Совершенствование логистической системы предприятия
Секция: Экономика
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Совершенствование логистической системы предприятия
Аннотация. Логистическая система имеет одну основную задачу. Её сущность заключается в усовершенствовании и оптимизации внутренних и внешних потоков материальных, а также иных потоков с целью уменьшения общей стоимости ресурсов. В данной статье рассматривается понятие логистической системы, её функции и свойства. Также предлагаются пути совершенствования логистической системы для повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: логистическая система, элементы логистической системы, пути совершенствования логистической системы, аутсорсинг.
Прежде, чем перейти к методам совершенствования логистической системы, нам необходимо дать определение самому понятию логистическая система.
Логистическая система представляет собой сложную экономическую систему, которая состоит из материальных и сопутствующих элементов непосредственно взаимосвязанных.
Задачи и границы функционирования этих элементов объединены целями организации как внутренними, так и внешними.
Следует отметить, что логистическая система является одним из основных элементов деятельности организации или предприятия. При этом экономический механизм может включать логистические процессы.
Все логистические системы имеют отличие друг от друга по составу элементов, по характеру взаимосвязи между ними, по свойствам.
Можно выделить следующие признаки логистической системы:
- у организации имеется потоковый процесс;
- у предприятия имеется система и нельзя отрицать её целостность.
У каждой логистической системе имеются свои свойства. Первым из свойств системы можно выделить то, что она имеет элементы взаимодействующие друг с другом:
- Закупка. Представляет собой элемент, который обеспечивает материальный поток в логистическую систему;
- Склады. Это те места, где хранятся или временно размещаются материальные поступления;
- Запасы. Это те элементы, которые поддерживают любую компанию на плаву. Благодаря данным составляющим организация может легко ориентироваться на рынке и подстраиваться под спрос потребителей. Запасы служат своего рода «подушкой безопасности» для фирмы.
- Транспорт. Этот элемент представляет собой сам непростой системой.
Транспорт подразумевает собой материально-техническую базу, благодаря которой происходит транспортировка грузов.
- Не стоит забывать про такой важный элемент, как информация.
Именно благодаря ей происходит своевременная взаимосвязь между элементами логистической системы.
- Сбыт. Очень важная система, которая гарантирует выбытие материального потока из системы.
Второе свойство: между элементами логистической системы существует значимая взаимосвязь, которая по естественной необходимости определяет качество системной интеграции.
Третье свойство: связь между элементами логистической системы упорядочена определенным образом, например: логистическая система имеет организацию.
Четвертое свойства заключается в следующем: логистическая система имеет возможность поставить товар в нужное место по нужному адресу, определенного качества, веса, габаритов и так далее, с минимальными затратами.
Также, она легко и своевременно ориентируется на спрос, может с легкостью справиться с непредвиденными расходами на ремонт машин и другое [2].
Рассмотрим процесс совершенствования логистической системы предприятия.
Очень часто вкусы и предпочтения потребителей меняются. Для того, чтобы логистическая система имела возможность быстро адаптироваться под рынок, и организация могла успешно конкурировать с другими организациями необходимо:
- Первый этап: внедрить современные механизмы управления производством.
Это могут быть самые разные программы, специализирующиеся на чем-то конкретном, например: CFM – производство, ориентированное на клиента (производство, ориентированное на потребителя), SCM – управление цепочкой поставок и технологии, основанные на следующих концепциях: ERP – планирование ресурсов предприятия (планирование бизнес-ресурсов) компании, CRM – управление взаимоотношениями с клиентами (управление взаимоотношениями) с клиентами и др.
- Второй этап: интеграция между странами позволит производству найти более хорошие условия для развития бизнеса. Можно будет найти в странах с меньшим количеством рабочей силы и более низкими налоговыми ставками.
Развитие международной торговли открывает доступ к более дешевым ресурсам. Эти факторы стимулируют развитие транснациональных компаний, использующих глобальные цепочки поставок и бизнес-каналы, которые, в свою очередь, становятся все более сложными и требуют более эффективного и интегрированного управления.
- Третий этап заключается в оптимизации транспортных расходов как на микроуровне, так и на макроуровне. Комплексное развитие транспортной инфраструктуры основано на стандартизации грузовых комплексов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов, определяемых грузоподъемностью и скоростью доставки, расширении автомобильных и железнодорожных сетей, улучшении сервисного обслуживания.
- Четвертый этап: коммуникация становится все более важной – от маркетинговой информации до технических спецификаций.
Следовательно, компании должны обмениваться между собой информацией там, где она находится в нужной форме, в нужное время, в нужных органах и в надежной форме, защищенной от несанкционированного использования.
Логистическая система не может существовать без полной информационной поддержки. Она также не может долго работать без специальных IТ-программ. Лишь соблюдая эти два значительные правила логистическая система сможет работать слажено.
Традиционные подходы и логистика имеют ряд отличий. Например, в логистике возможна интеграция отдельных звеньев из цепочки элементов в единую систему управления материалами. [3].
Если в компанию внедрить современную логистическую систему, то можно обнаружить следующее:
- готовность товаров к доставке станет высокой, сократятся складские запасы;
- качество доставки товара, а также время доставки будет значительно лучше;
- затраты на производство уменьшатся, гибкость производства увеличится. Это несомненный плюс использования современных логистических систем.
Это гарантирует снижение производственных затрат и улучшение качества поставок – несомненное конкурентное преимущество на российском рынке.
Для того, чтобы усовершенствовать логистическую систему на предприятии возможен отказ от не приоритетных направлений. Такое манёвр позволит снизить операционные затраты. Если организация сконцентрируется только на чём-то конкретном и главном, то она поможет себе правильно распределить ресурсы своего же предприятия. Нужно определить какое направление является более конкурентоспособным и в каких областях компания сильна.
В связи с этим в мировой практике все большее распространение получает аутсорсинг. Термин «аутсорсинг» означает ограничение или отказ от собственного бизнес-процесса, который обычно является незначительным (несущественным) и / или невыгодным для компании, и передачу его специализированным компаниям.
Это позволяет компании сосредоточиться на своей основной деятельности.
Компании могут передать на аутсорсинг практически любую функцию – от управления человеческими ресурсами и логистики, информационных услуг, обработки платежей и даже производства.
Чтобы определить возможность передачи определенной функции на аутсорсинг, необходимо рассмотреть ее с точки зрения четырех аспектов: стратегическая направленность, операционные возможности, финансовые выгоды и возможности для улучшения в компании.
Сочетание эффективности использования логистического оборудования и тенденции компаний концентрироваться на основной деятельности («ключевых компетенциях») предоставляет широкие возможности для развития рынков логистического аутсорсинга и специализированных логистических посредников [3]. Концепция логистического аутсорсинга заключается не в том, чтобы использовать свои ресурсы только для управления логистическими операциями, которые компании могут доверить внешним партнерам.
Таким образом, логистическая система может и должна быть оптимизирована.
Пути совершенствования помогут остаться предприятию на плаву, повысят её конкурентоспособность и увеличат доход.
Как мы видим, существует большое количество методов совершенствования. Любая организация может воспользоваться любым путем или же вобрать в себя абсолютно все методы совершенствования.