СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОНОЙ СРЕДЫ В КИТАЙСКОЙ ПРОВЕНЦИЯ ГУАНДУН
Секция: 11. Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ИННОВАЦИОНОЙ СРЕДЫ В КИТАЙСКОЙ ПРОВЕНЦИЯ ГУАНДУН
Гуандун — одна из крупных провинций Китая с развитой промышленностью, в которой активно развивается инновационная деятельность. В Гуандун разработаны планы по улучшению инновационной среды и расширению возможностей для внедрения инноваций. Для ускорения модернизации и развития благоприятной инновационной среды обеспечивается надежная научная поддержка и гарантии. Инновационная среда является основой и гарантией развития инновационной деятельности, ведь только при создании хороших условий для инноваций, появляется возможность эффективно улучшить общий инновационный уровень в провинции и повысить инновационную активность предприятий провинции. В данной статье рассматривается политика улучшения инновационной среды. В статье проанализированы результаты реализации политики реформирования научно-технической системы в провинции Гуандун по основным условиям для научно-технической деятельности: рыночной среде, финансовым условиям, качеству труда и другим аспектам, а также проанализированы существующие проблемы данной политики и методы их решения. Данная статья включает шесть страницы и содержит две таблицы.
Характеристика инновационной политики в провинции Гуандун, реализуемой в настоящее время.
Этапы реформирования научно-технической системы.
С 1985 года научно-исследовательская система в провинции Гуандун была реформирована 3 раза. Посредством осуществления ряда политических реформ в научно-технической системе были построены основные крупнейшие предприятия; научно-исследовательские институты и университеты стали основой социальной науки и техники; улучшение состояния экономики в провинции и повышение конкурентоспособности стали целью соответствующей социалистической рыночной экономики, распределение соответствует научно-техническому инновационному механизму развития науки и техники, который связывает науку, технику и экономику. Ниже приведены основные аспекты инновационной политики:
- Направление макроэкономической политики.
С 23 сентября 1998 года в провинции Гуандун было разработано и внедрено «Решение правительства провинции Гуандун о содействии оптимизации и модернизации промышленности на основе научно-технического прогресса» (Гуандун [1998] № 16), которое получило определенный успех. Реформирование в научно-исследовательском структурном механизме: необходимость и срочность укрепления консенсуса по реструктуризации научно-исследовательских институтов; постоянное расширение реформ во внутренних частях научно-исследовательской структуры, были предприняты первые шаги по созданию функционирующей системы связанной с рыночной экономикой. Реформирование научно-технической системы в колледжах и университетах: каждый университет должен усилить работу по созданию постоянных команд талантливых ученых, значительное повышение эффективности высокотехнологичных исследований; развитие научно-технических отраслей в университетах.
-
Политика стимулирования инновационной деятельности.
5 июля 1999 года комиссией по науке и технике провинции Гуандун были изданы «Реформы по расходам отраслей науки и техники в провинции Гуандун»; данные реформы были направлены на то, чтобы посредством изменения способов финансирования научной деятельности скорректировать объемы средств, которые выделяются для научной деятельности, оптимизировать распределение ресурсов для научно-технических отраслей, конкретизировать расходы в научно-технический отраслях, способствовать преобразованию научно-исследовательской структуры в функциональный механизм, ускорить процесс научно-технических достижений и развитие высоких промышленных технологий, а также для того, чтобы тесно объединить науку, технику и экономику.
-
Политика совершенствования нормативной базы.
Для того чтобы защитить законные права и интересы сторон, принимающих участие в тендерах, связанных с основными научными и технологическими проектами, научно-техническим комитетом провинции Гуандун были изданы «Указ об управлении проведения тендеров, связанных с основными научными и технологическими проектами в провинции Гуандун», «Исполняющий указ о проведении инноваций системы ответственности и управлении сотен инженерных проектов», «Указ о разработке центра управления инженерно-технологических исследований в провинции Гуандун». В целях содействия собственным инновациям были изданы первые региональные правила КНР по содействию инновациям «Условия содействия собственным инновациям в провинции Гуандун». Во всех научно-технических проектах были определены их главные направления и макроэкономические цели, а также сами проекты способствовали проведению управленческой работы над научно-технологическими программами по развитию перестройки, стандартизации и легализации научно-технического процесса.
4.Политика оптимизации прав на интеллектуальную собственность.
Для укрепления защиты интеллектуальной собственности и создания оценочной системы интеллектуальной собственности, в провинции Гуандун 25 сентября 1996 года во время восьмого съезда народного конгресса постоянного комитета на двадцать четвертой сессии посредством «Положения о патентной защите в провинции Гуандун» защита прав на интеллектуальную собственность официально стала частью юридического закона.
5.Политика расширения рыночного спроса и рыночного пространства.
В аспекте рыночного спроса и рыночного пространства, провинция Гуандун разработала ряд политических мер по расширению возможностей, ускорению создания социалистической рыночной экономической системы, а также исправлению и стандартизации экономических рыночных процессов. Главные аспекты были заключены в инновации экономической системы, в инновациях структурного управления и экономического механизма, были реализованы меры «трех изменений — одного укрепления», которые способствовали постоянному увеличению экономической эффективности предприятий и их конкурентоспособности на рынке.
6.Развитие политики по поощрению работников.
В документе, выпущенном региональным правительством (Гуандун [1998] № 16), выделялись определенные научно-технические работники, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли, была разработана политика вознаграждений научно-техническим работникам, которые достигли успеха в политической деятельности, принесли пользу экономике, и получили уважение общества.
7.Политика создания благоприятного климата в финансовой среде.
Обеспеченность финансовыми ресурсами является необходимым условием для создания собственных инноваций на предприятиях. Правительство провинции Гуандун проводит политику финансовой поддержки и политику льгот, которые включают увеличение объема инвестиций в науку и технику, вознаграждение предприятия за проведение технологических инноваций. Все эти факторы играют существенную роль в стимулировании научно-технических инноваций на предприятиях.
8.Существующие проблемы в политике оптимизации инновационной среды.
Научно-исследовательская деятельность университетов провинции Гуандун и научно-исследовательских структур не показывает одинакового стремления добиться значительных результатов. Исследования по активному поиску решения проблем вместе с активностью исследований, направленных на техническую поддержку для экономического развития провинции Гуандун, относительно сократились. Если данное явление будет усиливаться, это повлияет на развитие инновационной деятельности.
В каждом районе Китая беспрерывно образовываются зоны высоких технологий, созданы различные фонды поддержки инноваций, реализуется частичное освобождение предприятий и частных лиц от налогов, сокращается политика налогов, обеспечивается финансирование заявок на патенты и так далее. Несмотря на роль инициатив и определенные полученные успехи в повышении эффективности использования инвестируемых ресурсов, эффективность политики все же не высока.
9.Политика поддержки деятельности по разработке технологических инноваций.
- Научно-техническая политика регионального правительства провинции Гуандун направлена на поддержку и поощрение внедрения и освоения инноваций и новых технологий, однако, политика относительно собственных инноваций не масштабна, а ее направленность не ясна.
- В провинции Гуандун базовым исследованиям не уделяется достаточно внимания. Процентная доля расходов на фундаментальные исследования в провинции Гуандун от общей суммы расходов на НИОКР все время достаточно низкая, при этом не только ниже, чем в других развитых странах, но и ниже, чем средний уровень по стране, таблица 1:
Таблица 1.
Финансирования фундаментальных исследований в провинции Гуандун
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
…… |
2009 |
2010 |
R&D (100 млн. Юань) |
134.2 |
156.45 |
179.84 |
215.19 |
249.60 |
…… |
652.98 |
808.75 |
ФИИ |
1.53 |
1.93 |
3.04 |
3.71 |
5.24 |
…… |
13.01 |
16.7 |
Прикладные исследования |
6.65 |
7.83 |
8.58 |
8.66 |
13.23 |
…… |
29.63 |
37.3 |
Экспериментальная разработка |
126.05 |
146.68 |
168.22 |
200.20 |
231.13 |
…… |
610.11 |
754.7 |
По сравнению с другими провинциями, инвестиции в фундаментальные исследования в провинции Гуандун значительно ниже, чем в Пекине, Шанхае, Цзянсу, Сычуань и других местах, таблица 2:
Таблица 2.
Региональное сравнение финансирования фундаментальных исследований
|
ФИИ(100 млн. юань) |
R&D (100 млн. юань) |
ФИИ/R&D % |
R&D/GDP % |
Пекин |
26.61 |
256.26 |
10.38 |
7.00 |
Гуандун |
2.98 |
179.84 |
1.65 |
1.34 |
Цзянсу |
5.28 |
150.46 |
3.51 |
1.21 |
Шанхай |
8.02 |
128.92 |
6.22 |
2.06 |
Шаньдун |
2.98 |
103.84 |
2.86 |
0.84 |
Ляонин |
2.05 |
82.97 |
2.47 |
1.38 |
Сычуань |
6.31 |
79.42 |
7.95 |
1.46 |
Чжэцзян |
2 |
75.23 |
2.66 |
0.80 |
Источники: материалы статистического бюро КНР и научно-технического статистического бюро провинции Гуандун
- Недостаточное освоение инноваций и нехватка инвестиций, слабый инновационный фундамент; расходы на освоение в средних и крупных предприятиях провинции Гуандун не составляют и 1/3 от расходов Шанхая, а также отстают от провинции Цзянсу, Цзянси и Чжэцзян.
10.Основные предложения по оптимизации инновационной среды.
Поддержка развития инновационной среды и инновационного механизма.
- Формирование культурной среды для технологических инноваций.
Для решения этой задачи должна проводиться активное идейно-культурное строительство, что является важной частью создания благоприятного инновационного климата, развитие углубленного интереса к научному творчеству и продвижения инновационной культуры.
- Совершенствование нормативно-правовой базы для создания благоприятной правовой среды в инновационной сфере.
Для формирования благоприятной правовой среды необходимо создание новых и совершенствование действующих законов по защите прав на интеллектуальную собственность в инновационной сфере. Основу такой системы должны составить целый ряд законов и законодательных актов: о патентах, о товарных знаках, об авторском праве, о несправедливой конкуренции, а также закон о защите технологических «ноу-хау».
- Координация и ликвидация ограничений инновационной деятельности на предприятиях.
Координация должна быть направлена на снижение сопротивления инновационным изменениям, предотвращения оппортунистического поведения в сочетании с антимонопольным законодательством, установление стандартов и правил на технологические инновации, ликвидация внешних неэкономических ограничений.
Создание политической системы, которая способствует повышению возможностей инноваций на предприятиях
- Активно направлять и поощрять предприятия, которые построили научно-технологическую, исследовательскую структуры, укреплять уровень научно-технической осведомленности предприятий.
- Активно разрабатывать политику по увеличению инвестиций в технику и науку на предприятиях, улучшить структуру финансирования в научно-технической сфере.
- Определить четкую научно-техническую политику, направить предприятия на осуществление собственных технологических инноваций, повысить степень оригинальности потенциала инноваций.
Создание диверсифицированной инвестиционной системы для увеличения инвестиций в науку и технику.
Для решения этой задачи предлагаются следующие мероприятия:
- Расширить государственного финансирования.
Увеличение доли бюджета для финансирования научно-технологических исследований в провинции Гуандун, а также увеличение доли инвестиций в фундаментальные исследования.
- Укрепить общие социальные инвестиции в научно-технической сфере.
Поощрять предприятия, которые расширяют инвестиции в технические разработки. Способствовать тому, чтобы расходы предприятия на развитие технологий доходили от 2 % до 3 % от продаж.
- Активно создавать условия для постройки и усовершенствования механизма инвестиций в новый бизнес.
Правительство поощряет создание структуры для обеспечения гарантий кредитов, формирование диверсифицированных инвестиционных субъектов, обучение, поддержку роста малых и средних предприятий.
- Планомерное развитие рынка капитала, функции банковского финансирования, осуществление многоканального финансирования.
Активный выбор высокотехнологичных предприятий, которые переходят на модель облигаций, подписывают ряд новых корпоративных облигаций, с колеблющейся процентной ставкой, которые имеют иностранные облигации, а также привлекают инвестиции с зарубежных рынков капитала.
Список литературы:
- Ян АйДзие. Сравнительные исследование и открытия в содействии научно-технологической инновационной политике на малых и средних предприятиях США и Японии [J]. Технология и управление 2004 г.
- Хуан Кан, Ши Кан, Ши Бин. Сравнительное исследование инновационной политики в странах ЕС и Китае [J]. Научное исследование, 2004 г.
- Ли Сяосюань. Китайская академия наук по формированию инновационной культуры и инновационного менеджмента [J]. Управление научными исследованиями, 2001 г.
- Гуандунский статистический ежегодник по науке и технике, департамент провинции Гуандун,2000—2010 г.
- Национальное статистическое бюро Китайской Народной Республики, Национальные данные,2000—2010.