Статья:

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА «УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА»

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 6. Этнография

Выходные данные
Балакирева Е.А., Сафарова А.Ф. ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА «УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(8).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРОЕКТА «УРАЛЬСКИЕ РЕМЕСЛА»

Балакирева Екатерина Александровна
студент Миасского машиностроительного колледжа, РФ, г. Миасс
Сафарова Анастасия Файзулловна
студент Миасского машиностроительного колледжа, РФ, г. Миасс
Суханова Александра Алексеевна
научный руководитель, преподаватель Миасского машиностроительного колледжа, РФ, г. Миасс
Копырина Лариса Анатольевна

 

 

Южный Урал во все времена славился своими ремесленниками. По подсчётам южно-уральского центра народного творчества, в Челябинской области развивается более 15 видов ремёсел. Но каслинское литьё, златоустовская гравюра на стали и расписные клинки, изделия из камня и другие уральские бренды тут ни при чём. Ремеслом считается изготовление предметов, пригодных в быту. К примеру, в Чебаркульском районе издревле селились кузнецы, шорники и резчики по дереву. Брединский район знали как территорию, где живут умельцы валять валенки, вязать пуховые шали и выжигать глиняные крынки. Гончарным называли и Увельский район, где вплоть до 50—60-х годов прошлого века трудились целые семьи «глиняных» мастеров. Кроме этого, в Увельских сёлах объединялись в артели мастера по лозоплетению. Они выделывали из прута мебель и посуду. Во время Великой Отечественной войны отправляли на фронт даже лапти. Во многих деревнях Южного Урала процветало ручное ткачество и кружевоплетение. По традиции женщина должна быть мастерицей и обустраивать семейный очаг рукотворными вещами. В этих вещах — особая, сильная энергетика. С предметами, изготовленными вручную, связаны многие народные обряды и поверья. Молодой жене рукотворные вещи помогали перенести в мужний дом часть энергетики, мыслей, привычек родной семьи, быстрее обжиться. Тканая одежда помогала, по славянской традиции, и при болезни. Недаром в деревнях больному ребёнку мать шила рубашку из лоскутов одежды здоровых малышей. Сегодня редкая южно-уральская мастерица объяснит смысл узора на национальной рубахе и расскажет о том, что нить красных бус на шее русской женщины вовсе не для красоты, а для того, чтобы отвлечь дурной глаз от лица.

Современные мастерицы и мастера ремесло осваивают по книжкам и на спецкурсах. Хотя сегодня и селяне стали вспоминать древние промыслы, которые когда-то кормили семьи их прадедов. Например, в Красноармейском районе сегодня валяют валенки, в Чесменском — возрождают кузнечные мастерские, в Троицком и Увельском районах — ткут и плетут корзины из лозы, в Аргаяшском и Сосновском — шьют лоскутные одеяла, в Нагайбакском и Брединском — режут по дереву и вяжут. И это не дань моде, а поддержка для семейного бюджета [1].

Цель проекта: знакомство с историей уральских ремесел.

Предмет: Уральские ремесла;

Объект: Культура и быт уральцев.

Задачи:

·     Провести анализ литературы по теме исследования;

·     Выявить ремесла преобладающие на Урале;

·     Провести анкетирование студентов на знание истории Уральских ремесел;

·     Изготовить изделия уральских промыслов своими руками;

·     Провести мастер-класс для студентов колледжа;

·     Популяризировать доступными средствами культуру и быт уральцев.

Методы исследования — изучение информационных источников, анкетирование, опрос, экскурсия, самостоятельное изготовление изделий.

Работа над проектом проходила в несколько этапов:

1 этап. Анализ литературы, беседы со специалистами.

В толковом словаре Даля мы нашли определение термина «ремесло».

Ремесло (стар. ремество, рукомесло) — рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб [4].

Основной инструмент ремесла — руки мастера. Ремесло появилось вместе с человеком, как только он создал свое первое орудие труда.

Используя краеведческую литературу и ресурсы сети Интернет мы определили самые распространенные ремесла в России.

1.  Дерево: резьба по дереву, фрезерование, обработка на токарном станке, фрезе, берестоплетение, резьба по бересте, тиснение по бересте, изготовление туесов, сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки), плетение из лозы.


2.  Металл: ковка, гравировка, чеканка, чернение, литье, филигрань (напайная, ажурная, объемная), фрезерование.


3.  Глина: лепка, гончарное искусство.


4.  Камень: скульптура, резьба, гипс (отлив рельефов и объемных фигур).


5.  Кость: резьба;


6.  Нить: вязание, ткачество, кружево, вышивание.


7.  Кожа: изготовление одежды и обуви, тиснение, резьба.

2 этап. Выявление ремесел преобладающих на Урале.

На основе изучения статистических данных южно-уральского центра народного творчества и сведений из краеведческой литературы из фондов библиотеки ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» мы выявили ремесла преобладающие на Урале.

·     Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.

·     Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов. Местом работы кузнеца была кузница — небольшое срубное или земляное, а иногда и кирпичное строение на краю села. Домашние кузницы устраивались на огородах. Основными инструментами кузнеца, с помощью которых он придавал форму пластично-податливому металлу были молотки и молоты. Самым главным в кузнице былэто горн — кирпичная печь с воздуховодом. В горне на углях раскалялись стальные заготовки [5].

·     Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины. Технологический цикл гончарного производства весьма простой: добыча и подготовка глины, выделка изделий на гончарном круге и вручную, сушка, обжиг. Сбывали гончарные изделия на ярмарках: Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской. Во всех местных центрах ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки, топники, рыльники, жарёхи. Уральской глиняной посуде были присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины, линейный, волнистый и налепной кольцевой орнамент. Можно констатировать, что на Урале существует основательная традиция керамического искусства, зафиксированы и описаны разнообразные центры керамического производства, отличающиеся как технологическими приемами, так и обликом и составом продукции [5].

·     Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений. Во второй половине XIX века, а в глухих деревнях Урала еще позднее, общий вид праздничной одежды, бытового текстиля качественно изменился. В обиходе богатых семей появились шелковые, атласные, кашемировые, шифоновые, батистовые ткани. Из них шили рубахи, сарафаны, шугаи, душегреи, фартуки, головные уборы. Праздничная одежда стала более яркой и многоцветной. Большое количество однотонных или двухцветных тканых скатертей с различными узорами можно увидеть во всех музеях Южного Урала. Подзоры к кроватям были очень распространены во всех южно-уральских домах. Обычно их вышивали по холсту, а с конца XIX века — по фабричной ткани [2].

·     Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она предназначена для разглядывания, развлечения. На Урале глиняные игрушки делались по типу Каргопольских игрушек-свистулек. Игрушка — свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или какого-нибудь зверька. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали. Многими поколениями мастеров отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, поэтому с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. В разных местностях края характер и внешний вид игрушек был различным [6].

·     Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству. Из-за неоднородности расцветки и материала, половики получали собственный эксклюзивный стиль, который знаком практически любому российскому человеку и традиционно ассоциируется с русской деревней [3].

·     Куклы из ткани и ниток. Главным назначением куклы в древности было беречь душу своего владельца от зла, болезней и нечистых помыслов. Куколку-оберег передавали из поколения в поколение на протяжении многих лет и веков. Традиционной игрушкой в быту русской и, в частности, уральской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девичьей забавой. Ими играли до 7—8 лет все дети. Но лишь только мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Как и у других народов, у русских в куклу вкладывался определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия [8].

3 этап. Изготовление изделия своими руками и проведение мастер-класса для студентов.

Нами были изготовлены две куклы-оберега (мужская и женская) из ниток и проведен мастер-класс для студентов нашей группы, дающий возможность попробовать себя в этом деле.

 

DSC01607.JPGDSC01595.JPGDSC01627.JPG

Рисунок 1. Фотографии с мастер-класса по изготовлению кукол-оберегов

 

4 этап. Популяризация культуры и быта уральцев.

С этой целью нами были проведены мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов из ниток в других группах колледжа, в общеобразовательной школе № 22 города Миасса. Выступили с презентацией проекта перед студентами других групп машиностроительного колледжа и на традиционной студенческой научно-практической конференции ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК».

 

_DSC3920.JPGDSC01911.JPGDSC07888.JPG

Рисунок 2. Фотографии с презентации проекта на студенческой научно-практической конференции, в другом отделении колледжа, в школе

 

В результате работы над проектом нам ближе и понятнее стали традиции и уклад жизни уральцев, быт и культура наших земляков.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе работы над проектом нами:

·     была изучена история некоторых уральских ремёсел, на основе привлечения различных источников информации: книг, экскурсий, Интернет-ресурсов;

·     была освоена технология изготовления игрушек-оберегов из ниток;

·     были проведены мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов;

·     выступили с презентацией проекта перед студентами колледжа и школьниками;

·     результаты работы над проектом были представлены школьникам и студентам всех отделений ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК».

 

Список литературы:
1.    Крживицкая Е.Э. Художественная культура Урала / Е.Э. Крживицкая, А.Ю. Сергеев, Н.Б. Аллахвериева. — Екатеринбург: Издательский дом Coкрат, 2003. — 248 с.
2.    Сайт Уральского центра народных промыслов и ремесел —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.remeslour.narod.ru/remeslo3.html (дата обращения 17.11.2013)
3.    Сайт Челябинской телерадиокомпании «Южный Урал» —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://chelyabinsk.rfn.ru/region/rnews.html?id=506801&iid=235721&rid=25243 (дата обращения 12.11.2013)
4.    Толковый словарь Даля —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/349130 (дата обращения 23.10.2013)
5.    Ураловед. Сайт знатоков и любителей Урала —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://uraloved.ru/obo-vsem/remeslo (дата обращения 17.11.2013)
6.    Фонд возрождения национальных традиций —  [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stfond.ru/news.htm?id=11309 (дата обращения 14.11.2013)
7.    Шабалина Н.М. Развитие центров народных художественных ремёсел русского населения на Южном Урале. / Н.М. Шабалина. — Челябинск: Абрис, 2004. — 189 с.