евразийская интеграция на постсоветском пространстве
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Евразийская интеграция на постсоветском пространстве
В статье рассмотрены особенности интеграции на постсоветском пространстве и предпосылки создания Евразийского экономического союза, а также указаны основные этапы развития Евразийского экономического союза.
Интеграция является объективным процессом углубления в масштабах всей планеты разнообразных связей, достижение качественно нового уровня взаимодействия, целостности и взаимозависимости в экономике, финансах, политике, науке и культуре.
Смысл интеграционной парадигмы развития заключается не только во взаимном переплетении экономик и финансов различных стран, но, главным образом, в международной социальной интеграции, то есть в переносе центра тяжести с собственно финансово-экономической и торговой на социально-культурную жизнедеятельность мирового сообщества. Особенно актуальна проблема интеграционного развития на постсоветском пространстве.
Евразийский экономический союз создан с целью сформировать и развить евразийское единое экономическое пространство т.е. осуществлять эффективную реализацию тех важных преимуществ, которые создает свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории намного большей, чем в отдельности каждая страна, ставшая частью Союза.
Создав Союз, суверенные государства делегировали некоторые полномочия регулирующему органу – Евразийской экономической комиссии – для того, чтобы важные вопросы, связанные с развитием экономических «классических свобод», касающиеся всех членов Союза, результативно решались на Евразийском уровне ради общего блага и в интересах каждой страны.
Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза отражена в таблице 1.
Таблица 1.
Хронология интеграционных процессов государств-членов Евразийского экономического союза
|
ЕврАзЭС |
Таможенный союз |
ЕЭС |
МОТ |
Армения |
- |
02.01.2015 |
02.01.2015 |
03.02.2003 |
Беларусь |
30.05.2001 |
06.07.2010 |
01.01.2015 |
в процессе переговоров |
Казахстан |
30.05.2001 |
01.07.2010 |
01.01.2015 |
30.11.2015 |
Кыргызская Республика |
30.05.2001 |
12.08.2015 |
12.08.2015 |
20.12.1998 |
РФ |
30.05.2001 |
01.07.2010 |
01.01.2015 |
22.09.2012 |
Таджикистан |
30.05.2001 |
- |
- |
02.03.2013 |
Все действия в Евразийском союзе базируются на договорах, составляющих право ЕАЭС, которые добровольно и демократично принимаются всеми государствами – членами Союза. Договоры обсуждаются и детально согласовываются и подлежат ратификации национальными парламентами.
Принципы деятельности Евразийского Экономического Союза закреплены в ст. 3 Договора о Евразийском экономическом союзе [1].
Странами–участниками создаются благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, которые способны поставить под угрозу достижение целей Союза.
Россия для бывших стран СССР на данном этапе является довольно значительным партнером во внешнеторговом обмене и не только, и эти отношения важны для нашего государства.
Однако сегодня стоит вопрос не просто о сотрудничестве, а об интеграции, собственно о включении отдельных стран в Евразийский экономический союз. В случае присоединения к ЕАЭС предполагается прирост ВВП, но в первую очередь для стран основательниц, а в дальнейшем для присоединившихся стран за счет снижения цен и увеличения экспорта сельскохозяйственной и металлургической продукции.
На данном этапе странам бывшего СССР желательно расширять рынки сбыта и налаживать международные связи. Для каждой из них по отдельности будет в край сложно достичь желаемой цели самостоятельно, именно поэтому необходимым шагом является интеграция в ЕАЭС.
Исторически сложилось так, что Евразийский Экономический Союз является одним из основных приоритетных союзов для стран бывшего СССР. Это объясняется наибольшим рынком сбыта товаров и услуг, территориальной близостью стран, подобным законодательством, нормами, принципами, стандартами и тому подобное. Невозможно избегать для этих стран возможность выхода на европейские рынки сбыта, но на современном этапе эти страны не выдержат конкуренции с качественными товарами стран Европейского Союза. Значительное количество продукции, которая ввозится на рынки каждой отдельной республики СССР, производится бывшими постсоветскими странами.
Так, в 2016 году удельный вес импорта по странам ЕАЭС составляла 40,1 % от общего объема импорта товаров по странам мира (табл. 2), доля же экспорта составила 32,6 % от общего объема экспорта товаров по странам мира (табл. 3).
Таблица 2.
Объемы импорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах
Страна |
Импорт |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
млн.долл. США |
удельный вес, % |
млн.долл. США |
удельный вес, % |
млн.долл. США |
удельный вес, % |
|
Беларусь |
2567,5 |
4,2 |
4211,8 |
5,1 |
5068,5 |
6,0 |
Казахстан |
766,2 |
1,2 |
1676,0 |
2,0 |
1494,8 |
1,7 |
Россия |
22198,1 |
36,5 |
29132,1 |
35,2 |
27418,4 |
32,4 |
Всего по странам ЕАЭС |
25531,8 |
41,9 |
35019,9 |
42,3 |
33981,7 |
40,1 |
Всего по странам мира |
60742,2 |
100 |
82608,2 |
100 |
84658,1 |
100 |
Методологически важно сравнивать объемы импорта вообще и в разрезе отдельных стран с объемами экспорта. Именно такое сравнение предоставляет возможность сделать вывод относительно эффективности внешнеторговых отношений стран вообще и с отдельными странами в частности.
Таблица 3.
Объемы экспорта товаров по странам мира в 2014–2016 годах
Страна |
Экспорт |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
млн.долл. США |
удельный вес, % |
млн.долл. США |
удельный вес, % |
млн.долл. США |
удельный вес, % |
|
Беларусь |
1899,1 |
3,69 |
1922,3 |
2,8 |
2251,0 |
3,27 |
Казахстан |
1300,4 |
2,5 |
1857,6 |
2,7 |
2459,3 |
3,57 |
Россия |
13428,2 |
26,1 |
19819,8 |
28,9 |
17631,6 |
25,6 |
Всего по странам ЕАЭС |
16627,7 |
32,29 |
23599,7 |
34,4 |
22341,9 |
32,4 |
Всего по странам мира |
51405,2 |
100 |
68394,2 |
100 |
68809,8 |
100 |
Если правительство любой из постсоветских стран изберет политику интеграции в ЕАЭС, то уровень импортируемой продукции возрастет в несколько раз, в свою очередь, эти страны смогут реализовать свой экспортный потенциал на рынках стран ЕАЭС.
Кроме положительных аспектов вхождения в ЕАЭС также возможно возникновение ряда негативных явлений в экономике отдельных стран, а именно:
во-первых, ограничения самостоятельного ведения торговой политики в рамках Евразийского Экономического Союза;
во-вторых, невозможность интегрироваться в ЕАЭС и Европейском Союзе одновременно;
в-третьих, ограничения в освоении новых рынков сбыта, невозможность привлечения европейских бизнес-партнеров и получения иностранных инвестиций, которые могли бы улучшить технологическое и техническое положение промышленности страны.
Экономические преобразования в условиях кризиса и процессы интеграции происходящих во всем мире, не оставляют шансов любой стране искать и устанавливать свои собственные, национальные правила регулирования, в результате чего формируется новая философия регулирования. Сегодня можно с полной уверенностью говорить о появлении принципиально нового подхода регулирования, учитывающего предпринимательские интересы участников внешнеэкономической деятельности. Современное таможенное регулирование развивается в условиях таможенной интеграции. Одним из направлений развития методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства на мировом торговом пространстве является создание таможенных союзов между государствами. Данное интеграционное объединение решает не только проблему беспошлинной торговли между странами-участницами, но и дает возможность установить единый таможенный тариф для решения проблемы трансграничного перемещения товаров.