Развитие бухгалтерского учета в Китае
Секция: Экономика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Развитие бухгалтерского учета в Китае
Во временном промежутке, в котором правила династия Цинь, в норме материального права того времени, а именно из закона «Саолюй» вытекало обязательство отображать реальные показатели деятельности, вменено обязательство избегать ошибок. Данный акт материального права того времени структурно содержал сведения о введении отчетности, и калькулировании сводных показателей для отображения в последней, описывалась методологические принципы учета потерь активов (собственности). В ханьском законоположении «Шапцзи-люй», была сформулирована методология по которой сводная бухгалтерская отчетность направлялась для сдачи и анализа в столицу. Данным нормативным актом того времени по сути зарождалась нынешняя модель вертикально интегрированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, при этом за нарушения сроков подачи указанной отчетности, указанным актом определялась санкции, в виде определенных негативных последствий для нарушителя такого порядка.
Династии Суй (581–618) и Тан (618–907) также имели нормативные акты материального права направленные на формулирование методологии ведения записей и счетов, а также санкционных мер за недостоверность предоставленной отчетной информации.
Государство по сути как надзорная инстанция, осуществляло регулирование бухгалтерского учета, на протяжении всего промежутка времени существования такого учета как такового.
Такое регулирование и построение методологии получило наиболее полное завершение после 1949 года, когда были окончательно выстроены методологические принципы, учета в плоскости разных отраслей.
В начале 20-го века, а именно в 1914 году, правительство Китайской Республики опубликовало первую часть материального Закона о бухгалтерском учете.
Вскоре после вышеуказанных действий по общему законодательному оформлению методологии бухгалтерского учета, последовало в 1915 году отдельных специальных положений, а именно: «Правила ведения бухгалтерского учета на железных дорогах»,
В 1921 году вышеуказанные специальные нормы построения методологии бухгалтерского учета отдельно взятой отрасли, были отредактированы, и усовершенствованы, что придало последним новую форму, в новом издании.
В период с 1927 года Гоминьдановское правительство опубликовало «Правила бухгалтерского учета», разработанные методологически Министерством финансов, «Метод единой системы бухгалтерского учета» и ряд иных специальных нормативных актов регулирующих методологическое и структурное построение бухгалтерского учета в Китае. В 1935 году был опубликован разработанный Закон «О бухгалтерском учете».
В 1947 году – издан Закон «О бухгалтерах».
Вышеуказанная законодательно – нормативная активность, указывала на увеличение потребности в бухгалтерском учете, и отображала соответственно мировой тренд, к нормативно – законодательной регламентации последнего.
В декабре 1949 года создана Китайская Народная Республика. В рамках действующего на том момент указанного государственного образования, была создана специальная организация, в методологическом и оперативном регулировании которой находилась система бухгалтерского учета государства.
В январе в 1951 г. Государственный административный Совет КНР делегировал Министерству финансов властные полномочия в сфере бухгалтерского учета, а именно: право на управление системой бухгалтерского учета предприятий находящихся в государственной собственности.
С этого момента времени, и в будущем все новеллы в сфере бухгалтерского учета и отчетности разрабатывались и утверждались данной государственной структурой, и только тогда, внедрялись практически.
В Китае бухгалтерский учет требования к ведению бухгалтерского учета являются унифицированными. Одна из базовых основ бухгалтерского учета – План счетов состоит из пяти элементов, составляющих основное ядро бухгалтерского учета, а именно:
· счет активов – предназначен для учета видов активов (основных фондов), которое находится в распоряжении предприятия, и находящиеся в обороте последнего (денежные средства в банке, счета к получению, земля, запасы, сооружения, векселя к получению, торговые товарные запасы, производственные запасы, пр.);
· счета финансовых обязательств – задолженность перед кредиторами, а именно: долговые обязательства предприятия, перед финансовыми учреждениями, налоговым и социальным отчислениям в бюджеты разных уровней, перед персоналом такого предприятия;
· счета капитала собственника – аналитические счета бухгалтерского учета данной категории (элемента), ведут соответственно аналитический учет размер долевого участия собственников в корпоративных правах данного предприятия;
· счета доходов – аналитические счета бухгалтерского учета данной категории (элемента), ведут соответственно аналитический учет касательно объема выручки, полученных предприятием от продажи готовой продукции, выполненных и оказанных услуг, а также доходы, полученные от реализации имущества предприятия; доходы полученные в виде дивидендов на инвестиции, сделанные в ценные бумаги других предприятий; доходы, полученные в виде процентов по размещенным банковским депозитам, и т.д;
· счета расходов – аналитические счета бухгалтерского учета данной категории (элемента), ведут соответственно аналитический учет касательно осуществленных фактически, затрат ресурсов, в результате чего стало возможным получение в отчетном периоде определенных доходов (стоимость реализованных товаров по закупочным ценам, затраты сырья и материалов, затраты на рекламу, амортизация оборудования).
Бухгалтерский учет в Китае, как уже отмечалось ранее, является унифицированным и ведется соответственно по единым стандартам, в виде специальных требований:
· Бухгалтерское отражение экономической активности базируется на фактически осуществленных транзакциях, правдиво отражая финансовую ситуацию и хозяйственные результаты;
· Информация, отображенная в первичной и отчетной бухгалтерской документации, соответствует требованиям государственного органа уполномоченного осуществлять оперативное управление в сфере методологии ведения бухгалтерской отчетности;
· Методология ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода должна быть единой;
· Своевременность проведение проводок в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и сводной отчетности;
· Бухгалтерские проводки и отчетность должны быть четко сформулированными, с целью их дальнейшего анализа;
· Доходы должны сопоставляться с операционными издержками бухгалтерские проводки материальных потерь и издержек должны основываться на реальных показателях;
· Каждая единица имущественных активов должна учитываться по фактической себестоимости;
· Финансовый отчет – как сводный документ, должен в полном объеме и всесторонне отображать финансовое положение конкретного субъекта, по деятельности которого ведется такой учет.
Все аналитические регистры, и сводная финансово-бухгалтерская отчетность ведутся на государственном языке. При этом следует отметить, про то, что допускается параллельное ведение такой отчетности на иностранном языке, либо языке национального меньшинства.
Аналитические регистры бухгалтерской и финансовой отчетности хранятся 1–5 лет. Записи в аналитической и сводной отчетности, ведутся в национальной денежной единице Китая, но могут вестись и в другой валюте, если об этом имеется соглашение, например между партнерами в совместном предприятии. Если используется иностранная валюта, данные финансовых отчетов должны быть конвертированы в юани в конце года.
Модель ведения бухгалтерского учета в Китае относится к континентальной модели. Этой модели присуще иметь следующие характеристики, а именно: тесная взаимосвязь с финансовыми институтами; которые в основном и удовлетворяют финансовые запросы компаний.
Бухгалтерский учет регулируется соответствующими нормами материального права, а именно законодательно, последнее отличается консервативностью. Основной нормативным документом, регулирующий организацию бухгалтерского учета в Китае имеющего статус специального - является Закон «О бухгалтерском учёте». Данный законодательный акт, на уровне материального права, стандартизирует существующую модель и методологию ведения бухгалтерского учета, и направлен на усиление роли бухгалтерского учета в поддержании порядка социалистической рыночной экономики, укреплении экономического управления и повышении эффективности действующей экономической политики государства.