Влияние долговой нагрузки на развитие регионов.
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние долговой нагрузки на развитие регионов.
В статье рассматривается вопрос влияния долговой нагрузки на развитие регионов России. Дано определение понятия долговой нагрузки. Представлена статистическая информация по данному вопросу, выявлены закономерности сложности развития дотационных регионов.
Сложность данного вопроса долговой нагрузки регионов Российской Федерации в рамках обеспечения их стабильного развития становится все более актуальной в свете экономического кризиса в стране. Спад экономической активности привел к значительному сокращению доходов бюджетов всех уровней. Основные параметры бюджета в 2016 г. представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные параметры бюджета РФ в 2016 г.
Статья |
Трл. руб. |
В % к ВВП |
Доходы бюджета |
15,8 |
19,0 |
Расходы бюджета |
16,3 |
19,6 |
Дефицит |
-0,5 |
- 0,6 |
Нормативная величина Резервного фонда на 2016 год – 5,8 трлн. рублей. Основные характеристики бюджета определены исходя из объема ВВП в 77,5 трлн. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5% в 2016 году [4].
Однако уже по результатам первого полугодия 2016 года дефицит бюджета увеличился с 2,8 до 3% ВВП. А по итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП.
Основную часть дефицита бюджета планируется покрыть из резервного фонда. В связи с этим, значительно снижается возможность Центра оказать необходимую дотационную помощь регионам. Бюджет любого региона состоит из доходов и расходов, которые закрепляются в его бюджете. Долговая политика региона выступает частью его бюджетной политики согласно Бюджетному кодексу РФ. Долговая нагрузка региона представляет собой отношение государственного долга региона к налоговым и неналоговым доходам бюджета региона. Другими словами, долговая нагрузка показывает, насколько регион не может самостоятельно обеспечить выполнение своих функций в виде расходных обязательств.
Согласно аналитике, представленной на официальных сайтах Федерального казначейства и Минфина о долговых обязательствах, число регионов, у которых объем государственного долга превышает налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета, увеличивается из года в год.
Представлена статистика за последние 10 лет.
Рисунок 1. Динамика уровня государственного долга регионов РФ за 2007–2016 гг. [2]
Согласно рейтингу регионов в пятерке наименее зависимых регионов по данным на конец 1 квартала 2016 года менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет госдолг в Тюменской области, Республике Крым, г. Санкт-Петербурге, Алтайском крае, г. Москве, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Полностью отсутствует долговая нагрузка у Сахалинской области (рис. 2).
Рисунок 2. Рейтинг регионов с самой низкой долговой нагрузкой в 1 квартале 2016 г.[3]
Представленные на рис. 2 регионы отличаются высоким уровнем финансовой независимости. Все они по итогам 1 полугодия 2016 года демонстрируют прирост по основным показателям социально-экономического развития региона.
В то же время, большая часть регионов РФ сталкивается с проблемой недостатка финансовых средств, для выполнения своих обязательств. В число наиболее проблемных регионов включают те субъекты РФ, в которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета превышает 100%. Количество данных регионов становится все больше (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика количества регионов с высоким уровнем долговой нагрузки в 2007–2016 гг. [2]
По итогам первого полугодия 2016 года в 56-ти российских регионах уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них в 37-ми он выше 70% объема собственных доходов [5]. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Мордовии, являющейся абсолютным лидером по уровню долговой нагрузки (отношение госдолга к собственным доходам бюджета по итогам 2015 года составляет здесь около 182,5%), в 2015 году происходило дальнейшее увеличение госдолга – регион за год увеличил суммарный объем своих обязательств более чем на 26%.
Помимо Мордовии, вызывает беспокойство ситуация с госдолгом в регионах, представленных в табл. 2.
Таблица 2.
Топ-10 регионов по темпам прироста госдолга в течение 1 квартала 2016 года [5]
№ п/п |
Субъект РФ |
Прирост госдолга за 1 квартал 2016 г. по отношению к 2015 г. |
1 |
Ненецкий автономный округ |
+90,00% |
2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
+40,61% |
3 |
Республика Северная Осетия - Алания |
+23,85% |
4 |
Приморский край |
+19,37% |
5 |
Тамбовская область |
+16,23% |
6 |
Республика Хакасия |
+13,68% |
7 |
Калужская область |
+13,29% |
8 |
Республика Коми |
+12,66% |
9 |
Пензенская область |
+12,21% |
10 |
Республика Тыва |
+11,95% |
Как видно из представленной таблицы, в рейтинге регионов с высоким уровнем долговой нагрузки присутствуют регионы, которые не обладают высоким уровнем социально-экономического развития в силу ряда причин:
· Расположение в удалении от Центра;
· Отсутствие или низкий уровень развития производств;
· Высокий уровень морального и физического износа муниципальной собственности;
· Нехватка квалифицированных кадров;
· Низкий уровень развития инфраструктуры;
· Отсутствие необходимых инвестиций;
· Низкий уровень развития инновационных производств и пр.
Вышеперечисленные факторы оказывают отрицательное влияние на социально-экономическое развитие регионов. Отсутствие дешевых бюджетных кредитов и дефицит бюджета РФ ставит регионы в ситуацию необходимости использования более дорогих коммерческих кредитов. Однако кредитование не решает проблемы финансирования. Снижение долговой нагрузки региона возможно при условии комплексного подхода к разработке стратегии социально-экономического развития региона и активизации населения региона для достижения поставленных целей.
Повышение уровня социально-экономического региона возможно посредством разработки альтернативных источников получения прибыли и развития тех отраслей, которые наиболее перспективны для данного региона, например, туризм. Совершенствование межрегионального сотрудничества в условиях замещения импорта политики, также становится все более актуальным направлением для активизации производства и торговли, что способствует увеличению доходов бюджетов региона.
Таким образом, в условиях острой нехватки бюджетных средств, региональная политика должна реализовываться в рамках разработанных стратегий развития, позволяющих повысить собственную финансовую независимость региона. Для этого, на основании имеющихся возможностей для развития необходимо разрабатывать и реализовывать программы с участием всех представителей общества: государственных органов, представителей бизнеса, общественных организаций. Общая работа на достижение поставленных целей позволит более успешно реализовать имеющийся потенциал регионов даже с высоким уровнем долговой нагрузки.