Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти: теоретико-правовой аспект
Секция: Юриспруденция
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти: теоретико-правовой аспект
Коррупция в мире в целом и в Российской Федерации, в частности, остается одной из наиболее важных проблем. Она затрагивает все стороны жизни общества. Коррупцию называют в литературе - бичом современной России [5, с. 71], а такую ее часть как коррупционная преступность - главной угрозой социально-экономической и политической безопасности общества и государства [1, с. 3]. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти одна из мер борьбы с коррупцией. За последние годы, а точнее в 2008-2013 гг., в нашей стране антикоррупционное законодательство было приведено в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции [8], которую Российская Федерация ратифицировала в 2006 г. [16]. Каждые два года в России утверждается Национальный план противодействия коррупции. В настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 01 апреля 2016 г. № 147 [14].
Однако, несмотря на принимаемые государством меры, коррупция не утрачивает своего негативного воздействия, а коррупционная преступность не снижается. Об этом говорится и в п. 1 Национальной стратегии противодействия коррупции [15]. По данным судебной статистики по делам коррупционной направленности Судебного Департамента Верховного Суда РФ за преступления коррупционной направленности в 2015 г. было осуждено 11499 лиц, в 2014 г. - 10784, в 2013 г. - 8607, в 2012 г. - 6014 [6]. В 2016 г., по данным Генеральной Прокуратуры, было выявлено 32 924 (+1,4%) преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,5% [12]. Очевидно, что одной из причин сохранения в России высокого уровня коррупции и коррупционной преступности является несовершенство механизма нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти страны.
Само понятие нормативно-правового обеспечения в теории государства и права до недавнего времени практически не употреблялось и, как следствие, не исследовалось. В других отраслях юридического знания данное понятие также вошло в профессиональный оборот недавно.
В научном категориальном аппарате вместо этого понятия часто используется понятие правового регулирования или нормативно-правового регулирования. Так, С.С. Алексеев под правовым регулированием понимает осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения [2, с. 23], а Н.И. Матузов - правовую упорядоченность общественных отношений [11, с. 227].
Среди ученых, которые проводят в своих научных работах четкое разграничение понятий правового регулирования и нормативно-правового регулирования можно назвать, например, В.В. Дралова [7], Ю.А. Тихомирова [13, с. 8], А.В. Швец [18, с. 19].
Наиболее точно соотношение понятий нормативно-правового обеспечения и правового регулирования сформулировал А.Н. Арзамаскин. Исследователь обоснованно считает, что нормативно-правовое обеспечение является более широким понятием по сравнению с нормативно-правовым регулированием. С точки зрения ученого, применительно к экономической политике государства, нормативно-правовое обеспечение представляет собой не только регулирование при помощи нормативно-правовых актов, но и совокупность взаимосвязанных элементов социально-экономического и правового саморегулирования. Соответственно, соотношение понятий «нормативно-правовое регулирование» и «нормативно-правовое обеспечение» необходимо трактовать как часть и целое [3, с. 10].
Нормативно-правовое обеспечение, нацеленное на приведение в динамику правовых инструментов, позволяет посредством правового регулирования и саморегулирования обеспечить воплощение в реальную действительность правовых предписаний. Правовое регулирование же, как воздействие с помощью специфических правовых средств - норм права, правоотношения, актов реализации права, осуществляет только через само регулирование. Отсюда, правовое регулирование уже по объему своего содержания, чем нормативно-правовое обеспечение. Их соотношение, согласимся с А.Н. Арзамаскиным, можно определить как часть и целое.
В отношении антикоррупционной деятельности нормативно-правовое обеспечение не изменяет своего содержания.
Коррупция, если руководствоваться Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [17], подп. «а», «б» п. 1 ст. 1, есть злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также непосредственное совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.
Составной частью коррупции являются коррупционные преступления. Согласимся с мнением М.В. Артемьева, что коррупционной преступностью выступает целостная, относительная массовая совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах муниципального самоуправления, выражающихся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченных на выполнение функций публичной власти, либо в предоставлении лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц [4, с. 47].
Коррупционная преступность - это одна из тяжелых форм коррупции. Совокупность мероприятий и механизмов, направленных на противодействие коррупции, составляют содержание антикоррупционной деятельности.
Для противодействия коррупционной преступности должна применяться система юридических механизмов. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти в полной мере можно считать на современном этапе таким механизмом.
Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Российской Федерации можно рассматривать как систему регулирования деятельности публично-властных субъектов федерального и регионального уровней российского государства власти путем принятия нормативно-правовых актов, применения ими правовых норм, саморегулирования поведения должностных лиц этих органов.
Принципы нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти, то есть основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направление нормативно-правового обеспечения, не следует обособлять от общих принципов правотворчества, правоприменения, служебного поведения государственных служащих и т.д. Эти принципы складываются на основе норм Конституции Российской Федерации [9], антикоррупционного и иного действующего законодательства Российской Федерации.
Основными принципами нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти, согласимся с мнением специалистов по юридической технике [10 с. 110], можно назвать такие общеправовые, межотраслевые, отраслевые и морально-правовые принципы: законности, справедливости, гуманизма, гласности, равенства всех перед законом, независимо от должностного или иного положения, виновности, системности, профессионализма, научности и экспертной оценки, полноты и конкретности нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности, своевременности введения правового акта в действие, реализуемости правового решения, соответствия по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствия вида правового акта компетенции издавшего его органа, изменения действующего законодательства в связи с принятием нового акта, неотвратимости юридической и моральной ответственности, обязательности возмещения вреда, причиненного антикоррупционной деятельностью, этичности, и др.
Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти может с учетом федеральной формы государственного устройства осуществляться на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом принципы и механизм этого обеспечения, независимо от уровня, отличаться не будут.
Таким образом, антикоррупционная деятельность в органах государственной власти требует ее нормативно-правового обеспечения.
Под нормативно-правовым обеспечением антикоррупционной деятельности в органах государственной власти следует понимать систему регулирования деятельности публично-властных субъектов федерального и регионального уровней российского государства с целью совершения ими коррупционных правонарушений путем принятия нормативно-правовых актов, применения ими правовых норм, саморегулирования поведения должностных лиц этих органов.
Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти осуществляется на основе общеправовых, отраслевых, межотраслевых, морально-правовых принципов и двух уровнях власти - федеральном и региональном.