Анализ подходов реинжиниринга бизнес-процессов организации
Секция: Экономика
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Анализ подходов реинжиниринга бизнес-процессов организации
В настоящее время в экономике происходят радикальные изменения. В связи с этим возникает острая необходимость использования новых современных инструментов и методов, способных повысить эффективность деятельности организаций. Одним из самых современных инструментов достижения радикального улучшения деятельности организации является реинжиниринг, направленные на перепроектирование бизнес-процессов. С развитием всех сфер деятельности организаций в России остается актуальной проблема комплексного анализа и оптимизации бизнес-процессов. Современные компании представляют собой сложные системы, требующие многообразия используемых инструментов и методов, нацеленных на достижение определенных задач с использованием минимальных расходов. [1, 2]. В роли основных элементов, оказывающих влияние на удачность организации, можно представить различное количество бизнес-процессов - совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, нацеленных на формирование конкретного продукта или услуги для конечных потребителей.
Различают три основных вида бизнес-процессов:
· управляющие - бизнес-процессы, которые руководят деятельностью системы (стратегический менеджмент и корпоративное управление);
· операционные - бизнес-процессы, формирующие основу функционирования организации, а затем и базисный поток доходов (снабжение, производство, маркетинг и продажи);
· поддерживающие - бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес (например, бухгалтерский учет, подбор и обучение персонала, техническая поддержка и т.д.)
Конкретную значимость приобретают аутентичность и производительность компании, потому как непредвиденная рыночная конъюнктура и жесткая конкурентоспособность часто подвержены изменениям [3, 4]. Обычно, в подобных условиях при проведении крупной реорганизации компании более результативным оказывается подход реинжиниринга – постепенные изменения в бизнесе, которые направлены на улучшение деятельности и показателей бизнес-процессов организации.
О реинжиниринге, как правило, задумываются уже зрелые компании – в то время как процессы описаны и выстроены, настает момент, когда лучше воспользоваться уже имеющейся моделью в целях совершенствования компании. Реинжиниринг подразумевает под собой широкий спектр возможных изменений, которые связаны с бизнес-процессами и структурой предприятия [1, 5]. Зачастую, в понятие реинжиниринга включают только фундаментальные изменения, абсолютное перепроектирование процессов и переработку деятельности, однако реинжиниринг можно отнести и к перестройке лишь отдельных процессов.
Различают несколько видов реинжиниринга:
· Фундаментальный – переосмысление деятельности компании, способов, целей, стратегии и миссии компании;
· Радикальный (радикальное перепроектирование) – изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе радикального перепроектирования предполагаются совсем иные методы выполнения работы;
· Резкий (скачкообразный) – подобный вид реинжиниринга применяется в тех случаях, когда следует улучшить или увеличить показатели деятельности компании в два (три и более) раз, а иначе достаточно применить традиционные способы (от проведения бесед с сотрудниками до повышения качества, применение которых не связано с существенным риском).
Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:
1. Компании, которые находятся на грани распада по причине того, что цены на товары значительно выше и (или) их качество (сервис) значительно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут серьезных решений в целях изменения сложившейся ситуации, то разорение неизбежно.
2. Компании, которые не имеют в данный момент затруднений, но предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и т.д.
3. Компании, которые не имеют проблем сейчас, не прогнозируют их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.
Таким образом, задачи реинжиниринга подобны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете – выживаемости предприятия [1, 2, 4, 6].
Реинжиниринг бизнес-процессов производится по-разному в зависимости от нескольких факторов.
В первую очередь, методы различаются от ситуации на предприятии:
· Кризисный реинжиниринг – коренная переработка большой части процессов в условиях, когда компании необходимо кардинально изменить текущую ситуацию;
· Реинжиниринг развития – плавные изменения и изучение результатов для поддержания компании в хорошем состоянии, не забывая о ее развитии.
Кроме того, необходимо исследовать уровень изменений:
· операционный – изменения в зоне 1-2 показателей, для улучшения ситуации на одном из участков бизнес-процесса;
· процессный – «классический» реинжиниринг, затрагивающий один процесс;
· системный – когда в изменения вовлечена вся бизнес-система, т.е. все предприятие подвергается измерению и реинжинирингу.
Безусловно, реинжиниринг бизнес-процессов – это творческая работа для экспертов на различных этапах [1, 5, 7, 8]:
1. Формирование системы показателей – без измерений текущего состояния, приступать к развитию бессмысленно, и начинается все с показателей.
2. Формирование картины TO-BE – подготовка процесса после реинжиниринга, определение цели реинжиниринга (т.е. ожидаемые значения показателей бизнес-процессов).
3. Мероприятия реинжиниринга – проведение запланированных изменений: переработка документов, информационных систем, смена кадров.
4. Подведение итогов – определение результатов реинжиниринга, сравнение показателей с планируемыми значениями, анализ усовершенствованного процесса.
Таким образом, для реинжиниринга бизнес-процессов необходимо четко представлять деятельность организации, ее бизнес-процессы, цели и методы реинжиниринга. Кроме того, необходимо подобрать компетентных специалистов для решения сложных вопросов и критических положений компаний. Совокупность максимально продуманных мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов приведет к увеличение прибыли и сокращению расходов.