РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Секция: 11. Экономика
XXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Республики Адыгея (РА), повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ее экономики является наличие эффективно функционирующей системы стратегического управления.
В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием РА была утверждена Стратегия социально-экономического развития до 2025 года.
Заданные Стратегией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных и краткосрочных прогнозов, среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности исполнительных органов государственной власти Адыгеи с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития.
Одним из основных элементов системы стратегического планирования в Республике является прогнозирование. Разработка прогнозов социально-экономического развития региона осуществляется на среднесрочный и долгосрочный период.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах на основе сложившихся тенденций и перспектив социально-экономического развития в прогнозируемом периоде с учетом вероятного воздействия внутренних и внешних политических, экономических, социальных и других факторов на развитие Республики Адыгея.
Прогноз социально-экономического развития РА на долгосрочный период содержит ожидаемые показатели по всем направлениям социально-экономической деятельности, отражающие планируемые количественные и качественные результаты реализации намеченных в Стратегии целей и задач.
Корректировка прогноза социально-экономического развития Республики Адыгея на среднесрочный период осуществляется ежегодно с учетом итогов социально-экономического развития Республики Адыгея за предшествующий период, а также актуализации перечня показателей.
Достижение приоритетных стратегических целей социально-экономического развития осуществляется преимущественно через механизм реализации программно-целевых методов управления. Такие методы ориентированы на использование инструментария государственных программ, направленных на комплексное решение ключевых социально-экономических проблем развития Республики Адыгея.
В то же время отмечается недостаточное использование программно-целевых подходов (в частности, менее 30 % расходов республиканского бюджета Республики распределены по программному принципу), что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.
Принятие государственных программ позволит в регионе повысить эффективность государственного регулирования, исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, межведомственной координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, расширить возможности по использованию потенциала организаций все форм собственности в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.
Кроме того, продолжится развитие механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, с целью обеспечения четкой взаимосвязи между приоритетами государственной политики, результатами деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение.
Важным направлением расширения использования программно-целевых методов является дальнейшее совершенствование процедур подготовки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Адыгея и механизмов осуществления бюджетных инвестиций.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он направлен на существенное повышение качества обеспечения государственных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных контрактов, обеспечения прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки результатов. Эти меры призваны предотвратить коррупцию и другие злоупотребления в сфере обеспечения государственных нужд.
В предстоящие годы планируется завершить переход к формированию республиканского бюджета РА по программно-целевому принципу расходования бюджетных средств.
С учетом приоритетов государственной политики можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования стратегического управления:
- обеспечение координации стратегического планирования и мер бюджетной политики на основе развития нормативной правовой базы стратегического планирования;
- внедрение и расширение использования инструмента государственных программ для бюджетного планирования с учетом стратегических приоритетов инновационного развития экономики;
- усиление скоординированности социальной и экономической политики;
- создание условий для эффективного использования государственных инвестиций;
- создание условий для модернизации экономики и снятия инфраструктурных ограничений [1; 2].
Развитие государственного стратегического планирования предполагает совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей разработку и реализацию целевых программ региона, проведение экспертизы и внедрение автоматизированной информационной системы мониторинга реализации таких программ, научно-аналитическое обеспечение развития стратегического планирования и прогнозирования и др.
Контроль за реализацией Программы может быть осуществлен при помощи мониторинга достижения целевых показателей социально-экономического развития, оценки эффективности деятельности исполнительных органов гос. власти на трехлетний период, проведения проверок, предусмотренных федеральным законодательством, разъяснений по вопросам, касающимся законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
При реализации Программа может быть подвергнута влиянию некоторых рисков.
Высокая зависимость показателей социально-экономического развития РА от внешних факторов, в том числе цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых не может быть точно спрогнозирована, снижает достоверность и точность прогнозов социально-экономического развития РА, ставит под угрозу достижение стратегических целей, снижает эффективность системы стратегического управления.
Данный риск является существенным и может быть лишь частично минимизирован путем реализации мероприятий подпрограммы в части совершенствования методов прогнозирования социально-экономического развития.
Традиционное преобладание ведомственных подходов к разработке и реализации государственной политики, низкая степень межведомственной координации может привести к «усечению» целей и задач разрабатываемых государственных программ РА к уровню целей и задач исполнительных органов государственной власти РА, ответственных за их разработку.
Данный риск может быть минимизирован в рамках реализации основного мероприятия «Развитие государственного стратегического планирования» при согласовании проектов государственных программ РА с Министерством экономического развития и торговля РА.
Не выполнение исполнительными органами государственной власти РА требований постановления Кабинета Министров РА от 13 августа 2013 года № 180 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ РА, их формирования и реализации».
Существует вероятность, что данный фактор повлияет на сроки достижения заявленных результатов подпрограммы. Минимизация данного риска возможна путем реализации мероприятий подпрограммы по методическому обеспечению внедрения государственных программ РА, а также на основе постоянного мониторинга степени готовности государственных программ РА.
Таким образом, создание системы стратегического управления региона является одной из приоритетных задач в рамках реализации Указа Президента РФ «О долгосрочной экономической политике». Залогом успешности данной системы является наличие действенных инструментов практической реализации положений стратегических документов с использованием программно-целевых методов управления. Внедрение таких инструментов управления обеспечивает комплексную реализацию задач по осуществлению перехода к формированию регионального бюджета по программно-целевому принципу.
Список литературы:
- Государственная программа Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы — Режим доступа — http://www.sbra.ru.
- Приложение к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 ноября 2013 года № 269 Государственная программы Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014—2018 годы.