Статья:

Финансовый рынок: проблемы управления и регулирования

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кузнецов С.В., Журавлев Д.С., Прохоров В.М. Финансовый рынок: проблемы управления и регулирования // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 30 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансовый рынок: проблемы управления и регулирования

Кузнецов Сергей Владиславович
студент, Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск
Журавлев Дмитрий Сергеевич
студент, Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск
Прохоров Владимир Максимович
студент, Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск
Панюшкина Елена Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Омск

 

Финансовый рынок всегда был одним из приоритетных секторов развития национальной экономики, эффективность управления которым оказывала непосредственное влияние на общую эффективность проводимой государством экономической политики. Одной из главных характеристик финансового рынка, определяющих успешность его функционирования, является его институциональная структура. Совмещение разных вариантов деятельности считается объективной реальностью развития российского финансового рынка.

О.А. Пузанкевич характеризует финансовый рынок как «совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг». Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги [1].

Таким образом, финансовые рынки осуществляют экономическую функцию перераспределения денежных средств от субъектов хозяйственной деятельности, накопивших определенный излишек за счет оптимизации расходов, к хозяйствующим субъектам, физическим лицам, испытывающим дефицит денежных средств, для удовлетворения различных потребностей.

Управление финансами осуществляется государством, действия которого связаны с организацией общей финансовой политики, координацией денежных средств, подготовкой финансового законодательства.

Система управления финансами включает в себя: управление бюджетами, государственными внебюджетными фондами, государственным кредитом и иными звеньями финансовой системы.

Объектами управления финансами являются различные виды финансовых отношений, образующие финансовую систему. Субъектами управления финансами выступает совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами – финансовый аппарат.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления, которые можно условным образом поделить на две группы:

1)  органы общего (законодательного) управления финансами;

2)  органы оперативного управления финансами [2].

Главными органами, осуществляющими управление финансами в России, считаются Федеральное Собрание, Президент и Правительство, которые принимают окончательное решение во время утверждения федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает в себя такие органы, как Счётная Палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Госдумы и Совета Федерации, Министерство Финансов РФ и его региональные, Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство государственного имущества, исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Государство использует финансы для осуществления собственных функций и задач, реализации поставленных целей. Большую роль в выполнении государственных задач играет финансовая политика, в процессе реализации которой обеспечиваются условия для выполнения задач, поставленных перед обществом, воздействует на экономические процессы.

Нестабильная ситуация в экономике России, возникшая из-за многих обстоятельств, таких как политическая обстановка, внешнеэкономическая конъюнктура, проблемы с промышленным развитием государства и многие другие, а также воздействие мирового финансового кризиса, оказывают отрицательное влияние на российскую экономику, и, естественно, на состояние финансовой системы [3].

В рамках углубления рыночных реформ возникает потребность перестройки всей системы финансовых отношений в России.

Государственные финансы, в первую очередь, бюджетная система посредством финансирования сравнительных направлений развития страны призвана обеспечить структурную перестройку национальной экономики, ускорение научно-технического прогресса, увеличение результативности производства и на этой базе увеличение жизненного уровня граждан.

Современная бюджетная система России достаточно противоречива и нуждается в корректировке.

С точки зрения Н.Г. Мэнкью, «необходимо решение следующих ключевых проблем:

·     высокий уровень концентрации денежных средств в федеральном бюджете государства, что уменьшает роль региональных и местных бюджетов;

·     сложившаяся практика формирования территориальных бюджетов, при которой остался особый механизм централизованно определяемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

·     тенденция переведения затрат вниз без подобающего подкрепления доходами, что ведёт к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

·     принятие федеральными органами власти различных решений, адресованных нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождающихся необходимыми денежными средствами;

·     доминирующее значение регулирующих доходов в общей структуре поступлений денег в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых поступлений;

·     низкая собираемость налоговых платежей, основными причинами которой оказались: увеличение неплатежей в отраслях экономики; ухудшение различных макроэкономических и финансовых показателей в сравнении с принятыми в бюджете; непосредственное уклонение от уплаты налогов, уход от налогов многими налогоплательщиками, прячущими свои доходы (нет возможности контролировать все малые и средние компании, уход от налоговой полиции с помощью наличных расчетов)» [4].

По мнению В.Г. Слагода и М.Ю. Сибикин, указанные проблемы могут быть разрешены путем теоретической разработки и соответствующего обоснования главных принципов формирования бюджетной системы России и формирования реального бюджетного механизма, помогающего реализовать сформированные принципы на практике [5].

Большая часть финансовых отношений в различных странах с развитой рыночной экономикой оказывается вне государственного управления, потому что главная часть денежных средств формируется и расходуется их владельцами по их усмотрению. На основе кругооборота денежных средств осуществляется деятельность частных компаний, в связи с этим их финансовые фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Государство влияет на эту сферу финансовых отношений только через реализацию налоговой политики, регулирование финансового рынка, регламентацию кредитных отношений, формирование амортизационного фонда и систему государственной помощи. Осуществляется не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. выполнение финансовой политики. Анализируя экономическую политику, государство усиливает либо ослабляет собственное вмешательство в регулирование различных экономических и социальных процессов.

Финансовый рынок в своем развитии опережает экономику в целом из-за одновременного и однонаправленного воздействия на развитие финансовых рынков во всем мире по различным причинам, к которым можно отнести глобализацию, секьюритизацию, обесценение национальных валют, старение жителей страны [6].

Таким образом, для преодоления проблем в области управления финансами требуется развитие и улучшение правовой базы, а также разработка соответствующих предложений по принятию различных норм, способствовавших бы более успешному и стабильному функционированию финансового рынка, к примеру, управление государственным долгом. Иным вариантом решения обозначенной проблемы могло бы стать дальнейшее развитие инфраструктуры фондового рынка, с возникновением новых, более разнообразных и инвестиционно-привлекательных инструментов, а также формированием особой системы хеджирования рисков. Российское общество испытывает потребность в увеличении уровня надежности государственных долговых обязательств, гарантий оперативных выплат и подходящего уровня доходности. Выстраивание такой долговой политики, которая стала бы отражать не только текущее состояние национальной экономики, но и находилась бы в соответствии с долгосрочными задачами народнохозяйственного развития, отвечала бы интересам населения и компаний России.

Роль государства в управлении финансами обретает важнейшее значение. От этого во многом будет зависеть перспективное развитие государства, судьба народнохозяйственных реформ, качество формирования экономической системы, обеспечивающей динамичный и эффективный рост национальной экономики и достойный уровень благосостояния граждан.

 

Список литературы:
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с. 
2. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В. М. Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с. 
3. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с. 
4. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с. 
5. Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2014. – 368 с. 
6. Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М.: АСА, 2014. – 848 с.