Рынок ювелирного производства
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Рынок ювелирного производства
Статья посвящена исследованию структуры рынка производства ювелирных изделий. Спрогнозирован объём добычи и потребления драгоценных металлов в 2015–2017 годы. Определены проблемы развития ювелирного рынка в РФ, приведены методы их решения.
Данная статья поднимает проблему такой отрасли промышленности, как рынок ювелирного производства. Конкуренция среди производителей данного рынка незначительна, но ювелирное производство по-прежнему остается одним из самых непостоянных секторов экономики. Этот вид отрасли непосредственно зависит от таких факторов, как спрос на ювелирные изделия и колебания валютного курса. На ювелирную отрасль Российской Федерации также влияют сезонность продаж, увеличение количества ведущих компаний на рынке, несовершенство законодательной базы и отсутствие модернизации ювелирного производства. Основными ювелирными центрами России остаются Санкт-Петербург и Москва.
На предприятиях, выпускающих ювелирную продукцию, занято более 150 000 человек. Их продукция широко известна, пользуется спросом и занимает ведущее место на российском рынке.
Сегодня ювелирный рынок Российской Федерации переживает не лучшие свои времена. За последний год россияне стали покупать меньше ювелирных украшений. Об этом свидетельствует статистика Всемирного золотого совета (World Gold Council, WGC). Общий вес проданных в России в I квартале 2015 г. ювелирных украшений составил 11,8 т – это на 40% меньше, чем за такой же период прошлого года. В результате доля россиян на мировом ювелирном рынке сократилась в полтора раза – с 3,16 до 1,96%. Продажи ювелирных украшений сокращались на протяжении всего прошлого года, свидетельствуют данные WGC: если в I квартале 2014 г. было куплено 19,6 т украшений, то во II и III кварталах – 16,9 и 16,6 т соответственно. Больше всего на спрос повлиял экономический и политический кризис в стране – ювелирные украшения не являются предметом первой необходимости и россияне начали экономить на них. Вслед за спросом падает и предложение: снижение импорта стало заметным уже в 2015 г., а вот наиболее существенное падение производства ожидается в 2016 г. [1].
Рисунок. 1. Производство и импорт ювелирных изделий за 2014 г.
Рынок ювелирных изделий остается одним из самых эластичных: снижение доходов у покупателей сразу приводит к падению натурального объема продаж. Цена на драгоценные камни и металлы привязана к доллару, соответственно, при девальвации национальной валюты увеличивается стоимость сырья (золото уже стоит более 3100 рублей за грамм). Если цены на нефть опустятся ниже 30 долларов за баррель, то курс рубля к доллару будет выше 80 – в результате получим падение производства ещё на 20% [5].
Рисунок. 2. Стоимость грамма золота за 2015–2016 гг. по данным Сбербанка
Рисунок. 3. Стоимость грамма платины за 2015–2016 гг. по данным Сбербанка
Рисунок. 4. Стоимость грамма серебра за 2015–2016 гг. по данным Сбербанка
Показатели продажи ювелирных украшений в общем обороте розничной торговли составляют порядка 1% притом, что именно Российская Федерация является одним из мировых лидеров по добыче таких драгоценных металлов как золото и платина, а также других металлов и камней [4].
В частности, рынок ювелирных бриллиантовых изделий в 2015 г. снизился на 40% в рублевом выражении, а в долларовом – в 3 раза до $1 млрд. Снижение объясняется сокращением личных доходов и, как следствие, возросшей конкуренцией со стороны более дешевых драгоценных камней. И предложение, и спрос на ювелирные бриллиантовые изделия сократились – примерно на 35 и 50% соответственно, а больше всего пострадала категория изделий с бриллиантами средней цены [3].
Рисунок. 5. Спрос на бриллиантовые изделия за 2010–2017 гг.
Участники рынка постоянно генерируют новые идеи относительно создания новых способов выхода из кризисного положения. Среди идей превалируют следующие: поиск и завоевание новых рынков; внедрение новых технологий производства; создание новых, более эффективных способов продаж; формирование грамотного подхода к ассортименту реализуемых на рынке товаров; более тщательное изучение потребительских предпочтений.
Для того, чтобы свободно развиваться в этом направлении, в отрасли есть три основных препятствия. Первое – это НДС 18%, который уплачиваются при покупке металла. При экспорте этот налог подлежит возмещению, но в условиях быстрого темпа инфляции возместить его трудно и требует немалых затрат. Вторая проблема заключается в том, что в России кроме бриллиантов других камней не добывается и не гранится. Все эти камни приходится импортировать и при ввозе их в страну платить пошлину 15%. Соответственно, когда изделия с ними уходят на экспорт – они становятся неконкурентными по цене. И третьей проблемой, тормозящей развитие российского рынка ювелирных изделий, эксперты называют несовершенство нормативно-правовой базы, действующей сегодня в России. Главная задача государства – совершенствовать отраслевое законодательство, содействуя инвестиционным процессам, происходящим в ювелирной промышленности, создавать дополнительные возможности для ее участников [2].
Если устранить эти три проблемы, то наша ювелирная отрасль станет мощной, и в короткое время в разы увеличит и производство, и экспорт.
В целом российская ювелирная промышленность – это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики, который все последнее десятилетие показывает устойчивый рост. Она имеет широкие перспективы развития, которые обусловлены наличием у России богатой сырьевой базы и сложившимися вековыми традициями ювелирного мастерства.