Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
Секция: Экономика
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
На первый взгляд кажется, что данная тема является достаточно простой, а её разбор не подразумевает под собой создания совершенно новых знаний.
Но зачастую многие, даже знающие и работающие по бухгалтерским и экономическим направлениям специалисты, не чувствуют явной связи между двумя, рассматриваемыми в рамках данной научной статьи, учётами.
Именно поэтому описание главных взаимосвязанных аспектов бухгалтерского и налогового учёта – это та цель, которая сейчас достаточно актуальна для многих участников экономических отношений.
Чтобы полноценно разобраться в сложившемся вопросе и достичь поставленной в рамках данного исследования цели, необходимо решить ряд важных задач. К таковым задачам можно отнести:
· Изучение базовых положений и постулатов бухгалтерского и налогового учётов.
· Определение основополагающих целей и задач в рамках ведения бухгалтерского и налогового учётов.
· Выявление аспектов рассматриваемых видов учёта, способствующих достижению заявленных целей и решению поставленных задач.
· Определение взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учётом.
Для решения поставленных задач, необходимо обратиться к базовым методам научного исследования.
Поэтому прибегнем к сбору, анализу и систематизации.
А также, чтобы достичь цели, запланированной в рамках данного научного исследования, стоит обратиться к дедукции.
Для начала стоит разобраться в более обширном понятии. Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения сведений о состоянии имущества, обязательств, а также капитале фирмы и их изменениях. Все эти процедуры происходят за счёт сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, которые происходят в организации.
Отражение же данных операций происходит в денежном эквиваленте.
К объектам бухгалтерского учёта относятся следующие элементы:
· Имущество фирмы.
· Её обязательства.
· Осуществляемые в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции [1].
Главная задача бухгалтерского учёта – это формирование полной и достоверной информации об итогах деятельности предприятия и его имущественном положении. Данная информация представляется в формате бухгалтерской отчётности.
На базе этих сведений можно производить следующие действия:
· Предотвратить возникновение отрицательных результатов по итогам деятельности предприятия.
· Выявить внутрихозяйственные резервы обеспечения устойчивости предприятия.
· Контролировать соблюдение отечественного законодательства при осуществлении хозяйственных операций на предприятии.
· Оценивать целесообразность выполнения хозяйственных операций.
· Анализировать наличие, состав и движение имущества и обязательств на предприятии.
· Контролировать использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации.
· Сопоставлять достижения деятельности фирмы с запланированными нормами и нормативами.
Налоговый же учёт представляет собой систему обобщения данных, которая необходима для расчёта налоговой базы по определённому для предприятия налогу на основе информации из первичных документов, которые группируются согласно предусмотренному в Налоговом кодексе Российской Федерации порядку.
Главная цель налогового учёта заключается в формировании полноценной и достоверной информации о предприятии в целях законного налогообложения всех его хозяйственных операций.
Есть два основополагающих способа ведения налогового учёта в рамках различных предприятий:
· Ведение обособленного налогового учёта. Этот метод заключается в создании специальных регистров налогового учёта на предприятии, которые заполняются в соответствии и на основе целей налогообложения.
· Ведение налогового учёта на базе бухгалтерского. При использовании данного способа заполнение налоговых регистров происходит на основе данных бухгалтерского учёта. Если же правила бухгалтерского учёта для различных операций расходятся с налоговыми, тогда в регистрах последних производятся необходимые корректировки и изменения [2].
И уже здесь можно отметить явную взаимосвязь между бухгалтерским и налоговым учетом.
Как правило, регистры ведут налогоплательщики налога на прибыль, но иногда и юридические лица, освобожденные от уплаты данного вида налога.
Принято считать, что налоговые регистры по налогу на прибыль представляют собой сводные формы, необходимые для систематизации сведений налогового учёта за определённый отчётный период, которые группируются согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае можно сделать вывод, что если руководство организации принимает решение о ведении налогового учёта вторым способом из вышеперечисленных, т.е. с использованием данных бухгалтерского учёта, то представляемая им информация становится фундаментом для грамотного ведения налогового учёта в соответствии с российским налоговым законодательством [3].
Ещё одна взаимосвязь возникает из определений рассматриваемых видов учёта.
Как известно, бухгалтерский учёт фиксирует состояние имущества организации и оно является объектом исследования этого вида учёта.
Система же налогового учёта предназначена для расчёта налоговой базы, то есть выявления в учреждении элементов, подлежащих налогообложению. А именно имущество предприятия выступает той самой налоговой базой.
Резюмируя вышесказанное можно сделать краткий вывод: налоговый учет позволяет государственным органам контролировать полноту и своевременность уплаты налогов.
А бухгалтерский учет, в свою очередь, ведется с целью составить бухгалтерскую отчетность, на основании которой можно судить о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, процессы, проводимые в рамках бухгалтерского учёта, и информация, которую он предоставляет, являются основой и фундаментом для ведения налогового учёта. Именно этот аспект и создаёт главную связь между данными видами учёта.