Статья:

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОНОЙ СРЕДЫ В КИТАЙСКОЙ ПРОВЕНЦИЯ ГУАНДУН

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Гао М.И. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОНОЙ СРЕДЫ В КИТАЙСКОЙ ПРОВЕНЦИЯ ГУАНДУН // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(13).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОНОЙ СРЕДЫ В КИТАЙСКОЙ ПРОВЕНЦИЯ ГУАНДУН

Гао Мэнь И
магистрант ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», РФ, г. Москва
Зубкова Алиса Григорьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, проф. ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», РФ, г. Москва

 

Гуандун — одна из крупных провинций Китая с развитой промышленностью, в которой активно развивается инновационная деятельность. В Гуандун разработаны планы по улучшению инновационной среды и расширению возможностей для внедрения инноваций. Для ускорения модернизации и развития благоприятной инновационной среды обеспечивается надежная научная поддержка и гарантии. Инновационная среда является основой и гарантией развития инновационной деятельности, ведь только при создании хороших условий для инноваций, появляется возможность эффективно улучшить общий инновационный уровень в провинции и повысить инновационную активность предприятий провинции. В данной статье рассматривается политика улучшения инновационной среды. В статье проанализированы результаты реализации политики реформирования научно-технической системы в провинции Гуандун по основным условиям для научно-технической деятельности: рыночной среде, финансовым условиям, качеству труда и другим аспектам, а также проанализированы существующие проблемы данной политики и методы их решения. Данная статья включает шесть страницы и содержит две таблицы.

Характеристика инновационной политики в провинции Гуандун, реализуемой в настоящее время.

Этапы реформирования научно-технической системы.

С 1985 года научно-исследовательская система в провинции Гуандун была реформирована 3 раза. Посредством осуществления ряда политических реформ в научно-технической системе были построены основные крупнейшие предприятия; научно-исследовательские институты и университеты стали основой социальной науки и техники; улучшение состояния экономики в провинции и повышение конкурентоспособности стали целью соответствующей социалистической рыночной экономики, распределение соответствует научно-техническому инновационному механизму развития науки и техники, который связывает науку, технику и экономику. Ниже приведены основные аспекты инновационной политики:

  1. Направление макроэкономической политики.

С 23 сентября 1998 года в провинции Гуандун было разработано и внедрено «Решение правительства провинции Гуандун о содействии оптимизации и модернизации промышленности на основе научно-технического прогресса» (Гуандун [1998] № 16), которое получило определенный успех. Реформирование в научно-исследовательском структурном механизме: необходимость и срочность укрепления консенсуса по реструктуризации научно-исследовательских институтов; постоянное расширение реформ во внутренних частях научно-исследовательской структуры, были предприняты первые шаги по созданию функционирующей системы связанной с рыночной экономикой. Реформирование научно-технической системы в колледжах и университетах: каждый университет должен усилить работу по созданию постоянных команд талантливых ученых, значительное повышение эффективности высокотехнологичных исследований; развитие научно-технических отраслей в университетах.

  1. Политика стимулирования инновационной деятельности.

5 июля 1999 года комиссией по науке и технике провинции Гуандун были изданы «Реформы по расходам отраслей науки и техники в провинции Гуандун»; данные реформы были направлены на то, чтобы посредством изменения способов финансирования научной деятельности скорректировать объемы средств, которые выделяются для научной деятельности, оптимизировать распределение ресурсов для научно-технических отраслей, конкретизировать расходы в научно-технический отраслях, способствовать преобразованию научно-исследовательской структуры в функциональный механизм, ускорить процесс научно-технических достижений и развитие высоких промышленных технологий, а также для того, чтобы тесно объединить науку, технику и экономику.

  1. Политика совершенствования нормативной базы.

Для того чтобы защитить законные права и интересы сторон, принимающих участие в тендерах, связанных с основными научными и технологическими проектами, научно-техническим комитетом провинции Гуандун были изданы «Указ об управлении проведения тендеров, связанных с основными научными и технологическими проектами в провинции Гуандун», «Исполняющий указ о проведении инноваций системы ответственности и управлении сотен инженерных проектов», «Указ о разработке центра управления инженерно-технологических исследований в провинции Гуандун». В целях содействия собственным инновациям были изданы первые региональные правила КНР по содействию инновациям «Условия содействия собственным инновациям в провинции Гуандун». Во всех научно-технических проектах были определены их главные направления и макроэкономические цели, а также сами проекты способствовали проведению управленческой работы над научно-технологическими программами по развитию перестройки, стандартизации и легализации научно-технического процесса.

4.Политика оптимизации прав на интеллектуальную собственность.

Для укрепления защиты интеллектуальной собственности и создания оценочной системы интеллектуальной собственности, в провинции Гуандун 25 сентября 1996 года во время восьмого съезда народного конгресса постоянного комитета на двадцать четвертой сессии посредством «Положения о патентной защите в провинции Гуандун» защита прав на интеллектуальную собственность официально стала частью юридического закона.

5.Политика расширения рыночного спроса и рыночного пространства.

В аспекте рыночного спроса и рыночного пространства, провинция Гуандун разработала ряд политических мер по расширению возможностей, ускорению создания социалистической рыночной экономической системы, а также исправлению и стандартизации экономических рыночных процессов. Главные аспекты были заключены в инновации экономической системы, в инновациях структурного управления и экономического механизма, были реализованы меры «трех изменений — одного укрепления», которые способствовали постоянному увеличению экономической эффективности предприятий и их конкурентоспособности на рынке.

6.Развитие политики по поощрению работников.

В документе, выпущенном региональным правительством (Гуандун [1998] № 16), выделялись определенные научно-технические работники, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли, была разработана политика вознаграждений научно-техническим работникам, которые достигли успеха в политической деятельности, принесли пользу экономике, и получили уважение общества.

7.Политика создания благоприятного климата в финансовой среде.

Обеспеченность финансовыми ресурсами является необходимым условием для создания собственных инноваций на предприятиях. Правительство провинции Гуандун проводит политику финансовой поддержки и политику льгот, которые включают увеличение объема инвестиций в науку и технику, вознаграждение предприятия за проведение технологических инноваций. Все эти факторы играют существенную роль в стимулировании научно-технических инноваций на предприятиях.

8.Существующие проблемы в политике оптимизации инновационной среды.

Научно-исследовательская деятельность университетов провинции Гуандун и научно-исследовательских структур не показывает одинакового стремления добиться значительных результатов. Исследования по активному поиску решения проблем вместе с активностью исследований, направленных на техническую поддержку для экономического развития провинции Гуандун, относительно сократились. Если данное явление будет усиливаться, это повлияет на развитие инновационной деятельности.

В каждом районе Китая беспрерывно образовываются зоны высоких технологий, созданы различные фонды поддержки инноваций, реализуется частичное освобождение предприятий и частных лиц от налогов, сокращается политика налогов, обеспечивается финансирование заявок на патенты и так далее. Несмотря на роль инициатив и определенные полученные успехи в повышении эффективности использования инвестируемых ресурсов, эффективность политики все же не высока.

9.Политика поддержки деятельности по разработке технологических инноваций.

  1. Научно-техническая политика регионального правительства провинции Гуандун направлена на поддержку и поощрение внедрения и освоения инноваций и новых технологий, однако, политика относительно собственных инноваций не масштабна, а ее направленность не ясна.
  2. В провинции Гуандун базовым исследованиям не уделяется достаточно внимания. Процентная доля расходов на фундаментальные исследования в провинции Гуандун от общей суммы расходов на НИОКР все время достаточно низкая, при этом не только ниже, чем в других развитых странах, но и ниже, чем средний уровень по стране, таблица 1:

Таблица 1.

Финансирования фундаментальных исследований в провинции Гуандун

 

2001

2002

2003

2004

2005

……

2009

2010

R&D (100 млн. Юань)

134.2

156.45

179.84

215.19

249.60

……

652.98

808.75

ФИИ

1.53

1.93

3.04

3.71

5.24

……

13.01

16.7

Прикладные исследования

6.65

7.83

8.58

8.66

13.23

……

29.63

37.3

Экспериментальная разработка

126.05

146.68

168.22

200.20

231.13

……

610.11

754.7

 

 

По сравнению с другими провинциями, инвестиции в фундаментальные исследования в провинции Гуандун значительно ниже, чем в Пекине, Шанхае, Цзянсу, Сычуань и других местах, таблица 2:

Таблица 2.

Региональное сравнение финансирования фундаментальных исследований

 

ФИИ(100 млн. юань)

R&D (100 млн. юань)

ФИИ/R&D

%

R&D/GDP

 %

Пекин

26.61

256.26

10.38

7.00

Гуандун

2.98

179.84

1.65

1.34

Цзянсу

5.28

150.46

3.51

1.21

Шанхай

8.02

128.92

6.22

2.06

Шаньдун

2.98

103.84

2.86

0.84

Ляонин

2.05

82.97

2.47

1.38

Сычуань

6.31

79.42

7.95

1.46

Чжэцзян

2

75.23

2.66

0.80

 

 

Источники: материалы статистического бюро КНР и научно-технического статистического бюро провинции Гуандун

  1. Недостаточное освоение инноваций и нехватка инвестиций, слабый инновационный фундамент; расходы на освоение в средних и крупных предприятиях провинции Гуандун не составляют и 1/3 от расходов Шанхая, а также отстают от провинции Цзянсу, Цзянси и Чжэцзян.

10.Основные предложения по оптимизации инновационной среды.

Поддержка развития инновационной среды и инновационного механизма.

  1. Формирование культурной среды для технологических инноваций.

Для решения этой задачи должна проводиться активное идейно-культурное строительство, что является важной частью создания благоприятного инновационного климата, развитие углубленного интереса к научному творчеству и продвижения инновационной культуры.

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы для создания благоприятной правовой среды в инновационной сфере.

Для формирования благоприятной правовой среды необходимо создание новых и совершенствование действующих законов по защите прав на интеллектуальную собственность в инновационной сфере. Основу такой системы должны составить целый ряд законов и законодательных актов: о патентах, о товарных знаках, об авторском праве, о несправедливой конкуренции, а также закон о защите технологических «ноу-хау».

  1. Координация и ликвидация ограничений инновационной деятельности на предприятиях.

Координация должна быть направлена на снижение сопротивления инновационным изменениям, предотвращения оппортунистического поведения в сочетании с антимонопольным законодательством, установление стандартов и правил на технологические инновации, ликвидация внешних неэкономических ограничений.

Создание политической системы, которая способствует повышению возможностей инноваций на предприятиях

  1. Активно направлять и поощрять предприятия, которые построили научно-технологическую, исследовательскую структуры, укреплять уровень научно-технической осведомленности предприятий.
  2. Активно разрабатывать политику по увеличению инвестиций в технику и науку на предприятиях, улучшить структуру финансирования в научно-технической сфере.
  3. Определить четкую научно-техническую политику, направить предприятия на осуществление собственных технологических инноваций, повысить степень оригинальности потенциала инноваций.

Создание диверсифицированной инвестиционной системы для увеличения инвестиций в науку и технику.

Для решения этой задачи предлагаются следующие мероприятия:

  1. Расширить государственного финансирования.

Увеличение доли бюджета для финансирования научно-технологических исследований в провинции Гуандун, а также увеличение доли инвестиций в фундаментальные исследования.

  1. Укрепить общие социальные инвестиции в научно-технической сфере.

Поощрять предприятия, которые расширяют инвестиции в технические разработки. Способствовать тому, чтобы расходы предприятия на развитие технологий доходили от 2 % до 3 % от продаж.

  1. Активно создавать условия для постройки и усовершенствования механизма инвестиций в новый бизнес.

Правительство поощряет создание структуры для обеспечения гарантий кредитов, формирование диверсифицированных инвестиционных субъектов, обучение, поддержку роста малых и средних предприятий.

  1. Планомерное развитие рынка капитала, функции банковского финансирования, осуществление многоканального финансирования.

Активный выбор высокотехнологичных предприятий, которые переходят на модель облигаций, подписывают ряд новых корпоративных облигаций, с колеблющейся процентной ставкой, которые имеют иностранные облигации, а также привлекают инвестиции с зарубежных рынков капитала.

 

Список литературы:

  1. Ян АйДзие. Сравнительные исследование и открытия в содействии научно-технологической инновационной политике на малых и средних предприятиях США и Японии [J]. Технология и управление 2004 г.
  2. Хуан Кан, Ши Кан, Ши Бин. Сравнительное исследование инновационной политики в странах ЕС и Китае [J]. Научное исследование, 2004 г.
  3. Ли Сяосюань. Китайская академия наук по формированию инновационной культуры и инновационного менеджмента [J]. Управление научными исследованиями, 2001 г.
  4. Гуандунский статистический ежегодник по науке и технике, департамент провинции Гуандун,2000—2010 г.
  5. Национальное статистическое бюро Китайской Народной Республики, Национальные данные,2000—2010.