ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
Секция: 11. Экономика
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ОСОБЕННОСТИ И ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ
Специфика экономики автономного округа связана с открытием на его территории богатейших нефтяных и газовых месторождений. С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 октября 2013 года накопленная добыча нефти — 10410,9 млн. тонн.
По анализу ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации, проведенному Министерством регионального развития Российской Федерации, по итогам января-сентября 2013 года, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра по сводному индексу социально-экономического развития, занял 3 место среди субъектов Российской Федерации (2011 год — 3,2012 год — 2 место в рейтинге субъектов Российской Федерации).
Автономный округ относится к регионам-донорам России и занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации:
- по добыче нефти (около 51 % общероссийской добычи);
- по производству электроэнергии (7 % общероссийского показателя);
- по объёму валового регионального продукта (в 2012 году — 2,467 трлн. рублей);
- по добыче газа (4,5 % общероссийской добычи);
- по поступлению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (около 16 % общероссийских поступлений);
- по объёму инвестиций в основной капитал (в 2012 году — 669,9 млрд. рублей).
В структуре промышленного производства автономного округа добыча полезных ископаемых занимает более 90 %, поэтому развитие экономики автономного округа во многом определяется динамикой добычи нефти и динамикой нефтяных цен.
Рассмотрим основные тенденции динамики добычи нефти в автономном округе.
Основной объём добычи нефти на территории автономного округа обеспечивают 9 вертикально интегрированных нефтяных компаний, добыча по которым составила 99,2 % от общей добычи нефти по автономному округу, 0,8 % от общего объема нефти добывается 14 производителями, не входящими в состав вертикально интегрированных компаний.
Лидирующие места по добыче нефти принадлежат ОАО «НК «Роснефть» (40,1 % от общего объёма), ОАО «Сургутнефтегаз» (21,2 %), ОАО НК «ЛУКОЙЛ» (18,6 %). Перечисленные 3 компании добывают 79,9 % всей нефти округа.
По данным департамента экономического развития с 2003 года в автономном округе наблюдается снижение темпов добычи, а с 2008 года уменьшение непосредственно добычи нефти. Это связанно с объективными изменениями в структуре извлекаемых запасов месторождений, с недостатком ресурсных мощностей из-за постепенного истощения старых месторождений, замедления темпа ввода в эксплуатацию новых месторождений.
По информации Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана» объемы добычи нефти в автономном округе сократились с 278,4 млн. тонн в 2007 году до 255,1 млн. тонн в 2013 году. Среднегодовое сокращение объемов добычи составляет порядка 4 млн. тонн.
Сокращение объемов добычи нефти сопровождается географическими изменениями деятельности нефтяных компаний — происходит перенос добычи в центральные и западные районы автономного округа. Хотя по-прежнему, на два восточных административных района автономного округа: Сургутский и Нижневартовский приходится 59,6 % от всего объема нефти, добытой на территории автономного округа, основной прирост добычи наблюдается Ханты-Мансийском районе, тогда как в Сургутском и Нижневартовском районе объемы добычи снижаются. Так, например, в январе-сентябре 2013 году увеличение объема добычи нефти в Ханты-Мансийском районе составило 817,8 тыс. тонн. Увеличение добычи происходит за счет интенсивной эксплуатации Южной части Приобского месторождения ОАО «Газпромнефть-Хантос» и Приразломного месторождения ООО «РН-Юганскнефтегаз», а так же за счет введения в разработку новых месторождений на западе автономного округа.
Другим процессом, сопровождающим снижение объемов добычи нефти, является замедление темпов эксплуатационного бурения. По информации Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана» за период с 2003 по 2007 год эксплуатационное бурение увеличилось с 5525 тысяч метров до 10178 тысяч метров, ежегодный прирост более 1100 тысяч метров. За период с 2007 по 2013 год объемы эксплуатационного бурения выросли 10178 до 14049 тысяч метров, а ежегодный прирост составил не многим более 640 тысяч метров. При этом прирост в 2013 году составил всего 361 тысячу метров.
Следует обратить внимание на тот факт, что снижение объемов добычи нефти пока не отразилось на динамике эксплуатационного фонда скважин. Общий эксплуатационный фонд нефтяных скважин автономного округа на 1 октября 2013 года — 79,4 тыс. скважин. Ежегодно в эксплуатацию вводится 3—4 тысячи новых добывающих скважин. Нет существенных изменений и в динамике неработающего фонда скважин.
Анализируя период роста мировых нефтяных цен (2003—2008 гг.) ранее [1, с. 120] нам удалось показать наличие в нефтяной отрасли Югры негативной тенденции — опережающего роста численности занятых при снижении объемов добычи и производительности труда. Данная тенденция, на наш взгляд, является проявлением «голландской болезни» в экономике автономного округа. Основным следствием наличия в экономике автономного округа «голландской болезни» является рост заработных плат, опережающий рост производительности труда. Особенно данное явление было характерно для периода быстрого роста нефтяных цен (2003—2008 гг.). Последние исследования, проведенные экспертами РИА Рейтинг на основе результатов обследования Росстата зарплат в России в 2013 году [2] показали замедление этого процесса.
В отраслевой структуре промышленного производства автономного округа организации, осуществляющие производство и распределение электроэнергии занимают 6,17 %.
В отличии от нефтедобычи производство электроэнергии характеризуется стабильным ростом основных показателей.
В январе—сентябре 2013 года выработано 64 млрд. кВтч электроэнергии, или 102 % к соответствующему периоду 2012 года. Выработка электроэнергии по итогам 2013 года прогнозируется на уровне 88,1 млрд. кВтч, что составит 104 % по отношению к уровню 2012 года.
Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа (89,5 %) обеспечивают ОАО «Сургутская ГРЭС-1», ОАО «Сургутская ГРЭС-2» и ОАО «Нижневартовская ГРЭС» общей установленной мощностью 10465,1 МВт.
Предприятия малой энергетики, общей установленной мощностью 1690,6 МВт вырабатывают 10,5 % электроэнергии. Наибольшая доля в структуре электропотребления региона приходится на промышленных потребителей — около 87 %.
Тепловой энергии в отчетном периоде отпущено 13,9 млн. Гкал или 101,7 % к соответствующему периоду 2012 года. Основной объем в структуре потребления тепловой энергии составляет население — около 57 %.
Продолжается строительство новых генерирующих мощностей — 3 энергоблока Нижневартовской ГРЭС (мощностью 400 МВт), ввод запланирован на 2014 год; 2 и 3 энергоблоков Няганской ГРЭС (мощностью по 418 МВт), ввод запланирован на 2013—2014 годы.
Отличительной особенностью развития энергетики автономного округа является активное развитие «малой» энергетика, представленной газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса.
В январе—сентябре 2013 года введены в эксплуатацию объекты:
- 3 энергоблок газотурбинной электростанции на Повховском месторождении ОАО «Лукойл», суммарная проектная мощность составляет 48 МВт;
- 2 очередь ГТЭС на Каменном (западном) лицензионном участке ОАО «ТНК-Нягань», суммарная проектная мощность составляет 72 МВт;
- ГПЭС на Мохтиковском месторождении ОАО «Мохтикнефть» мощностью 6,3 МВт;
- ГТЭС на Восточно-Сургутском месторождении ОАО «Сургутнефтегаз» мощностью 36 МВ;
- 8 очередь ГПЭС на Егурьяхском месторождении СТ ЗАО «Голойл», проектная мощность составляет 1 МВт.
В первую очередь данная особенность объясняется экономической целесообразностью автономного энергоснабжения удаленных месторождений, а так же жесткой позицией государства в вопросах сокращения объемов сжигаемого попутного газа.
Рассмотрим подробно и другие характеристики социально-экономического развития автономного округа.
Площадь территории ХМАО-Югры составляет — 534,8 тыс. км2. Географически округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, югом Тюменской области, Красноярским краем, Томской, Свердловской областями, Республикой Коми.
На начало 2014 года на территории округа насчитывалось 16 городов, из них 14 окружного и 2 районного подчинения, 24 поселка городского типа, 167 сельских населенных пунктов. Образовано 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 26 городских и 58 сельских поселений. Среди городских населенных пунктов преобладали малые с численностью населения до 50 тыс. человек (85 % от их общего количества). Среди сельских населенных пунктов большая часть (76 %) приходилась на деревни с населением до 1000 человек.
Демографическая ситуация, сложившаяся в автономном округе на начало 2013 года имеет позитивный характер, численность постоянного населения на 1 января 2013 года по информации Федеральной службы государственной статистики составила 1584,1 тыс. человек.
Городское население составляет 91,8 % или 1454,7 тыс. человек, сельское 8,2 % — 129,4 тыс. человек по сравнению с началом 2012 года численность населения увеличилась на 22,9 тыс. человек или на 1,5 %.
В автономном округе реализуются стратегические документы, которые задают траекторию демографического развития: Уточненная Концепция демографической политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на период до 2015 года и План мероприятий по реализации в 2011—2013 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В целом показатели рождаемости населения автономного округа превышают показатели смертности в 2,8 раза.
Как район недавнего освоения автономный округ имеет отличия в динамике показателей возрастной структуры населения. В 1989 году доля населения моложе трудоспособного возраста составляла 30 %, к 2013 г. она снизилась до 19 % (в среднем по РФ — 16,1 %). С другой стороны возрастает доля жителей старше трудоспособного возраста, так в 1989 году пенсионеров в автономном округе было только 4,4 %, в 2005 — 7,4 %, а в 2013 — 19,5 % (в среднем по РФ — 21,6 %), а доля трудоспособного населения, находящегося в предпенсионном возрасте составляет 13,9 %.
В результате усиливающейся тенденции к увеличению доли населения старше трудоспособного возраста, острой проблемой становится незначительный миграционной отток пенсионеров, причем, только часть пожилых жителей округа не имеет средств для переезда, а очень многие не хотят покидать автономный округ и разрывать социальные связи. В ряде нефтяных компаний действуют программы по переселению, позволяющие компенсировать расходы на переезд для уходящих на пенсию работников, но переселенцы нередко возвращаются в округ и эффективность данных программ не дает желаемых результатов.
Миграционное движение в автономном округе характеризуется повышенной интенсивностью миграционных потоков, как прибывающих, так и выбывающих во всех муниципальных образованиях автономного округа.
Процесс миграционного движения сложно спрогнозировать и оценить. Колебания миграционного движения, сложившиеся в автономном округе, обусловлены не только процессом передвижения населения внутри округа, связанных с переменой места жительства (учебы, работы), а также зависят от социально-экономического развития других регионов Российской Федерации.
В 2005—2006 годах сальдо миграции было отрицательным. Во многом это было обусловлено оттоком молодежи в другие субъекты РФ, с целью обучения в вузах страны. С 2007 года отмечается резкий миграционный прирост, обусловленный притоком мигрантов из стран бывшего СНГ. В 2005—2006 годах коэффициент миграционного прироста был отрицателен и составлял — 0,8 и — 0,7 соответственно, с 2007 года коэффициент миграционного прироста имеет положительную динамику.
За январь-сентябрь 2013 года в автономном округе на миграционный учет поставлено 167,0 тысяч иностранных граждан, что на 25,5 % больше соответствующего периода 2012 года (133,0 тыс. человек). Из них: 128,1 тысяч человек поставлено на миграционный учет первично (прибыли в округ с начала 2013 года) и 38,9 тысяч человек поставлены на миграционный учет по принятым решениям о продлении срока временного пребывания.
Преимущественное количество мигрантов прибыли в автономный округ с целью осуществления трудовой деятельности 91,7 тыс. человек, или 55 % от общего числа прибывших. В основном мигранты занимают те экономические ниши, которые не заняты жителями автономного округа (дворники, уборщики, рабочие строительных профессий, продавцы, водители общественного транспорта).
Уровень жизни населения. По уровню благосостояния, рассчитанному по покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения, автономный округ входит в пятерку лидеров Российской Федерации.
Средняя заработная плата по основным видам экономической деятельности за 2013 год превысила 52 тысячи рублей, при этом сохраняется существенная дифференциация (в 4 раза) по различным отраслям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в автономном округе приняты и реализуются меры по поэтапному достижению целевых ориентиров повышения заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования, педагогических работников образовательных организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагогических работников дошкольного и дополнительного образования, преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональных образовательных организациях, преподавателей образовательных организаций высшего образования и научных сотрудников. Утвержден план достижения примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре на период 2012—2018 годы (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 29 декабря 2012 года № 796-рп). Приняты «дорожные карты» — Планы мероприятий в сферах здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения, предусматривающие мероприятия, сроки исполнения, ответственных по повышению средней заработной платы работников, структурные преобразования, направленные на повышение эффективности и качества услуг, предоставляемых населению. Проведена индексация фонда оплаты труда специалистов государственных и муниципальных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с 1 января 2013 года — на 5,5 %. Принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 1 июля 2013 года № 234-п «Об увеличении фонда оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2013 году».
Заработная плата работников бюджетной сферы за 2013 год в номинальном выражении превысила 45 тысяч рублей [3].
Фундаментом достижений в социально-экономическом развитии автономного округа, основой устойчивости такого развития по прежнему выступают доходы от нефтедобычи. Однако Стратегией 2030 в качестве основного «драйвера» инновационного развития региональной экономики выбрана активная инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь будут являться основой для достижения долгосрочной конкурентоспособности автономного округа в национальном и мировом масштабе. Формирование благоприятного инвестиционного климата является обязательным условием устойчивого развития автономного округа — именно достижение указанной цели должно стать приоритетными направлениями деятельности всех исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления автономного округа.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить задачи:
- повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- выявление инфраструктурных возможностей для реализации инвестиционных проектов;
- вовлечение природно-ресурсного потенциала в инвестиционный процесс;
- развитие кадрового потенциала для обеспечения инвестиционных процессов.
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития в приоритетных сферах экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (далее — Указ № 596) поставлены задачи в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
В развитие Указа № 596 распоряжением Правительства автономного округа от 24 ноября 2012 года № 700-рп утвержден план мероприятий по внедрению стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее — План). Мероприятия Плана направлены на улучшение инвестиционного климата в автономном округе посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей, подготовки необходимой инвесторам инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержки продвижения на рынок инновационной продукции.
Роль инноваций в социально-экономическом развитии становится определяющим фактором устойчивого развития автономного округа. Особое значение в создании условий для перехода к формированию общества и экономики, основанных на знаниях, имеет региональная инновационная система.
Специфика формирования инновационной сферы в автономном округе состоит в том, что основу инновационной экономики составляет нефтегазодобывающая отрасль, в рамках которой малое и среднее предпринимательство практически не представлено. Так, среди малых и средних предприятий автономного округа доля инновационных компаний в 2011 году составляла лишь 0,02 %. В этих условиях актуальной становится задача стимулирования малых и средних предприятий автономного округа к созданию инновационных технологий, поддержка новых компаний на стадии становления инновационного бизнеса. Решить эту задачу призваны, в частности, такие мероприятия, как гранты начинающим инновационным компаниям, а также субсидии для возмещения части затрат малым и средним инновационным компаниям автономного округа.
Также проблемой является недостаточное развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в автономном округе. С одной стороны, созданы такие ее элементы как автономное учреждение автономного округа «Технопарк высоких технологий», окружной «Фонд поддержки предпринимательства», «Окружной бизнес-инкубатор». Однако необходимо формирование специализированных структур, которые призваны решать конкретные задачи по построению той или иной формы инновационного бизнеса. Такими элементами инфраструктуры инновационной деятельности должны стать Центр прототипирования, Центры кластерного развития, которые призваны решать системные задачи по формированию инновационной экономики.
Следует отметить, что власти целенаправленно и планомерно решают стоящие в части развития инвестиционной деятельности задачи. Внедряется Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе, который призван улучшить инвестиционный климат в автономном округе и, с учетом лучших региональных практик, создать необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций. Основные требования Стандарта уже выполнены, в том числе:
проведена работа по совершенствованию нормативных правовых актов по ликвидации необоснованных административных барьеров для осуществления инвестиционной деятельности и установлению публичности процесса предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности. По результатам проведенной работы принят Закон автономного округа от 31 марта 2012 года № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», основной целью которого является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в экономику автономного округа;
- сформирован Совет при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности в Югре, разработан специализированный четырехязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;
- сформированы механизмы финансовой поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий; субсидии для компенсации части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры; субсидий для компенсации части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, обеспечивается благоприятный, стимулирующий налоговый климат;
- утвержден план создания объектов инвестиционной инфраструктуры;
- внедряется оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
- принята инвестиционная декларация Югры, разработанная при участии представителей предпринимательского сообщества;
- создан Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, осуществляющий деятельность по принципу «одного окна».
Все эти действия власти дают свои результаты. В январе—сентябре 2013 года предоставлена государственная поддержка инвестиционной деятельности в объеме 312,5 млн. рублей, в том числе в форме:
- субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в сумме 29,6 млн. рублей;
- субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в сумме 282,9 млн. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования за январь—сентябрь 2013 года составил 485,5 млрд. рублей. Инвестиции в основной капитал увеличились на 3,1 % по сравнению с соответствующим периодом 2012 года.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности значительную долю занимают нефтегазодобывающие компании — 74,7 %, предприятия по производству и распределению электроэнергии газа и воды — 5,6 %, предприятия транспорта и связи — 9,8 %, предприятия других отраслей — 9,9 %.
Основную долю в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают собственные средства предприятий — 82,6 %. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций — 4,1 %.
По направлениям около 76 % общего объема инвестиций вкладывают предприятия нефтегазодобывающего комплекса на строительство эксплуатационных скважин, приобретение технологического оборудования, выполнение работ по обустройству месторождений с применением современных технологий.
Один из факторов, повлиявших на увеличение объема инвестиций в отчетном периоде — реализация компаниями крупномасштабных сделок (приобретение ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Лукойл-Западная Сибирь» двух участков месторождений федерального значения).
В результате реализации инвестиционных проектов создано 2676 рабочих мест, введено 10,9 тыс. кв. м жилья.
В реестр приоритетных инвестиционных проектов для реализации которых оказана государственная поддержка в виде субсидий для компенсации части затрат на строительство инженерных сетей и компенсации части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, включено 54 проекта, наиболее значимые из них:
- расширение производства ДСП ОАО «Югра-Плит», и увеличение мощности до 265 тыс. куб. м в год в г. Советский, планируемый объем инвестиций 1282 млн. рублей, срок реализации проекта 2012—2014 годы. Разработана проектная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы, получено и частично смонтировано технологическое оборудование, поставляемое по контрактам поставщиками;
- строительство регионального логистического торгово-развлекательного центра с кинотеатром с 8 залами на 1500 посадочных мест, залом IMAX, океанариумом и парком семейных развлечений, планируемый объем инвестиций 7 411 млн. рублей, срок реализации 2011—2020 годы. Создано 2623 рабочих места, запущены в эксплуатацию: многозальный кинотеатр на 1500 посадочных мест с залами IMAX, 4DX и залами повышенной комфортности, семейный парк развлечений «Хэппилон», круглогодичный каток, введено в эксплуатацию 127 329,1 кв. м площадей;
- приобретение технологического оборудования для производства малоэтажных деревянных домов в Советском районе п. Агириш, целью проекта является создание высокотехнологичного предприятия по глубокой переработке древесины мощностью 2 тыс. кв. м жилья в год и древесных деталей 5 тыс. куб. м в год, планируемый объем инвестиций 51,0 млн. рублей, срок реализации 2011—2016 годы. Создано 34 рабочих места, выпущено изделий брусовых домов 773 кв. м, деревянных изделий — 1,2 тыс. куб. м.
В реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций по состоянию на 1 октября 2013 года включено 94 проекта. (Производство топливных древесных гранул (пеллет), эксплуатационное бурение и обустройство куста скважин: Западно-Сургутского, Русскинского и других месторождений, завершение строительства I очереди Нижневартовской ГРЭС, переработка попутного нефтяного газа на Приразломном месторождении и другие).
В автономном округе активно развивается институт государственно-частного партнерства. В целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства в автономном округе создан инвестиционный фонд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
В марте 2013 года рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — «ВВВ» и рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAAA». Прогноз изменения рейтингов — «Стабильный». Высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированными рейтинговыми агентствами, повышает инвестиционную привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
Согласно докладу Министерства регионального развития о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации в январе—сентябре 2013 года объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре составил 198,50 тыс. руб. В тройку лидеров с максимальным значением также попал Ненецкий автономный округ (674,30 тыс. руб.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (381,20 тыс. руб.).
В автономном округе большое внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. В январе—сентябре 2013 года на территории автономного округа осуществляло свою деятельность 72,6 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
- 21712 малых предприятий (с учетом микропредприятий) (январь—сентябрь 2012 года — 22167 ед.);
- 236 средних предприятий (январь—сентябрь 2012 года — 228 ед.);
- 50684 индивидуальных предпринимателя, что на 8,5 тыс. единиц меньше, чем в соответствующем периоде 2012 года.
Снижение количества индивидуальных предпринимателей обусловлено:
- увеличением с 1 января 2013 года обязательных взносов в Пенсионный фонд в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, с 14300 рублей до 32479 рублей в год;
- запретом на реализацию пива и табака в нестационарных объектах торговли;
- обязанностью ведения в полном объеме бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства для экономики региона можно оценить по следующим показателям: количество малых предприятий на 100 тыс. жителей; среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера); оборот малых предприятий; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях.
Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства г. Москвы (АНО «НИСИПП») в своем ежегодном отчете «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России» проводится независимая оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
По итогам исследования АНО «НИСИПП» за 2012 год по количеству малых предприятий в расчете на 100 тысяч человек автономный округ занимает 13 место среди регионов Российской Федерации и 3 место среди регионов Уральского федерального округа (далее — УрФО) (в 2011 году 43 и 3 место соответственно) [4]. В мае 2013 года Ханты-Мансийский автономный округ — Югра стал лауреатом номинации «За лучшую региональную программу поддержки социального предпринимательства» второй Ежегодной премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России «Импульс добра», прошедшей в г. Москве.
Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 5 тыс. человек до 125,8 тыс. человек.
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в общей среднесписочной численности работников округа — 16,4 % (январь—сентябрь 2012 года — 15,6 %).
В целях создания условий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса на территории автономного округа, приняты и реализуются закон автономного округа от 27 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2011—2013 годы и на период до 2015 года» (далее — Программа).
Объем средств, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства за счет всех источников — 5,1 млрд. рублей, (из них 3,4 млрд. рублей привлеченные средства банков и лизинговых компаний).
На финансирование Программы в январе-сентябре 2013 года направлено 1711,3 млн. рублей (в январе—сентябре 2012 года — 1370,3 млн. рублей). В соответствии с мероприятиями Программы:
- обеспечено исполнение обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства (деятельность гарантийного фонда) перед кредитными учреждениями по 275 предпринимательским проектам, сумма финансирования — 1065,9 млн. рублей;
- предоставлена компенсация затрат субъектов малого предпринимательства по уплате процентов по банковским кредитам по 313 проектам в сумме 28,6 млн. рублей;
- предоставлено 453 микрозайма на сумму 288,9 млн. рублей;
- предоставлено 76 грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела на общую сумму 22,6 млн. рублей;
- предоставлена компенсация затрат за обучение по 308 заявкам субъектов малого и среднего предпринимательства в сумме 4,1 млн. рублей;
- в 108 населенных пунктов проведены 1343 выездные консультации, из них: 466 для безработных граждан, 358 — субъектов малого и среднего предпринимательства, 196 — учащихся и студентов.
В результате реализации мероприятий Программы субъектами, получившими поддержку, создано 2544 рабочих места (январь—сентябрь 2012 года — 2202 рабочих места).
Кроме того в ходе реализации целевой программы «Содействие занятости населения на 2011—2013 годы», одним из направлений которой является содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, создано 738 рабочих мест.
На территории автономного округа создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, представленная филиалами и представительствами Фонда поддержки предпринимательства Югры, Торгово-промышленной палаты, ООО Окружного Бизнес — Инкубатора, АУ «Технопарк высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», НО «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», НО «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры». На базе Фонда поддержки предпринимательства Югры действует Гарантийный фонд.
В целях повышения экспортного потенциала предприятий создана некоммерческая организация — Фонд «Центр координации поддержки экспертно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры». На базе площадки Центра с 1 июня 2013 года работает Евро Инфо Корреспондентский Центр Ханты-Мансийского округа — Югра.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в автономном округе введен Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Одной из серьезных проблем социально-экономического развития автономного округа является экология.
Нефтегазодобывающий комплекс автономного округа, являясь основным товаропроизводителем, в то же время остается главным фактором негативного воздействия на окружающую среду.
Ежегодно на территории округа перемещается до 50 миллионов кубических метров грунта, происходит от 2000 до 2600 аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в атмосферный воздух выбрасывается более 2 миллионов тонн загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Согласно статистической отчетности предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа, объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников на протяжении последних 5 лет имеют тенденцию к снижению. Как сообщает департамента общественных связей Югры со ссылкой на данные информационно-аналитического центра RUPEC, недропользователи ХМАО сокращают сжигание ПНГ. В округе с 2013 года нефтяными компаниями разработаны и успешно реализуются программы рационального использования попутного нефтяного газа.
За шесть последних лет объем использования ПНГ вырос на 3,5 млрд. кубических метров (12,5 %); уровень использования ПНГ вырос на 10,6 % и в 2013 году достиг 89,1 %; объем ежегодно сжигаемого ПНГ сократился с 7,8 млрд. кубических метров до 3,9 млрд. кубических метров (на 49,8 %.). Достижению таких показателей способствовало строительство объектов по повышению уровня использования ПНГ, на которые инвестировано нефтяными компаниями более 125 млрд. рублей. В рамках реализации Программ построено более 2100 км газопроводов; 62 компрессорные станции, общей мощностью более 2,0 млрд. кубических метров; 40 газотурбинных (ГТЭС) и газопоршневых электростанций (ГПЭС) общей мощностью более 600 МВт; 254 объекта для собственных нужд нефтяных компаний. Необходимо отметить, что на территории Югры введены в эксплуатацию два мини-газоперерабатывающих завода общей мощностью более 600 млн. кубических метров попутного нефтяного газа: на Западно-Салымском лицензионном участке, принадлежащем НК «Салым Петролеум Девелопмент», и Приразломном лицензионном участке ООО «РН-Юганскнефтегаз». Сейчас в регионе работает восемь газоперерабатывающих предприятий. Суммарный объем инвестиций нефтяных компаний на переработку ПНГ в 2012—2013 годах составил $ 1,4 млрд. Однако, несмотря на серьезные меры в 2013 году автономному округу не удалось выйти на нормативный уровень утилизации попутного газа — 95 %.
К настоящему времени общая площадь нефтезагрязненных земель составляет порядка 7000 га, количество не рекультивированных шламовых амбаров — более 1700.
Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории округа составляет 6283 км, газопроводов — 19500 км.
Объем водопотребления для поддержания пластового давления при добыче нефти превысил 350 млн. кубических метров, общие затраты средств на природоохранные мероприятия составили 30,168 млрд. рублей.
Приведенная информация позволяет утверждать, что на территории автономного округа сконцентрированы межрегиональные и специфические территориальные экологические проблемы, имеющие, в то же время, глобальную мировую и национальную значимость, требующие незамедлительного решения.
Список литературы:
- Грошев А.Р., Грошева Т.А., Овчаренко А.М. Анализ проявления факторов «Голландской болезни» в ХМАО-Югра в период повышения мировых нефтяных цен (2003—2008 гг.). // Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке образования и науки // — Ростов н / Д: Изд-во ЮФУ. 2013 С. 119—125.
- Исследование различий зарплат в регионах России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://riarating.ru/regions_study/20131029/610592758.html (дата обращения 01.04.2014).
- Итоги развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.depeconom.admhmao.ru (дата обращения: 29.01.2014 г.).
- Мониторинг развития малого предпринимательства в регионах России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nisse.ru/work/projects/current/current_4.html (дата обращения 01.04.2014).