НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В развитие экономики в развитых стран мира прослеживается тенденция перехода от индустриального этапа развития к инновационному. Согласно оценкам зарубежных и российских экспертов, экстенсивные факторы роста (такие как, увеличение числа занятых, увеличение запасов пресной воды, увеличение масштабов добычи не возобновляемых ресурсов и увеличение возможностей приращения новых площадей плодородных земель) вскоре достигнут максимального уровня использования. Для решения этих проблем создана национальная инновационная система (НИС), которая включает в себя различные региональные инновационные подсистемы (РИПС).
РИПС в России по методам формирования делятся на три группы:
- Сформированные по инициативе федеральных органов в рамках НИС.
- Созданные в рамках пилотных проектов (Сколково, ОЭЗ).
- Сформированные по инициативе региона, как один из способов улучшения его социально-экономического развития (Томская область).
Общие и индивидуальные подходы государственного регулирования (такие как, бюджетные и налоговые) применяются для каждой группы.
Основные направления налогового стимулирования НИОКР.
Основные направления налогового стимулирования инновационной деятельности:
- Создаются специальные налоговые режимы по поддержке инновационной деятельности в рамках специальных экономических зон и технопарков.
- Применение специальных налоговых льгот для деятельности инновационных организаций.
- Предприятиям, связанных с реализацией ими инновационных проектов, предоставляются отдельные налоговые льготы [1; 2].
Первое и второе направление налоговой поддержки инноваций ограничены спецификой деятельности или территориальным признаком (группы 1 и 2).
Следует рассмотреть возможные налоговые преференции в рамках третьего направления, которые представлены в федеральных законах [2; 4; 5; 6; 7].
Таблица 1.
Налоговые преференции в части научно-инновационной деятельности
Вид налога |
Характеристика льготы |
Норма закона |
Налог на добавленную стоимость |
Передача, реализация и выполнение на территории России исключительных прав на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), базы данных, топологии интегральных микросхем и прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора не облагается НДС. |
пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ |
Налог на прибыль |
Не облагаются налогом доходы организации в виде средств целевого финансирования (бюджетных ассигнований), которые были получены из РФФИ, РФТР, ФФПИ и грантов на условиях, определяемых законодательством, в том числе в виде инвестиций, полученных во время проведения инвестиционных конкурсов.
2.1. Уменьшить налоговую базу при исчислении налога на прибыль позволяет включение в состав прочих расходов организации расходов на проведение НИОКР (создание новой или усовершенствование выпускаемой продукции, создание новых или усовершенствований применяемых технологий, методов организации производства и управления). Устраняется зависимость включения расходов от результатов НИОКР, момент включения расходов на НИОКР в налоговую базу не связывается с использованием исследований и разработок в производстве и при реализации товаров. 2.2. Сумма расходов на НИОКР в налоговую базу включаются в размере фактических затрат с применением повышающего коэффициента 1,5 (их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988). К таким расходам на НИОКР дополнительно относятся отчисления в фонды поддержки научно-технической и инвестиционной деятельности, которые были сформированы в соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Для правомерности использования коэффициента 1,5 налогоплательщик должен представить в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР. Если отчет не представлен, расходы на НИОКР признаются только в размере фактических затрат. 2.3. Создание резерва предстоящих расходов на НИОКР разрешено на срок не более 2 лет на основании сметы расходов на НИОКР, при этом предельный размер отчислений установлен в размере 3 % от величины доходов от реализации. 2.4. Возможность применения амортизации для инновационных производств установлена для заказчиков НИОКР с использованием повышающих коэффициентов: — к объектам с высокой энергоэффективностью в пределах 2; — к основным средствам, которые используются только для осуществления научно-технической деятельности в пределах 3. 2.5. На прибыль с дохода от реализации акций компаний инновационного сектора установлены правила применения нулевой ставки налога (ст. 284.2 НК РФ). |
|
Страховые взносы |
Право использования пониженного тарифа страховых платежей в размере 14 % на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи), а также на проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге и Минобрнауки. Платежи распределяются в следующем порядке: 8 % в ПФР, 2 % в ФСС и 4 % ФФОМС. Аналогичные тарифы используют хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами, которые осуществляют НИОКР и внедряют результаты интеллектуальной деятельности в производство, а также субъекты, осуществляющие технико-внедренческую деятельность. |
ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ |
Инвестиционный налоговый кредит |
Организации, выполняющие внедренческую или инновационную деятельность, имеют право на использование инвестиционного налогового кредита. При этом организация обязана представить в налоговые органы бизнес-план инвестиционного проекта. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет, а в случае включения налогоплательщика в реестр резидентов зоны территориального развития — на срок до десяти лет. |
|
При расчете расходов на НИОКР льготный механизм подлежит строгому регулированию.
Во-первых, жестко установленны правила уменьшения налоговой базы на расходы по НИОКР с применением повышающего коэффициента 1,5 в соответствии с перечнем постановления Правительства РФ.
Во-вторых, в отношении налога на имущество выделяются только объекты, которые характеризуются высокой энергоэффективностью.
В-третьих, только отдельные субъекты, которые имеют соответствующую аккредитацию или созданны бюджетными научными учреждениями могут использовать пониженные страховые взносы.
Региональные налоговые льготы.
На территории субъекта РФ для целей поддержки инновационной деятельности, в соответствие с действующим законодательством, потенциально могут быть реализованы региональные налоговые льготы по следующим видам налогов.
Налог на прибыль.
Налоговая ставка составляет 20 %, при этом сумма налога в размере 2 % зачисляется в федеральный бюджет и 18 % зачисляется в бюджеты субъектов федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов федерации, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 % [4, п. 1, ст. 284]. Максимальный размер льготы составляет 4,5 % (18 %—13,5 %).
Налог на имущество организаций.
Предоставляется льгота в размере средств, которые подлежат зачислению в региональный бюджет. В некоторых случаях допускается снижение ставки по налогу на имущество на 50 %.
Земельный налог.
Льготы предоставляются для субъектов инвестиционной деятельности в размере средств, которые подлежат зачислению в региональный бюджет.
Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному о предоставлении налоговых льгот субъектам инновационной деятельности следует отметить, что на региональном уровне законодатели серьезно ограничены федеральным законодательством, а имеющиеся возможности предпочитают использовать для решения в первую очередь социально-экономических задач в ущерб поддержки научно-технического направления бизнеса.
Список литературы:
- Иванов Ю.Б. Налоговые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий / Материалы междун. науч.-практич. конф.; под ред. Р.М. Нижегородцева. — М., 2006. — С. 114.
- Налоговый кодекс РФ: федер. закон: принят 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (с доп. и изм. от 6 декабря 2011 г. № 405-ФЗ) — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Рашкин В.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. — 2007. — № 5−9. — С. 11.
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 03.12.2011).
- Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» (в ред. от 28.11.2011).
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
- Федеральный закон от 24.06.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011).
- Федеральный закон от 11.01.2011 № 1315-01-ЗМО2 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области».