Сущность и правовая основа государственного и муниципального управления в РФ
Секция: Политология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Сущность и правовая основа государственного и муниципального управления в РФ
В условиях сложившейся сложной социально-экономической ситуации в стране наиболее остро встает вопрос об эффективности государственного и муниципального управления в РФ, о скоординированной, четкой и отлаженной работе всех структур власти.
В России высшим политическим руководством поставлены новые цели развития, реализовать которые можно не только качественно преобразовав принципы государственного управления, но и технологически усовершенствовав сотрудничество государства и общества при осуществлении инновационного сценария развития, модернизации экономики и социальной сферы. Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав, реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества.
Последние десятилетия в России знаменуются многочисленными реформами и пересмотром принципов организации государственного управления и приобретают важнейшую теоретическую и практическую значимость. Политические, экономические и социальные преобразования в Российской Федерации, происходящие в последние годы, сопровождаются существенным реформированием системы государственных органов.
Нормативно закрепленное понятие государственного управления установлено ФЗ от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и оно основано на широком подходе: государственное управление – это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Г.В. Атаманчук дает следующие характеристики государственного управления:
· это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера;
· это деятельность подзаконная и государственно-властная;
· это деятельность организующая, направленная на практическое исполнение законов;
· это деятельность специально выделенных органов государства - органов государственного управления.
Требования к эффективности государственного и муниципального управления закреплены в законодательстве большинства стран (Сингапур, Германия, Мексика, Китай и др.). Именно эффективность государства в целом предполагает эффективность публичного управления, а именно эффективное функционирование государства в целом, всех ветвей власти.
Под эффективностью государственного и муниципального управления в РФ в выпускной квалификационной работе мы понимаем такую деятельность органов власти по реализации своих полномочий, которая реализуется на основе правового закрепления индикаторов эффективности, адекватно характеризующих процесс управления; на основе получения реалистичных результатов в рамках системы аудита эффективности; на основе информационной открытости, публичной интеграции для принятия решений в системе государственного управления.
Основным элементом механизма государства является государственный орган, который представляет собой часть государственного аппарата. Механизм государства, выступая олицетворением государственной власти, включает в себя все государственные органы.
Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.
Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.
Таким образом, государственный орган можно характеризовать, прежде всего, как организацию, коллектив, управляемую группу людей. Но для органа государства характерно то, что он является организацией политической, т.е. наделенной государственной властью, призванной выступать от имени государства, выполнять его функции. Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.
Для государственных органов характерны следующие признаки:
· представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
· наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах; - имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
· вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
· действует от имени государства;
· наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
· состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Фундамент исследуемого механизма государственных органов базируется на национальном законодательстве и документах международного права, нормативных актах, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также ведомственных актах нормативного характера. К числу внешних, организующих факторов обеспечения этого процесса относятся различного рода социальные учреждения и институты, которые призваны выполнять в указанной сфере функции по совершенствованию правовой базы, а также созданию эффективных контрольных процедур и т. п.
Немаловажное значение имеет и ответственное поведение должностных лиц этих учреждений и институтов. От их деятельности во многом зависит состояние законности, правопорядка и других сфер функционирования общественного организма. Отсюда и та значительная роль, которая отводится законодательному определению правомочий должностных лиц и их ответственность за принимаемые решения.
В условиях взятого курса государственно-правового развития современной России на дальнейшее упрочение правового государства, гражданского общества, дальнейшей эволюции демократических институтов как основ конституционного строя, закрепленных в таком качестве в Конституции РФ, необходимо подробное освещение проблем юридической ответственности органов государственного управления.
В Конституции России и принятых на ее основе конституциях (уставах) Субъектов Российской Федерации появились институты Главы государства, высших должностных лиц и сопровождающие их механизмы ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, неприкосновенности, иммунитета представительной власти. Развиваются институты парламентской ответственности, статуса должностных лиц, в рамках которых также проявляются меры принуждения, применяемые за невыполнение обязанностей в рамках установленного правового статуса. В российском конституционном законодательстве выделилась целая группа норм, предусматривающих меры принуждения, применяемые к субъектам конституционного статуса за нарушение режима, предусмотренного этим статусом.
Субъекты реализующие эффективное государственное и муниципальное управление, в том числе и органы исполнительной власти, наделены конституционным статусом. Возможность применения к таким субъектам мер конституционно-правовой ответственности включена в их конституционный статус как необходимый элемент. Характер деликтов как оснований негативной конституционной, ответственности зависит от содержания конституционного статуса субъекта конституционно-правовых отношений.