Обращение граждан и юридических лиц в Конституционный Суд Республики Беларусь
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Обращение граждан и юридических лиц в Конституционный Суд Республики Беларусь
В правовых системах современных государств Конституция определена как особый нормативно-правовой акт, обладающей высшей юридической силой, который представляет собой основной закон государства. На конституционных нормах и принципах формируются законодательство и правоприменительная деятельность, осуществляется правовое регулирование и конституционализация общественных отношений. Верховенство Конституции и её прямое действие не может реализовываться без действенных юридических средств обеспечения её верховенства. В этих целях конституционные суды осуществляют конституционный контроль нормативных актов, выступающих «хранителями» конституции, обеспечивая её юридическую защиту. Обеспечение и защита прав человека, утверждение идеи верховенства права, правового государства объективно привело к внедрению их институциональных компонентов, ключевым из которых стал конституционный контроль. В современном мире существует две основных модели конституционного контроля: американская и европейская.
Особенностью американской модели конституционного контроля является её децентрализованный и инцидентный характер, при котором суды проверяют конституционность законов в процессе рассмотрения конкретных дел и могут не применять норму закона, которую они сочтут неконституционной. Решения суда в таком случае носят обязательную силу только в отношении сторон конфликта. Данная модель характерна для стран англосаксонской правовой семьи.
Для европейской модели же общим является то, что функции конституционного контроля осуществляются специально созданными созданным для этой цели органом, то есть система имеет централизованный характер. Конституционный контроль носит общий характер и не связан с рассмотрением конкретного дела.
Механизм конституционного контроля Республики Беларусь вытекает из европейской модели конституционного контроля. Специализированным органом по осуществлению конституционного контроля в Республике Беларусь является Конституционный Суд. Конституционный суд является высшим специализированным судом, выполняющий особую контрольную функцию, которая направлена на обеспечение верховенства Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и в применении права.
Согласно ст.60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные сроки. Однако Конституционный суд Республики Беларусь, в соответствии с ст.116 Конституции, не в праве рассматривать обращения граждан в случае нарушения их конституционных прав и свобод.
На основании ст.116 Конституции и ст.22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, контроль за конституционностью правовых актов может инициироваться по предложению Президента, Совета Министров, Палаты Представителей или Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда. Граждане и юридические лица не включены в состав субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный суд.
Для граждан и юридических лиц Республики Беларусь предусмотрен косвенный вид доступа к конституционному правосудию.
43 статья «Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда» Регламента Конституционного Суда гласит, что государственные органы, не предусмотренные ст. 116 Конституции, общественные объединения, а также граждане могут выступать с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь. Своеобразным продолжение данной статьи является статья 43-1 «Обращение в Конституционный Суд иных субъектов». Согласно данной статье, обращения иных субъектов в Конституционный Суд на основании статей 40, 112, 122 и других статей Конституции и законов Республики Беларусь могут быть рассмотрены по решению Конституционного Суда посредством устного разбирательства либо путем использования письменной формы исследования материалов дела без приглашения в судебное заседание представителей государственных органов, принявших нормативный акт, и лиц, направивших обращение в Конституционный Суд.
Исследуя положения Регламента Конституционного Суда, нельзя обнаружить чёткий механизм обработки обращений граждан. Ясен только тот факт, что рассматривают данные обращения по упрощённой процедуре. Как показывает практика, эти решения носят рекомендательный характер для органов государственной власти и далеко не всегда влекут за собой принятия требуемых мер. Существует несколько спорных моментов:
1) Право на рассмотрение Конституционным Судом таких обращений прямо не закреплено в законе, только в подзаконном нормативным правовым актом, коим и является Регламент Конституционного Суда.
2) Неизвестен процесс отбора жалоб для рассмотрения. Если рассматривать Послания Конституционного Суда более раннего периода, то можно обнаружить информацию о количестве обработанных жалоб, чего нет в Посланиях за 2015 и 2016 годы. За период 2016 года в Конституционный Суд от граждан и юридических лиц поступило 744 обращения, и доподлинно не известно, были ли они все рассмотрены или нет.
3) У граждан нет возможности обжаловать отказ Конституционного Суда в рассмотрении обращения.
Все это ставит под сомнение законодательное регулирование, связанных с правом граждан на обращение в Конституционный суд. Первоначально предполагалось, что конституционная жалоба может быть подана гражданином при нарушении его конституционных прав и свобод при условии, если предварительно заявителем были использованы обычные средства судебной защиты. При этом конституционная жалоба может быть направлена против любых актов государственных органов, а также действий (бездействия) должностных лиц.
Следует также обратить внимание на неактивность уполномоченных органов, входящих в перечень инициаторов внесения предложений о проверки конституционности нормативных правовых актов. Так в 2015 и 2016 годах предложения уполномоченных субъектов об инициировании проверки конституционности нормативных правовых актов в Конституционный Суд Республики Беларусь не вносились, однако в 2015 и в 2016 году к уполномоченным субъектам поступило 59 и 72 инициативных предложения соответственно. Уполномоченные органы посчитали, что излагаемые в обращениях проблемные вопросы не являются достаточными основаниями для обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь.
Исходя из вышесказанного, видно, что предусмотренная частью третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей особая форма косвенного доступа граждан и организаций к конституционному правосудию – через субъектов, уполномоченных обращаться с предложениями о проверке конституционности актов, является на практике мало реализованной.
Таким образом, в рамках темы, освещённой в этой статье, и в целях развития доступа граждан к конституционному правосудию необходимо обеспечить решение следующих задач:
· Предотвращения нарушения конституционной законности;
· Повышение активности уполномоченных субъектов в сфере нормотворчества;
· Утверждение конституционности в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
· Установление чёткой правовой регламентации процесса отбора и рассмотрения обращений;
· В общем смысле – повышение роли Конституционного Суда в жизни общества и государства.
Данные действия окажут позитивное влияние на состояние и развитие правовой системы Республики Беларусь, в том числе и на конституционный контроль, что нимало для дальнейшего совершенствования законодательства и в целом формирования правового государства.