АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ
Одним из важнейших направлений совершенствования уголовного права и законодательства в России на данный момент состоит в его гуманизации. Об этом нам говорит смягчение уголовной ответственности для преступлений небольшой тяжести и замена реального срока лишения свободы более мягким наказанием, таким как обязательные работы или штраф, а также декриминализация определенных преступных деяний.
В Российской Федерации есть разнообразные механизмы для смягчения наказания лицам, совершившим преступные деяния. Одними из таких механизмов будут являться амнистия и помилование.
Амнистия - это акт Государственной Думы, который освобождает от уголовной ответственности или смягчает наказание для группы лиц, в рамках определенных условий и по принятому закону.
Смысл амнистии состоит в том, что лица, находящиеся в определенной категории, получают освобождение от уголовного преследования или наказания. Для этого они не должны обращаться с прошением к главе государства, так как амнистия применяется автоматически к определенной установленной законом категории лиц.
Акт об амнистии вовсе не отменяет закона, который устанавливает уголовную ответственность за те или иные преступления, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному уголовному делу. Но акт об амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Данные акты могут содержать следующие конкретные предписания: освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; освобождение от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления; о сокращении для них назначенного наказания или о его замене более мягким, а также о снятии судимости.
Также как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным, которое направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершенного преступления, осуществляемое в несудебном порядке. Помилование уже будет являться решением главы государства — президента Российской Федерации. Это индивидуальное право президента принимать решение о смягчении или полной отмене наказания для отдельных лиц. Заявление о помиловании направляется конкретным осужденным или их близкими, а решение, как правило, принимает уже сам президент.
В основе понимания сущностной стороны помилования должны лежать гуманизм, человеколюбие. Древний мыслитель Конфуций говорил: «Человек, не обладающий человеколюбием, не может долго жить в условиях бедности, но он не может долго жить и в условиях радости. Человеколюбивому человеку человеколюбие приносит успокоение. Мудрому человеку человеколюбие приносит пользу»
Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, которые приговорены к смертной казни. Согласно части 3 статьи 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.
Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако есть перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется, например, лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения или лица злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания.
Помилован может быть осужденный за преступление, но до погашения или снятия судимости. Помилование не распространяется на неуголовные правоотношения, такие как гражданско-правовые, административно-правовые или жилищные. Также помилование не может касаться вопросов иных мер уголовно-правового характера, таких как принудительные меры медицинского вмешательства, так как они не являются наказанием.
Главное отличие помилования от амнистии заключается в их сущности. Помилование — это индивидуальное правовое решение, которое касается конкретного осужденного в случае наличия на то юридических оснований. В то время как амнистия – это коллективное решение, которое применяется ко всем лицам из определенных категорий без обязательности индивидуального прошения.
Еще одно отличие между помилованием и амнистией заключается в их результатах. Помилование обычно применяется с целью реабилитации осужденного и смягчении наказания, либо в случае отсутствия правовых нарушений. В то время как амнистия направлена на коллективное освобождение лиц, в которых законодательство видит возможность восстановить в правах или облегчить условия их наказания.
Таким образом, помилование является важным институтом уголовного делопроизводства, отличающимся от амнистии по своей сущности и процедуре принятия. Оно представляет собой просьбу конкретного лица к Президенту Российской Федерации о смягчении или освобождении от наказания и мотивируется правовыми основаниями, связанными с обращением правосудия.
Что касается общих характеристик и сходства между данными категориями, то они имеют следующие сходства: обе данные уголовно правовые категории применяются с целью смягчения участи лиц, которые совершили преступления и являются проявлениями гуманизма, являются внесудебными актами, а также касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.
Также важно будет рассмотреть проблемы амнистии и помилования в уголовном праве. Одна из основных проблем заключается в определении условий для применения амнистии и помилования. Необходимо четко определить, какие категории преступлений могут быть смягчены или полностью сняты с обвиняемых и какие критерии должны быть учтены при принятии решения.
Другой проблемой в практике амнистии и помилования будет являеться справедливость и эффективность данного механизма. Возникает вопрос о том, насколько результативна амнистия и помилование в достижении целей, для которых они предназначены – восстановлении справедливости, смягчении наказания или реабилитации осужденных. Также важным вопросом является прозрачность процедур принятия решения по амнистии и помилованию, чтобы избежать коррупционных практик или произвольности в решении.
Кроме того, амнистия и помилование могут вызывать общественное недоверие, особенно если они применяются в политических целях или для защиты определенных интересов. Это может ослабить принятие этих мер в обществе и снизить их эффективность.
Таким образом, проблемы, связанные с амнистией и помилованием в уголовном праве, требуют тщательной проработки и отработки механизмов и условий их применения, а также соблюдения справедливости и прозрачности процедур принятия решений.
В заключение, можно сделать вывод о том, что Российское уголовное законодательство включает в себя институты, которые предоставляют не судебным органам государственной власти смягчить правовое положение осужденных и обвиняемых вне обычного процессуального порядка. К таким органам относятся Президент России и Государственная Дума Российской Федерации, а институтами – помилование и амнистия. К сожалению, несмотря на тенденцию России к гуманизации уголовного права и внедрения в него таких институтов как амнистии и помилования, они еще находятся в процессе усовершенствования и поэтому требуется значительная нормативная доработка в соответствии с существующими пробелами, возникающими в процессе их применения в Российской уголовно-правовой политике.