ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА «УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА»
Секция: 6. Этнография
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА «УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА»
Южный Урал во все времена славился своими ремесленниками. По подсчётам южно-уральского центра народного творчества, в Челябинской области развивается более 15 видов ремёсел. Но каслинское литьё, златоустовская гравюра на стали и расписные клинки, изделия из камня и другие уральские бренды тут ни при чём. Ремеслом считается изготовление предметов, пригодных в быту. К примеру, в Чебаркульском районе издревле селились кузнецы, шорники и резчики по дереву. Брединский район знали как территорию, где живут умельцы валять валенки, вязать пуховые шали и выжигать глиняные крынки. Гончарным называли и Увельский район, где вплоть до 50—60-х годов прошлого века трудились целые семьи «глиняных» мастеров. Кроме этого, в Увельских сёлах объединялись в артели мастера по лозоплетению. Они выделывали из прута мебель и посуду. Во время Великой Отечественной войны отправляли на фронт даже лапти. Во многих деревнях Южного Урала процветало ручное ткачество и кружевоплетение. По традиции женщина должна быть мастерицей и обустраивать семейный очаг рукотворными вещами. В этих вещах — особая, сильная энергетика. С предметами, изготовленными вручную, связаны многие народные обряды и поверья. Молодой жене рукотворные вещи помогали перенести в мужний дом часть энергетики, мыслей, привычек родной семьи, быстрее обжиться. Тканая одежда помогала, по славянской традиции, и при болезни. Недаром в деревнях больному ребёнку мать шила рубашку из лоскутов одежды здоровых малышей. Сегодня редкая южно-уральская мастерица объяснит смысл узора на национальной рубахе и расскажет о том, что нить красных бус на шее русской женщины вовсе не для красоты, а для того, чтобы отвлечь дурной глаз от лица.
Современные мастерицы и мастера ремесло осваивают по книжкам и на спецкурсах. Хотя сегодня и селяне стали вспоминать древние промыслы, которые когда-то кормили семьи их прадедов. Например, в Красноармейском районе сегодня валяют валенки, в Чесменском — возрождают кузнечные мастерские, в Троицком и Увельском районах — ткут и плетут корзины из лозы, в Аргаяшском и Сосновском — шьют лоскутные одеяла, в Нагайбакском и Брединском — режут по дереву и вяжут. И это не дань моде, а поддержка для семейного бюджета [1].
Цель проекта: знакомство с историей уральских ремесел.
Предмет: Уральские ремесла;
Объект: Культура и быт уральцев.
Задачи:
· Провести анализ литературы по теме исследования;
· Выявить ремесла преобладающие на Урале;
· Провести анкетирование студентов на знание истории Уральских ремесел;
· Изготовить изделия уральских промыслов своими руками;
· Провести мастер-класс для студентов колледжа;
· Популяризировать доступными средствами культуру и быт уральцев.
Методы исследования — изучение информационных источников, анкетирование, опрос, экскурсия, самостоятельное изготовление изделий.
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1 этап. Анализ литературы, беседы со специалистами.
В толковом словаре Даля мы нашли определение термина «ремесло».
Ремесло (стар. ремество, рукомесло) — рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб [4].
Основной инструмент ремесла — руки мастера. Ремесло появилось вместе с человеком, как только он создал свое первое орудие труда.
Используя краеведческую литературу и ресурсы сети Интернет мы определили самые распространенные ремесла в России.
1. Дерево: резьба по дереву, фрезерование, обработка на токарном станке, фрезе, берестоплетение, резьба по бересте, тиснение по бересте, изготовление туесов, сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки), плетение из лозы.
2. Металл: ковка, гравировка, чеканка, чернение, литье, филигрань (напайная, ажурная, объемная), фрезерование.
3. Глина: лепка, гончарное искусство.
4. Камень: скульптура, резьба, гипс (отлив рельефов и объемных фигур).
5. Кость: резьба;
6. Нить: вязание, ткачество, кружево, вышивание.
7. Кожа: изготовление одежды и обуви, тиснение, резьба.
2 этап. Выявление ремесел преобладающих на Урале.
На основе изучения статистических данных южно-уральского центра народного творчества и сведений из краеведческой литературы из фондов библиотеки ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» мы выявили ремесла преобладающие на Урале.
· Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.
· Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов. Местом работы кузнеца была кузница — небольшое срубное или земляное, а иногда и кирпичное строение на краю села. Домашние кузницы устраивались на огородах. Основными инструментами кузнеца, с помощью которых он придавал форму пластично-податливому металлу были молотки и молоты. Самым главным в кузнице былэто горн — кирпичная печь с воздуховодом. В горне на углях раскалялись стальные заготовки [5].
· Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины. Технологический цикл гончарного производства весьма простой: добыча и подготовка глины, выделка изделий на гончарном круге и вручную, сушка, обжиг. Сбывали гончарные изделия на ярмарках: Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской. Во всех местных центрах ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки, топники, рыльники, жарёхи. Уральской глиняной посуде были присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины, линейный, волнистый и налепной кольцевой орнамент. Можно констатировать, что на Урале существует основательная традиция керамического искусства, зафиксированы и описаны разнообразные центры керамического производства, отличающиеся как технологическими приемами, так и обликом и составом продукции [5].
· Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно изменился. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Большое количество однотонных или двухцветных тканых скатертей с различными узорами можно увидеть во всех музеях Южного Урала. Подзоры к кроватям были очень распространены во всех южно-уральских домах. Обычно их вышивали по холсту, а с конца XIX века — по фабричной ткани [2].
· Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она предназначена для разглядывания, развлечения. На Урале глиняные игрушки делались по типу Каргопольских игрушек-свистулек. Игрушка — свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали. Многими поколениями мастеров отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, поэтому с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. В разных местностях края характер и внешний вид игрушек был различным [6].
· Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству. Из-за неоднородности расцветки и материала, половики получали собственный эксклюзивный стиль, который знаком практически любому российскому человеку и традиционно ассоциируется с русской деревней [3].
· Куклы из ткани и ниток. Главным назначением куклы в древности было беречь душу своего владельца от зла, болезней и нечистых помыслов. Куколку-оберег передавали из поколения в поколение на протяжении многих лет и веков. Традиционной игрушкой в быту русской и, в частности, уральской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девичьей забавой. Ими играли до 7—8 лет все дети. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Как и у других народов, у русских в куклу вкладывался определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия [8].
3 этап. Изготовление изделия своими руками и проведение мастер-класса для студентов.
Нами были изготовлены две куклы-оберега (мужская и женская) из ниток и проведен мастер-класс для студентов нашей группы, дающий возможность попробовать себя в этом деле.
Рисунок 1. Фотографии с мастер-класса по изготовлению кукол-оберегов
4 этап. Популяризация культуры и быта уральцев.
С этой целью нами были проведены мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов из ниток в других группах колледжа, в общеобразовательной школе № 22 города Миасса. Выступили с презентацией проекта перед студентами других групп машиностроительного колледжа и на традиционной студенческой научно-практической конференции ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК».
Рисунок 2. Фотографии с презентации проекта на студенческой научно-практической конференции, в другом отделении колледжа, в школе
В результате работы над проектом нам ближе и понятнее стали традиции и уклад жизни уральцев, быт и культура наших земляков.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе работы над проектом нами:
· была изучена история некоторых уральских ремёсел, на основе привлечения различных источников информации: книг, экскурсий, Интернет-ресурсов;
· была освоена технология изготовления игрушек-оберегов из ниток;
· были проведены мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов;
· выступили с презентацией проекта перед студентами колледжа и школьниками;
· результаты работы над проектом были представлены школьникам и студентам всех отделений ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК».
Список литературы:
1. Крживицкая Е.Э. Художественная культура Урала / Е.Э. Крживицкая, А.Ю. Сергеев, Н.Б. Аллахвериева. — Екатеринбург: Издательский дом Coкрат, 2003. — 248 с.
2. Сайт Уральского центра народных промыслов и ремесел — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.remeslour.narod.ru/remeslo3.html (дата обращения 17.11.2013)
3. Сайт Челябинской телерадиокомпании «Южный Урал» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://chelyabinsk.rfn.ru/region/rnews.html?id=506801&iid=235721&rid=25243 (дата обращения 12.11.2013)
4. Толковый словарь Даля — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/349130 (дата обращения 23.10.2013)
5. Ураловед. Сайт знатоков и любителей Урала — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uraloved.ru/obo-vsem/remeslo (дата обращения 17.11.2013)
6. Фонд возрождения национальных традиций — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 14.11.2013)
7. Шабалина Н.М. Развитие центров народных художественных ремёсел русского населения на Южном Урале. / Н.М. Шабалина. — Челябинск: Абрис, 2004. — 189 с.