Особенности управления ассортиментом строительных материалов на примере деятельности предприятия розничной торговли
Секция: Экономика
VII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности управления ассортиментом строительных материалов на примере деятельности предприятия розничной торговли
Ключевые слова: ассортимент, товарный ассортимент, рынок, строительные материалы.
Конкуренция обязывает предприятия розничной торговли работать более эффективно, каждый раз согласовывая свою работу с внешней и внутренней средой предприятия. Одним из важных аспектов работы предприятия на рынке является предлагаемый покупателю ассортимент товаров и услуг. Корректировка ассортимента с учетом внешней среды крайне важна сегодня. Она может быть реализована в рамках разработки программы мероприятий по совершенствованию ассортимента. Этот процесс должен иметь системный характер. Только в этом случае предложенный покупателю ассортимент будет выступать как конкурентное преимущество на рынке. Таким образом, вопросы совершенствования ассортимента являются актуальными сегодня для предприятий малого бизнеса в том числе.
Основное правило в формировании ассортимента, как отмечают эксперты, заключается в том, что для каждой товарной позиции должен быть один поставщик. В этом спектре наблюдается негативная тенденция: на каждую группу закреплён один поставщик. В случае возникновения форс-мажорной ситуации предприятие. не сможет обеспечить потребителей необходимой продукций в ограниченный сроки, а это может привести к потере потребителей, так как потребители в первую очередь при покупке строительных материалов обращают внимание на цену товара.
Строительные магазины предлагающие своим покупателям широкий ассортимент, выгодно отличаются от конкурентов. Особой рентабельностью в данной сфере имеют позиции, пользующиеся спросом у покупателей, так как они заинтересованы в данных товарах: шифере, щебне, газобетоне и кирпиче. Наценка у данных предприятий не должна быть выше, чем у конкурентов. Также предприятие розничной торговли будет рентабельно в отличие от конкурентов при наличии акций, бонусов, системы скидок и дисконта, возможности оплаты товара наличностью и безналичным расчётом.
Для потребителя одним из основных критериев является цена товара в ассортименте, но предприятие может снизить цену с помощью бонусов, скидок, дисконта. Объектом исследования является ЧП Борисенко. В таблице 1 представлен результат анализа ценового диапазона в разрезе ассортимента ЧП Борисенко В.В.
Таблица 1.
Ценовой диапазон ассортимента, предлагаемого ЧП Борисенко В.В.
Ассортимент строительных материалов |
Ценовой диапазон |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Битум строительный в брикетах по 25кг. |
|
+ |
|
Рубероид без посыпки 15м. |
|
+ |
|
Мастика кровельная битумная по 20кг. |
+ |
|
|
Шифер 7 волн. |
|
+ |
|
Гипсокартон (ГКЛ 10 мм., ГКЛ 12,5 мм., ГВЛВ 10 мм., ГВЛВ 12,5 мм.) |
|
+ |
|
Профили и комплектующие (ПП 60х27, ПН 27х28, ПН 50х40, ПС 50х50, ПН 75х40, ПС 75х50, подвес прямой и с зажимом, соединитель 2-х уровневый для ПП 60х27) |
|
+ |
|
Различные виды крепежей (шурупы, саморезы по металлу, дереву, ГВЛ, дюбеля, гвозди и др.) |
+ |
|
|
Утеплители |
|
+ |
|
Сухие смеси (цемент М500, М400, гипс Г-6, известь, мел, штукатурные смеси, шпаклёвки, плиточный клей, грунтовки и тд.) |
|
|
+ |
Краски и лакокрасочных изделий, как для наружных, как и для внутренних работ |
+ |
|
|
Обои (бумажные, виниловые, фотообои, флизелиновые, жидкие, стекловолокнистые) |
+ |
|
|
Двери (входные, межкомнатные) |
+ |
|
|
Линолеум |
+ |
|
|
Паркет |
+ |
|
|
Ковролин |
+ |
|
|
Различный строительный инструмент |
|
+ |
|
Сантехника |
+ |
|
|
Освещение (декоративное, люстры, бра, светильники) |
|
+ |
|
На основе таблицы 1 представим структуру ассортимента по ценовому диапазону (рисунок 1). 50 % ассортимента относится к низкому ценовому диапазону, 44 % - к среднему. И только 6 % из ассортимента представлено в высоком ценовом диапазоне [1,2].
Рисунок 1. Структура ассортимента по ценовому диапазону, %
Итак, можно сделать вывод что особенностью управления ассортиментом строительных материалов предприятия розничной торговли является необходимость ориентации ассортимента групп товаров магазина в узкой направленности и способа продаж ориентированного на покупателя, а также сезонность. Можно выделить следующие практические рекомендации по управлению и совершенствованию ассортимента строительных материалов для предприятий розничной торговли:
1) Для предоставления ассортимента по требованиям покупателей необходимо знать их потребности. Следовательно, целесообразно изучать периодически мнения потребителей относительно предоставляемого ассортимента для выявления потребностей покупателей, совмещения их с результатами анализа ассортимента.
2) Наличие по каждой группе из ассортимента собственного магазина только одного поставщика, повышает риск поставки товаров вовремя на полки магазина; соответственно необходимо расширить базу поставщиков групп товаров;
3) Необходимо предлагать товар, основываясь на предпочтениях потребителей;
4) Введения услуги «Транзит» позволяющей предприятию без хранения товара на складе доставлять его от поставщика сразу покупателю.