Влияние организационной культуры на деятельность организации
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние организационной культуры на деятельность организации
Руководители различно относятся к оцениванию эффективности работы организации. Вместе с тем условия результативности зависят от ситуаций, обстановки и среды, в которых фирма работает.
В последних исследованиях зафиксировано, что организационная культура может представлять собой показатель выполнения внутриорганизационных работ. Проанализировав результаты исследований известных американских организаций, Т. Питерса и Р. Уотермана можно прийти к выводу, что компании, которые хотят достичь только финансовых целей, получают в итоге худший финансовый результат, чем те компании, которые четко формулируют свою миссию, ценности и идеологию [2].
Переменными, которыми определяется эффективная работа организации могут служить функции организационной культуры – круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы. Управляющую же систему следует рассматривать как систему материальных и духовных ценностей, коллективных базовых представлений, влияющих на поведение коллектива, отражающих индивидуальность и способность адаптироваться к внешним и внутренним условиям, обеспечивая на этой основе эффективное развитие данной организации.
Функции организационной культуры обеспечивают процесс взаимодействия организации с внешней средой, а также взаимосвязь ее внутренних составляющих. Существуют основополагающие функции организационной культуры, способствующие внутренней интеграции в системе управления персоналом, они делятся на:
· селективную;
· адаптивную;
· образовательную;
· мотивирующую;
· оценочно‑нормативную;
· регулирующую;
· воспитательную;
· коммуникационную;
· воспроизводственную;
· смыслообразующую.
Селективная функция обеспечивает эффективность процедуры отбора персонала, обладающего знаниями, навыками и способностями, которые позволяют успешно выполнять работу. Предпочтение отдается индивидуумам, которые в большей степени совместимы с организационной культурой организации, в этом заключается естественный отсев нелояльных сотрудников.
Адаптивная функция позволяет персоналу усваивать социальный опыт организации, способствует эффективному взаимодействию с другими людьми в ее интересах, а также помогает новичкам адаптироваться к самой культуре организации [3].
Образовательная функция предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке и переподготовке работников, что ведет к увеличению «человеческого капитала». Мотивирующая функция дает представление о бизнесе, о работе, устройстве организации, уровне оплаты труда, что оказывает на персонал мотивирующее действие и побуждает участвовать в делах компании.
Оценочно-нормативная функция позволяет оценивать соответствие реального поведения человека, группы, организации существующим нормам культурного поведения.
Регулирующая функция дает возможность применять организационную культуру в качестве индикатора и регулятора поведения человека в организации. Через воспитательную функцию происходит усвоение норм поведения и адаптация человека в организации.
Коммуникационная функция организационной культуры дает возможность обеспечить взаимопонимание работников, их взаимодействие через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры.
Через воспроизводственную функцию осуществляется воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей, накопление и передача опыта организации последующему поколению работников [5].
Смыслообразующая функция позволяет формировать ценности и коллективные базовые представления, которые влияют на мировоззрение и поведение сотрудников. В целом, воспроизводственная и смыслообразующая функции формируют мировоззрение человека в организации. Через усвоенные и поддержанные нормы и правила поведения людей, а также через сформированное мировоззрение человека, через взаимопонимание и взаимодействие можно достичь согласованности действий персонала в организации. Можно сказать, что достижение вовлеченности и согласованности будет способствовать созданию команды единомышленников для выполнения поставленных задач. При невыполнении совокупности рассмотренных функций персонал организации становится пассивным и агрессивным, вследствие чего снижается дисциплина, растет количество прогулов, падает производительность и ухудшается качество труда.
К функциям организационной культуры, обеспечивающим процесс взаимодействия организации с внешней средой можно отнести следующие основополагающие функции:
· интеграционную;
· функцию охраны окружающей среды;
· ориентацию на потребителя;
· управление качеством;
· регулирование партнерских отношений.
Интеграционная функция вносит изменения в организационно‑экономическую политику предприятий, где предполагается слияние капиталов, ресурсов, знаний, культур, что способствует повышению эффективности деятельности каждой организации [1].
Функция охраны окружающей среды связана с установлением ответственности перед обществом, на территории которого функционирует организация, и это способствует снижению уровня загрязнения окружающей среды.
Функция ориентации на потребителя лежит в основе системы отношений «производитель-потребитель», где учитываются цели, запросы, интересы потребителей, что способствует установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами и, соответственно, устанавливает социальную ответственность организации перед ними.
Функция управления качеством направляет организацию на совершенствование качества выпускаемой продукции и обеспечивает постоянство потребителей и долгосрочных заказчиков, их приверженность компании.
Через функцию регулирования партнерских отношений вырабатываются правила взаимоотношений между партнерами, предполагающие не юридическую, а моральную взаимную ответственность, что обеспечивает экономический интерес и социальную волю [4].
Таким образом, через эффективную деятельность организации, снижение загрязнения окружающей среды, социальную ответственность перед потребителями, выпуск качественного товара, экономический интерес и социальную волю партнеров обеспечивается степень ответственности организации как перед обществом, так и перед потребителями и партнерами. Ответственность организации будет способствовать более эффективной ее адаптации к внешней среде, окажет влияние на рост продажи завоевание доли рынка, что обеспечит выживаемость и процветание в рыночной среде.
В целом приведенная классификация функций организационной культуры позволит менеджменту организации определить направления в повышении степени вовлеченности и согласованности действий персонала организации, а также определить меру взаимодействий и ответственности с внешней средой.