КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ
Секция: Экономика
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ
Проблема конкуренции и формирования конкурентных стратегий актуальна и активно изучается как российскими, так и зарубежными исследователями. Особенно это проявилось в период, когда экономика оказалась на пороге экономических санкций и рецессии, обусловленной сложной обстановкой и жесткими мерами со стороны мировых государств. Грамотный выбор и формирование конкурентной стратегии предприятия способствует устойчивому развитию хозяйствующих субъектов.
Конкурентоспособность предприятия определяют как системообразующую экономическую категорию, включающую организационно-экономические составляющие предприятия, которые в значительной степени зависят от конкурентоспособности отечественной экономики на макро- и микроуровнях. Вместе с тем, конкурентоспособность отражает способность предприятия выдерживать конкуренцию в пределах своего конкурентного поля и служить целью и результатом достижения поставленных стратегических целей развития [1].
Конкурентоспособность, в широком смысле слова, определяют как комплексное понятие, которое характеризует эффективность всех аспектов деятельности предприятия, поэтому оценка конкурентоспособности базируется на множестве принципов [2].
Под конкурентоспособностью предприятия понимают его способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны, а также за ее пределами.
Иначе говоря, конкурентоспособность предприятия считают интегральным показателем эффективности его деятельности и рассматривают как цели и условия успешного хозяйствования предприятия в условиях развивающейся рыночной экономики. С учетом выше рассмотренных подходов, конкурентоспособность предприятия можно определить как способность предприятия, выраженная в использовании конкурентных преимуществ с целью удовлетворения текущих потребностей и обеспечивающая устойчивое положение предприятия на данном сегменте рынка.
Конкурентоспособность характеризуют гибкость и устойчивость предприятия к выпуску пользующейся спросом продукции, возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия рынка означает для промышленного предприятия приспособляемость: эффективная производственная система непрерывно адаптируется к использованию различных ресурсов.
Оценка конкурентоспособности предприятия базируется на детальном и тщательном анализе производственных, технологических, финансовых и сбытовых возможностей предприятия по определенным показателям. Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Сегодня состав и структура оцениваемых показателей конкурентоспособности существенно варьируются в зависимости от исследуемой отрасли и автора методики. Существует множество вариантов классификаций известных методик оценки конкурентоспособности предприятий по разнообразным критериям: по теоретическому содержанию, по форме отображения результатов оценки, по форме математической связи показателей, по широте охвата областей деятельности предприятия и ряда других параметров [2].
Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих экономических позиций. В связи с этим перед производителями товаров и услуг возникают задачи планирования и управления уровнем конкурентоспособности предприятия. С точки зрения управленческого процесса конкурентоспособность, зависящая от финансовых факторов и влияния существующего уровня спроса, определяет эффективность работы предприятия в сравнении с конкурентами на рынке.
Сущность управления конкурентоспособностью предприятия реализуется через управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности предприятия, управление на основе использования стратегических, тактических, а также оперативных планов деятельности, управление на основе экономико-математического моделирования.
Методы управления конкурентоспособностью предприятия реализуются через анализ эффективности использования факторов, составляющих модель оценки конкурентоспособности предприятия. При этом осуществляется формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия с учетом рассмотренных факторов. Конкурентоспособность предприятия может быть достигнута непрерывным целенаправленным управлением бизнес-процессов с целью укрепления конкурентных позиций предприятия. В данном случае объектом управления являются конкурентные преимущества предприятия, которые становятся ключевыми факторами, компетенциями, обеспечивающие предприятию более выгодное в сравнении с конкурентами положение.
На современном этапе развития экономики крайне важными являются получение и поддержание предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат его выживание и успешную работу на рынке.