К вопросу об островах: российско-японские отношения
Секция: Политология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу об островах: российско-японские отношения
Возникновение на постсоветском пространстве в конце XX века новых суверенных государств, вывело на международную арену и Российскую Федерацию, заявив себя правопреемницей Советского Союза. Именно в то время начинают развиваться новые сложные и противоречивые интеграционные процессы. Перед Россией встает вопрос о том, в каком направлении выстраивать новые международные отношения и с кем сотрудничать по различного рода вопросам, с кем искать точки соприкосновения и объединять рынки.
С распадом Советского Союза исчезло идеологическое противостояние с Японией, длившееся в течение всей «холодной войны». По истечению стольких лет, Россия начала относиться к Японии как к крупной мировой самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах. Япония, в свою очередь, одной из первых признала правительство Российской Федерации в декабре 1991 года, и в скором времени после этого заявила о намерении повернуть свой политический курс в сторону новообразовавшегося государства.
Довольно долго было распространено мнение, что отношения между данными государствами не способны преодолеть историческую инерцию взаимного недоверия, сконцентрированного и поныне вокруг проблемы территориального размежевания, и потому обречены на довольно низкий уровень развития [6]. Но процесс этого преодоление, каким бы сложным он ни был, имеет место быть, ибо для Японии появляется множество полезного от взаимодействия с Россией в рамках двусторонних отношений, а также в рамках «Большой восьмерки». Россия воспринимается Японией как серьезный партнер в мировых делах, а оснований для опасения об угрозе (военной или экономической) со стороны России, как были со стороны СССР, отсутствуют.
В начале второй декады XXI века, взаимоотношения между двумя государствами окрепли: состоялось несколько встреч на высшем уровне между президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ; имели место встречи в рамках G8 и G20; также визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и министра обороны РФ Сергея Шойгу в Токио [2]. Но в 2014 году атмосфера двусторонних отношений России и Японии пострадала на фоне присоединения Токио к антироссийским санкциям вместе с рядом западных стран, всвязи с ситуацией на Украине, но межгосударственные отношения остались на прежнем уровне.
На сегодняшний день, диалог между Россией и Японией на высшем уровне поддерживается постоянно. 27 апреля 2017г. президент России Владимир Путин встретился в Кремле с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. На повестке дня до сих пор очень остро и актуально стоит вопрос принадлежности южных Курильских остров, который остается неурегулированным со времен Второй мировой войны. Проводя исторический экскурс, можно наблюдать такую ситуацию: по окончанию войны все Курильские острова были включены в состав СССР. Однако, принадлежность некоторых островов Большой гряды Курильских островов (Итуруп, Кунашир), самого крупного острова Малой гряды Курильских островов, Шикотан, и группы островов Хабомаи, оспаривает Япония. Юрисдикция СССР над Курильскими островами была установлена Сан-Франциским мирным договором между Японией и союзниками:
Сан-Францисский мирный договор (1951). Глава II. Территория.
с) Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г [4].
Во второй половине XX в., между бывшим СССР и Японией был заключен ряд договоров и деклараций, которые прекращали состояние войны, восстанавливали дипломатические отношения, обеспечивали взаимодействие в вопросах безопасности. Но мирный договор между двумя государствами до сих пор не подписан. Именно проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора.
Позиция Москвы по данному вопросу состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия. Поэтому, они являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закреплёнными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит [3]. 18 февраля 2014 года министр иностранных дел РФ заявил, что «Россия не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор». 22 августа 2015 премьер-министр Дмитрий Медведев в связи со своим посещением острова Итуруп сформулировал позицию России, заявив, что Курильские острова «являются частью РФ, входят в субъект РФ под названием Сахалинская область, и поэтому мы посещали, посещаем и будем посещать Курилы» [7].
Позиция Японии по данной проблеме является прямо противоположной позиции России. Япония считает, что северные территории являются исторически – вековыми территориями Японии, поэтому, по их мнению, они находятся под незаконной оккупацией России. Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых ранее соглашений (Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года и т.п.).
Также, согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата (Япония готова пойти на согласие с российским правительством, чтобы проживающие на данных территориях граждане не подверглись насильственному выселению, которому когда-то подверглись японцы, выселенные Иосифом Сталиным) [5].
Не менее важным вопросом, в рамках данного территориального спора, стоит вопрос национальной и международной безопасности, ведь опасность конфликта между Россией и Японией существует. Оба государства защищают «свои» территории определенным количеством вооружений и войск.
Из выше сказанного мы видим, что для обеих стран вопрос Курильских островов за долгие десятилетия стал делом принципа. Ни одна из сторон не хочет уступать свою позицию в пользу другой. Более того, с политической точки зрения, подобные уступки могут грозить лидерам серьёзнейшими электоральными потерями, а в крайнем случае – крахом политической карьеры. Особую роль занимает политико–экономическая и военно – стратегическая ценность вопроса. Как сказал начальник Федерального главного управления «МАП Сахалина» министерства транспорта РФ Егоров М. И: «В случае уступки территориальным требованиям Японии, Россия потеряет незамерзающие пролив Фриза и пролив Екатерины. Тем самым Россия потеряет свободный выход в Тихий Океан. Япония обязательно сделает проход через проливы платным или ограниченным» [8]. Данное предположение не вызывает сомнения, хоть и суть его состоит в ограничении мирного прохода судов через отдельные участки территориальных вод определенного государства без указания на интересы безопасности государства, противоречило бы Международному морскому праву, а также Конвенции ООН по морскому праву, ратифицированную Японией.
Вопрос Курильских островов до сих пор обсуждается на встречах на высшем уровне между правительством РФ и Японии. Не стала исключением и уже упомянутая недавняя встреча (27.04.2017) Владимира Путина с Синдзо Абэ, где Курильский вопрос стоял в центре внимания. Токио не скрывает, что считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными «северными территориями». Москва, в свою очередь, считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит. И по вопросу о принадлежности островов страны сохранили свои позиции. Итогом встречи В.В.Путина и Синлэо Абэ стала договоренность о том, что две страны будут вести совместную экономическую деятельность на Курилах [1].
Касательно хозяйственной деятельности на северных островах, Москва и Токио обсудили начало туристических туров в районе островов, и предоставления медицинского сервиса российским жителям Курил. Эти проекты были предложены Японией, которые она требует реализовывать в соответствии с системой, которая учитывала бы законодательства обеих стран: полицейские силы, налогообложение и так далее. Россия, в свою очередь, свою позицию не меняет: проекты не должны противоречить российским законам.
Таким образом, можно сделать вывод, что Курильский вопрос и подписание мирного договора между Российской Федерацией и Японией, на данный момент является точкой преткновения во внешнеполитической деятельности двух стран, а также во внутриполитической деятельности каждой страны в отдельности. Ни одна из сторон не идет на компромиссы, хотя обсуждение вопроса поднимается практически на каждой встрече на высшем уровне. Решение вопроса возможно только путем длительных и упорных переговоров, которые, в свою очередь, шаг за шагом, привели бы к подписанию выгодного для обеих стран договора. Ни одна международная организация и ее деятельность или полномочия, ни проведение референдума не позволит столь основательно разобрать и решить данный насущный вопрос. Поэтому, дело стоит за эффективной коммуникацией обеих стран во имя достижения общей цели и обеспечения международной безопасности, а также, в первую очередь, безопасности собственных граждан, каждой спорящей и противостоящей стороне в данном вопросе.