Формы объективного выражения музыки как объекта авторского права
Секция: Юриспруденция
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Формы объективного выражения музыки как объекта авторского права
В настоящее время музыка является одним из самых популярных видов искусства, прослушиванием которой наслаждаются все слои населения мирового шара. И ее законодательное закрепление немаловажно, так как исполнители, композиторы и авторы песен зачастую сталкиваются с таким явлением, как незаконное присвоение их труда. Гражданский Кодекс рассматривает музыкальные произведения как объекты авторского права, но не всегда служит источником тщательной защиты.
Правоотношения между авторами и организациями, которые занимаются воплощением музыкального шедевра, так же мало изучены. Вместе с тем назрела проблема понятия самого музыкального произведения, которое в юридической литературе не раскрывается и в ГК не прописано.
Музыкальное произведение в первую очередь должно представлять собой результат творческой деятельности. А результат предполагает создание нового произведения, в связи с чем в литературе выделяется такой признак, как новизна. Признак новизны, как предполагалось, имел право существовать самостоятельно наравне с признаком творчества. Произведение по своему обыкновению состоит из многочисленных элементов. И не всегда эти элементы являются новыми, созданными самим автором. Их могут заимствовать из других творений, следовательно, новизна не всегда может свидетельствовать о творческом характере произведения в целом. Поэтому, все эти признаки не являются доказательствами в полной мере для защиты авторского права на музыкальное произведение.
Необходимо отметить, что любое произведение в соответствии с действующим законодательством как конечный результат творческой деятельности его автора становится объектом авторского права только в том случае, если его труд находит свое отражение в так называемой объективной форме.
Принимая во внимание специфику выразительных средств, используемых в музыке, можно утверждать, что в случае с музыкальными произведениями правовой охране подлежит лишь внешняя форма произведения. Внешняя форма музыкального произведения состоит из звукового ряда, который представляет собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности. Другими словами, авторское право охраняет непосредственно "музыкальный текст" - внешнюю составляющую музыкального произведения, которая воспринимается при его прослушивании. Что касается внутренней формы музыкального произведения, то она по своей природе не может охраняться правом. Образы в музыке передаются с помощью различных по высоте, частоте, силе и длительности звуков, не имеющих четкой смысловой нагрузки, вследствие чего они являются недостаточно определенными и едва ли способны к правовой охране.
Объективная форма произведения, по мнению Д.Г. Макарова, «это способ его выражения, который также является признаком охраноспособности произведения» [1]. Для того чтобы выявить объективную форму музыкального произведения, необходимо обратиться к его определению, которое дано в ГОСТе Р 7.0.3-2006 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу". Согласно данному документу, музыкальным является "произведение, зафиксированное с помощью нотных знаков и предназначенное для воспроизведения на музыкальных инструментах или пения"[2]. Из этого следует то, что формами музыкального произведения являются нотная запись, исполнение, фонограмма или аудиовизуальное произведение. Первоначальной и основной формой данного вида произведения представляется нотная запись. Но в силу развития компьютерных технологий, к классической бумажной ноте практически не прибегают, тем самым избегая этот объемный по времени процесс.
Несмотря на то, что эта форма объективного выражения музыки в Гражданском кодексе не указана, необходимо учесть, что перечень объективных форм, указанных в ГК, носят неисчерпывающий характер. Это и еще одно обстоятельство (нотная запись является разновидностью именно письменной формы) указывает на то, что даже одной этой формы музыки достаточно для ее правовой охраны.
Наряду с письменной формой выражения данного вида произведения выступает еще и устная форма. В чем она выражается? Примерный перечень видов устной формы указан в п. 3 ст. 1259 ГК, который включает в себя публичное произнесение, публичное исполнение и иную подобную (т.е. публичную) форму. Просмотрев этот перечень, напрашивается вывод, что для возникновения правовой защиты и охраны устная форма должна носить публичный характер. То есть, простого исполнения музыкального произведения недостаточно, раз он нуждается в правовой защите.
Таким образом, автор уже сотворил свое произведение искусства, написал музыку. Но как о ней узнает весь мир, если ее не исполнят? Ведь одного написания недостаточно, она испытывает нужду в ее воспроизведении. Вот для этого и нужен исполнитель, определение которого зафиксировано в ст.1313 ГК: "Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер".
Рассмотрев данное понятие, можно предположить, что исполнение как один из способов передачи музыки представляет собой игру на музыкальном инструменте. Тогда процесс игры на инструментах является либо физическим, либо механическим воздействием на них, при помощи которых зарождается звук. Следовательно, исполнение – это одна из форм музыкального произведения.
Прослушивая творчество одного или другого исполнителя, можно столкнуться с таким понятием, как фонограмма. Что она из себя представляет? Для этого обратимся к ГК, а именно посмотрим ст. 1304, которая гласит, что фонограммы – «это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». То есть, фонограмма так же является одной из объективных форм выражения музыкального произведения.
Права на фонограмму - отдельная категория с отдельным правовым регулированием. Прекращение исключительного права на соответствующее музыкальное произведение и исполнение не влечет автоматического прекращения исключительного права на фонограмму. Вот почему права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что музыка претерпевает различные преобразования на каждой ее стадии, в процессе работы над ней. Сначала музыкальное произведение предстает в виде «зародыша», то есть нотной записи, где оно подвергается дополнительной трансформации. Затем она плавно перетекает уже в музыкальный шедевр, который становится известным благодаря его исполнению и фонограмме. А если еще добавить и видеоряд, то перевоплотится в аудиовизуальное произведение. Рассмотрев все формы, теперь можно сформулировать понятие музыкального произведения, которое должно найти свое отражение в Гражданском Кодексе. Музыкальное произведение – это результат творческой деятельности автора, состоящее из таких объективных форм выражения, как нотная запись, исполнение и фонограмма, которые носят публичный характер. Законодательная фиксация данного понятия позволит сократить количество коллизий при рассмотрении и изучении такого сложного авторского объекта, как музыкальное произведение.