Законодательство субъектов Российской Федерации: тенденции развития.
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Законодательство субъектов Российской Федерации: тенденции развития.
Настоящая тема является достаточно актуальной в современном конституционном праве, как и в правоприменительной практике РФ. Предметом данного исследования являются определенные тенденции по оптимизации регионального законодательства в условиях современного федерализма.
Большинство проблем, которые непосредственно связаны с качеством законодательства субъектов РФ, есть возможность решить при привлечении к законотворчеству независимых исследователей и ученых, выполняющих роль экспертов нормативно-правовых актов.
По мнению Ю.А. Тихомирова, должное внимание необходимо уделять мониторингу на стадии осуществления права, поскольку это «слабина» всей отечественной правовой системы. Так, необходимость в полном планомерном мониторинге назревала уже давно. Необходимо повысить и качество федеральных законов, поскольку они выступают как эталон для законодателей субъектов РФ.
Также необходимо дополнить и расширить структуру Федерального регистра нормативно-правовых актов субъектов РФ (добавление текстов федеральных законопроектов, законопроектов субъекта, тексты проектов доктрин, концепций, программ и обновление их текущего состояния). В данном случае законодатель будет периодически осведомляться о тенденциях развития правовой системы, будет рассматриваться и анализироваться опыт федерального законодателя и остальных регионов. Достижение данной цели имеет место быть и посредством обеспечения сетевого доступа к федеральным словарям.
Информационная функция государства по модернизации правотворчества информационными средствами была бы наиболее рациональна, поскольку она осуществлялаь бы одновременно на региональном и федеральном уровнях для взаимосвязи регионов в сеть для последующего обмена этими данными.
Следует отметить, что на сегодняшний день далеко не все законы субъектов РФ обязывают представлять всю информацию на электронных носителях. В большинстве же случаев деятельность таких региональных образований по принятию, изменению или отмене норм права достаточно слабо напоминает правотворческую деятельность, поскольку на данном уровне лишь копируется общие федеральных нормативных правовых актов. По ориентировочной оценке, законодательство субъектов РФ ориентировочно на одну четвертую дублирует федеральное законодательство.
Для того, чтобы региональное правотворчество не выходило из-под контроля, следует его организовывать при помощи оперативных и перспективных планов, а также сделать рациональной всё правотворчество. Для достижения данной цели необходима полная систематизация всего нормативного массива.
Проблема правовых классификаций сквозь призму вопросов упорядочения законодательства продолжает оставаться актуальной. Во-первых, потому что на классификаторе основывается учет законодательства, без которого вообще невозможно упорядочение законодательного материала. Официально унифицированная система поиска информации создает основу для формирования единой внутренне согласованной системы законодательства. В данной связи актуальной является проблема образования классификатора отечественного законодательства на всех уровнях. Но при этом, следует отметить, что возможность реально вести работу по созданию Федерального свода законов пока преждевременна.
Актуальный классификатор правовых актов отвечает таким требованиям, как:
- удобство практического использования;
- полнота нормативного материала;
- полное соответствие всей существующей системе действующего законодательства;
- сочетание стабильности и динамизма;
- подход к рубрицированию классификатора имеет научно-обоснованный характер;
- постоянное периодическое обновление классификатора, а также поддержание его в контрольном состоянии.
Проблему качества законодательной базы субъектов необходимо решить путем предоставления парламентам субъектов РФ большего объема полномочий с сопровождающимся усилением ответственности за результаты работы, а также обеспечением гласности и коллегиальности их деятельности. В настоящих условиях следует усилить профессиональную деятельность депутатов субъектов РФ. Предлагается закрепить в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» правовую норму, закрепляющую депутатскую деятельность в парламентах субъектов РФ на профессиональной постоянной основе.
Важнейшим источником оптимизации регионального законодательства является совершенствование законодательного процесса в представительных органах власти субъектов федерации. Юридико-технический уровень нормативно-правового акта – один из основополагающих показателей его качества.
Конституция РФ, предоставляя субъектам РФ право на принятие законов, точным образом не определяет все формы его реализации. Настоящее положение, не смотря на его политическую значимость, без процессуального закрепления останется абстрактно-правовой и политической декларацией. Единственным вариантом введения в действие таких конституционных положений является образование в субъектах РФ своих процедур законотворчества.
В период активной нормотворческой деятельности возникает достаточно значимая проблема внутренней структуризации законодательных актов субъекта РФ. Основнуюя роль в данном случае имеет законодательный процесс, так как планирование и подготовка всех законопроектов - одна из основополагающих его стадий. В данном аспекте закладывается основа законодательных массивов субъектов РФ, определяются ее составляющие и их взаимосвязь. В основе законодательного процесса заложен принцип законности, проявляющийся в том, что законодательство субъектов РФ должно формироваться в рамках, установленных Конституцией России и федеральными законами. Точное соблюдение правил законодательного процесса обеспечивает легитимность создаваемого акта. В качестве развития законодательного процесса на уровне субъектов РФ в юридической литературе предлагается: проанализировать все законодательные процедуры, которые установлены на уровне субъекта РФ; в полной мере определить конституционные требования к законотворчеству в субъектах РФ; рассмотреть все факторы, которые препятствуют его эффективности;последовательно охарактеризовать стадии законодательного процесса в каждом из законодательных органов субъектов РФ с указанием недостатков правового регулирования и путей их устранения.
Так, Л.А. Морозова рассматривает 7 факторов, которые определяют выбор формы нормативно-правового акта: характер общественных отношений, которые составляют предмет регулирования; объем такого праворегулирования; содержание правового решения; средства и способы регулирования; формы государственного контроля; место правового решения в системе действующего законодательства; политическая ситуация в стране; законодательная политика государства.
Следует унифицировать правила внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты; создать Собрание законодательства каждого субъекта РФ, при подготовке законопроектов в обязательном порядке назначать логическую экспертизу, более ответственно подходить к вопросам лингвистической экспертизы проектов правовых актов; регулярно проводить семинары по актуальным вопросам юридической техники для региональных законодателей.