Статья:

НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Абдрашитова А.Т., Успенский И.В. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Абдрашитова Алена Тимуровна
студент Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики, РФ, г. Москва
Успенский Иван Викторович
студент Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики, РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, доц. Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики, РФ, г. Москва

 

В развитие экономики в развитых стран мира прослеживается тенденция перехода от индустриального этапа развития к инновационному. Согласно оценкам зарубежных и российских экспертов, экстенсивные факторы роста (такие как, увеличение числа занятых, увеличение запасов пресной воды, увеличение масштабов добычи не возобновляемых ресурсов и увеличение возможностей приращения новых площадей плодородных земель) вскоре достигнут максимального уровня использования. Для решения этих проблем создана национальная инновационная система (НИС), которая включает в себя различные региональные инновационные подсистемы (РИПС).

РИПС в России по методам формирования делятся на три группы:

  1. Сформированные по инициативе федеральных органов в рамках НИС.
  2. Созданные в рамках пилотных проектов (Сколково, ОЭЗ).
  3. Сформированные по инициативе региона, как один из способов улучшения его социально-экономического развития (Томская область).

Общие и индивидуальные подходы государственного регулирования (такие как, бюджетные и налоговые) применяются для каждой группы.

Основные направления налогового стимулирования НИОКР.

Основные направления налогового стимулирования инновационной деятельности:

  1. Создаются специальные налоговые режимы по поддержке инновационной деятельности в рамках специальных экономических зон и технопарков.
  2. Применение специальных налоговых льгот для деятельности инновационных организаций.
  3. Предприятиям, связанных с реализацией ими инновационных проектов, предоставляются отдельные налоговые льготы [1; 2].

Первое и второе направление налоговой поддержки инноваций ограничены спецификой деятельности или территориальным признаком (группы 1 и 2).

Следует рассмотреть возможные налоговые преференции в рамках третьего направления, которые представлены в федеральных законах [2; 4; 5; 6; 7].

Таблица 1.

Налоговые преференции в части научно-инновационной деятельности

Вид налога

Характеристика льготы

Норма закона

Налог на добавленную стоимость

Передача, реализация и выполнение на территории России исключительных прав на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), базы данных, топологии интегральных микросхем и прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора не облагается НДС.

пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ

Налог на прибыль

  1. Доходы

Не облагаются налогом доходы организации в виде средств целевого финансирования (бюджетных ассигнований), которые были получены из РФФИ, РФТР, ФФПИ и грантов на условиях, определяемых законодательством, в том числе в виде инвестиций, полученных во время проведения инвестиционных конкурсов.

  1. Расходы

2.1. Уменьшить налоговую базу при исчислении налога на прибыль позволяет включение в состав прочих расходов организации расходов на проведение НИОКР (создание новой или усовершенствование выпускаемой продукции, создание новых или усовершенствований применяемых технологий, методов организации производства и управления). Устраняется зависимость включения расходов от результатов НИОКР, момент включения расходов на НИОКР в налоговую базу не связывается с использованием исследований и разработок в производстве и при реализации товаров.

2.2. Сумма расходов на НИОКР в налоговую базу включаются в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5 (их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988). К таким расходам на НИОКР дополнительно относятся отчисления в фонды поддержки научно-технической и инвестиционной деятельности, которые были сформированы в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Для правомерности использования коэффициента 1,5 налогоплательщик должен представить в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР. Если отчет не представлен, расходы на НИОКР признаются только в размере фактических затрат.

2.3. Создание резерва предстоящих расходов на НИОКР разрешено на срок не более 2 лет на основании сметы расходов на НИОКР, при этом предельный размер отчислений установлен в размере 3 % от величины доходов от реализации.

2.4. Возможность применения амортизации для инновационных производств установлена для заказчиков НИОКР с использованием повышающих коэффициентов:

— к объектам с высокой энергоэффективностью в пределах 2;

— к основным средствам, которые используются только для осуществления научно-технической деятельности в пределах 3.

2.5. На прибыль с дохода от реализации акций компаний инновационного сектора установлены правила применения нулевой ставки налога (ст. 284.2 НК РФ).

  • пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ;
  • ст. 262 НК РФ;
  • п. 13 ст. 258 НК РФ;
  • пп. 2 и 3 п. 2 ст. 284.2 НК РФ;
  • ст. 267.2 НК РФ

 

  • пп. 4 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ;
  • п. 5 ст. 262 НК РФ

Страховые взносы

Право использования пониженного тарифа страховых платежей в размере 14 % на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи), а также на проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге и Минобрнауки. Платежи распределяются в следующем порядке: 8 % в ПФР, 2 % в ФСС и 4 % ФФОМС.

Аналогичные тарифы используют хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами, которые осуществляют НИОКР и внедряют результаты интеллектуальной деятельности в производство, а также субъекты, осуществляющие технико-внедренческую деятельность.

ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ

Инвестиционный налоговый кредит

Организации, выполняющие внедренческую или инновационную деятельность, имеют право на использование инвестиционного налогового кредита. При этом организация обязана представить в налоговые органы бизнес-план инвестиционного проекта.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет, а в случае включения налогоплательщика в реестр резидентов зоны территориального развития — на срок до десяти лет.

  • ст. 66 НК РФ;
  • пп. 2, 6 п. 1 ст. 67 НК РФ;
  • приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@;
  • приказ ФНС России от 30.11.2010 № ММВ-7-8/666@

При расчете расходов на НИОКР льготный механизм подлежит строгому регулированию.

Во-первых, жестко установленны правила уменьшения налоговой базы на расходы по НИОКР с применением повышающего коэффициента 1,5 в соответствии с перечнем постановления Правительства РФ.

Во-вторых, в отношении налога на имущество выделяются только объекты, которые характеризуются высокой энергоэффективностью.

В-третьих, только отдельные субъекты, которые имеют соответствующую аккредитацию или созданны бюджетными научными учреждениями могут использовать пониженные страховые взносы.

Региональные налоговые льготы.

На территории субъекта РФ для целей поддержки инновационной деятельности, в соответствие с действующим законодательством, потенциально могут быть реализованы региональные налоговые льготы по следующим видам налогов.

Налог на прибыль.

Налоговая ставка составляет 20 %, при этом сумма налога в размере 2 % зачисляется в федеральный бюджет и 18 % зачисляется в бюджеты субъектов федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 % [4, п. 1, ст. 284]. Максимальный размер льготы составляет 4,5 % (18 %—13,5 %).

Налог на имущество организаций.

Предоставляется льгота в размере средств, которые подлежат зачислению в региональный бюджет. В некоторых случаях допускается снижение ставки по налогу на имущество на 50 %.

Земельный налог.

Льготы предоставляются для субъектов инвестиционной деятельности в размере средств, которые подлежат зачислению в региональный бюджет.

Заключение.

Подводя итог всему вышесказанному о предоставлении налоговых льгот субъектам инновационной деятельности следует отметить, что на региональном уровне законодатели серьезно ограничены федеральным законодательством, а имеющиеся возможности предпочитают использовать для решения в первую очередь социально-экономических задач в ущерб поддержки научно-технического направления бизнеса.

 

Список литературы:

  1. Иванов Ю.Б. Налоговые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий / Материалы междун. науч.-практич. конф.; под ред. Р.М. Нижегородцева. — М., 2006. — С. 114.
  2. Налоговый кодекс РФ: федер. закон: принят 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с доп. и изм. от 6 декабря 2011 г. № 405-ФЗ) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Рашкин В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2007. — № 5−9. — С. 11.
  4. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 03.12.2011).
  5. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» (в ред. от 28.11.2011).
  6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
  7. Федеральный закон от 24.06.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011).
  8. Федеральный закон от 11.01.2011 № 1315-01-ЗМО2 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области».