История развития японского дома древнейших времен и периода средневековья
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
История развития японского дома древнейших времен и периода средневековья
Внешний вид и конструкция японского жилого дома, начиная с древности и на протяжении многих веков, менялись. Происходило это в связи с тем, что национальная культура любой страны в результате налаживания связей с другими государствами подвергается в той или иной мере влиянию с их стороны, при этом воспринимает только те новшества, которые обогащают ее и не нарушают национального своеобразия и неповторимости. И, таким образом, на основе характерных черт сооружений других стран, в Японии сложился свой неповторимый стиль в архитектуре жилых домов.
Анализ структуры сооружений показывает, что в их основе лежит простая деревянная стоечно-балочная конструкция жилого дома рядового японца. Главным строительным материалом в Японии считается дерево. Связано это, во-первых, с тем, что большая площадь архипелага покрыта лесами, а, во-вторых, с высокой сейсмоопасностью – в год здесь происходит около 1500 землетрясений. Другими строительными материалами является бамбук и глина, для перегородок между комнат нередко используют рисовую бумагу. Крыши покрывались травой и соломой, реже черепицей из обожженной глины. Для полов используют маты «татами» так же из травы и соломы. Камень применялся крайне редко, в основном для строительства фундаментов.
К сожалению, на данный момент мало известно о том, как выглядели жилые постройки до IV века. Примерный внешний облик воссоздают по найденным глиняным моделям и рисункам на зеркалах. Предполагается, что самые первые японские жилые дома представляли собой прямоугольные, овальные или круглые землянки с крышей из соломы и веток, которая поддерживалась каркасом из дерева. Шалашеобразные постройки завершались открытыми фронтонами для выхода дыма от очага, который находился в центре сооружения. Именно прямоугольная полуземлянка легла в основу развития японского жилого дома.
Ко второму периоду относят постройки III–VI веков. Именно в это время зарождались раннефеодальные отношения, развивалось общество, а так же усложнялись виды жилых построек. Исследователи полагают, что в этот период впервые появились дома на уровне земли и на опорах, в последнем случае, пространство под домом могло использоваться как погреб. Дома на опорах, в первую очередь, были привилегией знати и отличались связью с окружающей природой. Дома на уровне земли были распространены по всей стране и имели сравнительно сложный каркас.
Третий период относится к VI–VIII векам, когда устанавливались тесные взаимоотношения с материком, и укреплялась государственность. В то время особыми указами устанавливалось, что дома чиновников должны полностью отличаться от домов рядовых граждан. Особыми чертами были заимствованные из китайской архитектуры крашеные стены и колонны, а так же черепичная кровля, что для того периода было редкостью. Но новые черты перенимались лишь жителями столичных регионов, а периферия старалась сохранить самобытный стиль. Впервые японский дом был не просто отдельно стоящей постройкой – появились первые ансамбли. В состав ансамблей входили жилые постройки, а так же сооружения, которые, скорее всего, использовали для хозяйственных нужд. Со временем отношения с Китаем укреплялись и изменения проявились не только в архитектуре, но и во всех сферах жизни.
Следующий этап развития японского дома относится к IX–XII вв. В этот период появляется единая система строительства жилища. Наиболее ярко данный этап развития проявился в новом типе жилища, получившим название «синдэн-дзукури», что в переводе с японского означает «спальный дворец аристократа». Первое время в подобных усадьбах имела место симметричная планировка всего участка, со временем строительство приобрело более свободный характер. Для подобных построек выделялся участок весьма значительных размеров – 120 на 120 метров. Главным строением выступало прямоугольное в плане жилое помещение, расположенное с запада на восток. Вокруг размещались комплексы дополнительных помещений, образуя букву «Н» или «П». Так же именно в это время ярко проявляется связь постройки с ландшафтом, которая будет прослеживаться всю последующую историю развития японского жилища до нашего времени. Нередко на территории усадеб разбивали внушительные парки с озерами, композиционным центром которых были небольшие островки. «Когда стены-перегородки китайского или японского домика раздвинуты или открыты, внутреннее пространство непосредственно сливается с пространством природы. Когда они задвинуты или закрыты, внутреннее пространство реально отделено от пространства вне здания, но зрительно перегородка охарактеризована, как условная временная граница …» [1, с.56].
Дальнейший этап можно назвать самым главным в становлении архитектуры японского жилища. Именно в XV–XVI вв. сложился тот тип постройки, который возводится и по сей день. Принципы планировки и организации внутреннего и внешнего вида были одинаковы как для усадеб, больших дворцовых комплексов, чайных домиков, так и для домов людей средних и низких слоев. Вся конструкция здания представляла собой систему стоечно-балочного каркаса, который поддерживал двускатную крышу из черепицы, соломы или травы. Стены-створки из рисовой бумаги можно раздвигать для того, чтобы «сделать все жилище более открытым и теснее связать его с окружающим садом» [2, с. 360]. Так же можно было увеличивать и уменьшать количество комнат. Мебель в доме почти отсутствует, что придает внутреннему пространству строгость и простоту. Пол устилают татами – матами из тростника. Чтобы жара переносилась легче, дома приподнимают над землей, а помещения делают открытыми. Такой дом так же был удобен тем, что многочисленные землетрясения наносили ему минимальный ущерб.
Так же важным фактором в формировании японского жилища является влияние близлежащих стран, в первую очередь, Китая, Кореи и Монголии.
«… главным для японской архитектуры жилищ было самостоятельное развитие древних, традиционных принципов. Китайская архитектура послужила главным образом не примером для заимствования или подражания, а скорее стимулом для дальнейшего развития» [3, с. 82]. Но именно черты китайской архитектуры чаще всего можно наблюдать в постройках японских зодчих. С VIII в. активно применяли кронштейны «доу-гун» и многоярусную крышу с широкими свесами. От Кореи Япония переняла строительство высоких фундаментов из природного камня, что имело важное значение, ведь такой фундамент был более устойчивым, а так же не пропускал влагу. Из Монголии были позаимствованы орнаменты. Таким образом, можно проследить сходства японской архитектуры с архитектурой Кореи, Китая и Монголии
Таблица 1.
Сравнительная характеристика жилых домов
|
Япония |
Китай |
Корея |
Монголия |
План здания |
Ассиметричный план |
Симметричный план |
Симметричный план |
Симметричный план |
Использование цвета |
Сдержанная цветовая гамма |
Яркая цветовая гамма |
Сдержанная цветовая гамма |
В большинстве здания имеют сдержанную цветовую гамму |
Материал для строительства |
Дерево |
Преимущественно дерево, природный камень |
Дерево |
Дерево, камень |
Крыши |
В жилых постройках массивные крыши |
Сильный изгиб, края загнуты к верху |
Спокойный и плавный изгиб крыши |
Спокойный и плавный изгиб крыши, реже – четырехскатные крыши без изгиба |
Роспись |
Сдержанная, содержит природные мотивы. Преобладают коричневые оттенки |
Яркая, основывается на природных мотивах. Основные цвета красный, синий и желтый |
Чаще всего используются яркие цвета, среди которых преобладают красный и зеленый |
Яркие цвета, преобладают красный, зеленый и белый. Часто встречаются природные мотивы |
Таким образом, японское жилище по мере своего развития испытало на себе влияние других культур, но при этом сумело сохранить свой собственный, не имеющий аналогов в мире, стиль.