Основные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Основные формы расчетов с поставщиками и подрядчиками
В настоящее время большое внимание организации уделяют поступлению материальных ценностей и расчётам с поставщиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот финансовых и хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с поставщиками за товары и прочие материальные ценности.
Четкая организация расчетов между поставщиками и подрядчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных активов и своевременное поступление денежных средств.
В расчётах с поставщиками и подрядчиками может применяться как наличная, так и безналичная формы расчётов.
Согласно Указанию Банка России от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" существует лимитный показатель для расчетов наличными средствами. Этот предел равен сумме 100 тысяч рублей.
Размер расчетных операций между юридическими представителями по одной или нескольким финансовым операциям в рамках одного договора, не вправе превышать лимит, установленный для расчетов наличными средствами.
Существует два способа проведения расчетов с поставщиками и подрядчиками:
1. Наличным;
2. Безналичным.
В зависимости от способа расчета выбирается соответствующий документ.
Использование средств безналичной оплаты дает возможность снизить затраты на оборот денежных средств и сократить потребность в наличных ресурсах. К тому же, это обеспечивает безопасность и надежное хранение личных накоплений в банковских организациях.
Зачастую многие расчетные операции в организациях производятся путем безналичных переводов с денежного счета плательщика на банковский счет получателя. Данная процедура, сокращая необходимость в использовании наличных средств в расчетах между организациями, помогает ускорить процесс перевода и обезопасить расчетный процесс.
В соответствии с Положением № 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств" к расчетным документам относятся 5 форм банковских документов:
1. Платежное поручение;
2. Инкассовое поручение;
3. Платежное требование;
4. Аккреитив;
5. Банковские чеки.
Платежное поручение – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную сумму денежных средств на счет получателя средств, который открыт в этом или другом банке.
Платежное поручение применяют в определенных случаях:
1. оплата сумм контрагентам за отгруженную продукцию, оказанные услуги и выполненные работы;
2. внесение предоплаты за товары, работы, услуги;
3. перевод периодических платежей в соответствии с условиями договора и другие.
Расчеты по инкассо – банковская операция, с помощью которой банк по поручению или за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Данная операция обратна платежному поручению.
Инкассовые поручения применяют в следующих случаях:
1. списание денежных средств без согласия предусмотрено на законодательном уровне;
2. необходимо произвести оплату задолженности по исполнительным документам;
3. заключен договор о выполнении контрагентом определенных условий поставки с оплатой со счета плательщика без его распоряжения.
Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование взыскателя денежных средств к плательщику о переводе определенной суммы на его банковский счет для уплаты задолженности.
Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом плательщика или в безакцептном (бесспорном) порядке. Акцепт – это согласие должника выполнить платежное требование, т. е. перевести сумму, оговоренную в договоре, поставщику товара. Условие оплаты (с акцептом или без акцепта) указывается в документе.
Расчеты по аккредитиву – покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива. Каждый аккредитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком.
Чеки — это ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика-чекодателя своему банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю. Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Все эти документы имеют строго определенную форму, их заполнение также важный и ответственный этап в учете операций на расчетных счетах.
В расчётах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения. Формы безналичных расчетов избираются клиентами самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
К исполнению эти документы применяются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчётов. На первом экземпляре расчётного документа должны быть подписи руководителя и главного бухгалтера, т. е. первых двух лиц имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной подписи в случае, когда руководитель организации ведёт учёт лично.
Наличный способ расчетов также используется предприятиями, однако становится все менее практичным и быстрым. Осуществление денежных расчетов регламентировано Указанием Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций» от 11.03.2014 № 3210-У.
Погашение задолженности покупателя или перед поставщиком может проводиться непосредственно получением с расчетного счета и выдачей наличных из кассы компании либо передачей доверенными подотчетными лицами.
Все перечисленные формы расчетов с контрагентами успешно применяются в предприятиях, но даже самые прогрессивные методы не исключают тщательного ведения аналитического учета по каждому поставщику или подрядчику. Это обусловлено необходимостью контроля состояния расчетов и недопущения роста задолженности, так как существенное превышение:
1. дебиторской задолженности над кредиторской может привести к потере финансовой устойчивости компании;
2. кредиторской над дебиторской спровоцируют признаки неплатежеспособности предприятия.
Таким образом, каждая форма расчетов с поставщиками и подрядчиками имеет определенные преимущества и недостатки. В современном мире наиболее актуальными стали расчеты безналичным способом при использовании разных платежных документов.