ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Секция: Юриспруденция
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
PUBLIC DANGER AS A CATEGORY OF CRIMINAL LAW: FOREIGN AND DOMESTIC EXPERIENCE
Anastasia Poznyak
Student, Saratov State University Law Academy, Russia, Saratov
Alexander Gerasimov
Scientific adviser, Ph.D. legal Sciences, Associate Professor, Saratov State University Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правовой категории «общественная опасность». Анализируется трактовка данного понятия и рассматриваются различные точки зрения на общественную опасность.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the criminal law category “public danger”. The interpretation of this concept is analyzed and different points of view on public danger are considered.
Ключевые слова: общественная опасность, преступление, правотворчество, уголовно-правовой запрет, преступление.
Keywords: public danger, crime, lawmaking, criminal law prohibition, crime.
Стоит отметить, что в отрасли уголовного права такая категория, как общественная опасность, получила достаточно широкое использование. Уголовный кодекс РФ (статья 14) тактирует общественную опасность, как основополагающий признак преступления. Данная категория часто встречается и в других уголовных законах. Например, при описании принципов справедливости, времени совершения преступления, определения «возрастной незрелости» и др… Несмотря на то, что законодатель рассматривает данное понятие, как основное, которое определяет предмет восприятия в институте вины, характеристику личности виновного при назначении того или иного наказания, как правило, официально-закрепленного понятия оно не имеет. Конечно, это плохо сказывается на использовании понятия в практике правосудия. Иными словами, нужно определить общественную опасность, а как это сделать, если нет официального закрепления? На самом деле ответ на данный вопрос достаточно прост. Есть несколько вариантов для выявления общественной опасности. Первый – анализ последствий того или иного правонарушения. Если злодеяние причиняет вред обществу, нарушает установленный порядок, то оно является общественно опасным. Второй метод учитывает цель правонарушителя. Если данный вид злодеяния направлен на причинения вреда общества, он относится к данной категории. Не нужно забывать, что сама общественная опасность основывается на конкретных фактах и обстоятельствах. В современном обществе многие виды преступлений уже не относятся к общественно опасным. Несмотря на это, законодательству требуется разработать и официально закрепить критерии общественной опасности, чтобы искоренить самоуправство и обеспечить справедливое вынесение приговора.
Если опираться на уголовно-правовую теорию, то можно прийти к выводу, что общественная опасность способна существовать вне зависимости от воли законодателя. Так, общественная опасность обосновывается многими учеными. Например, А. П. Козлов пишет, что общественная опасность определяется как «угроза возникновения вреда или создание вреда существующим общественным отношениям», а Ф. Н. Сотсков больше опирается на то, что данная категория является «внутренним свойством деяния, выраженным в объективной способности деятельности человека причинить или создать угрозу причинения вреда, которое находит свою юридическую оценку в запрете совершения деяния под угрозой наказания». Можно сделать вывод, что любое преступление может достичь уровня общественной опасности еще до его совершения, следовательно, данный критерий может потерять свой смысл, как особо важный признак преступления.
Если обратиться к содержанию общественной опасности, то многие исследователи указывают на уголовно-правовую систему, которая достаточно неоднозначна. П. С. Тоболкин считает, что общественная опасность зависит от объективной и субъективной стороны, которые отражают степень негативного отношения лица к каким-либо важным ценностям общества. Если же обратиться к теории уголовного права и нашему законодательству, то можно выделить другие критерии – это степень и характер. По мнению Н. А. Беляева «характер общественной опасности – признак, присущий не отдельному преступлению, а всем преступлениям данного вида… Степень общественной опасности — это признак, характеризующий конкретное преступное деяние». В качестве дополнения к вышесказанному, обратимся к словам В.П. Малкова: «характер общественной опасности совершенного преступления или группы преступлений определяется… самим законодателем путем отнесения его к категории преступлений небольшой тяжести, средней тяжести, тяжких или особо тяжких. Поэтому суд не вправе при разбирательстве конкретного уголовного дела о совершенном подсудимым преступлении оценить в приговоре его характер общественной опасности иначе, чем это определено законодателем в ст.15 УК РФ». Можно сделать вывод о том, что характер общественной опасности одинаков для всех деяний данного вида, а степень – индивидуальна и определяется особенностями его совершения.
Отраслевая уникальность общественной опасности определяется дефиницией преступления, т.е. каждый признак преступления обусловлен его сущностью. Например, признак виновности определяется осознанием или неосознанием общественной опасности своих действий или бездействий, предвиденья возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствия. Если мы обратимся к признаку «запрещенность уголовным законом», что означает признания деяния как общественно-опасным, то поймем, что только это деяние находится под угрозой уголовного наказания. Это означает, что виновность, запрет законом, угроза наказания приобретают уголовно-правовое «значение», если характер общественной опасности подтверждён законом.
При рассмотрении вопроса об оценке преступления необходимо установить наличие общественной опасности. Процесс квалификации, который наносит ущерб охраняемым интересом, заканчивается определение степени общественной опасности. Наиболее распространённым результатом уголовно-правовой квалификации является признание деяния общественно опасным, что означает обнаружение признаков соответствующего преступления. Однако определённые объективные факты могут указывать на снижении степени общественной опасности. Этому могут послужить основания для освобождения лица от уголовной ответственности или наказания. Например, установленные признаки невменяемости, недостижение возраста уголовной ответственности и др. Правовая значимость совершенного поступка оценивается с учётом его противопоставления общественно-опасному посягательству, то есть, если действие было совершенно в целях защиты общества или в силу необходимости защиты себя или других лиц (т.е. оно будет иметь социально-правовое значение), оно может быть положительно оценено. Таким образом, оценка общественной опасности преступления играет важную роль в уголовном правосудии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общественная опасность является одним из главных признаков преступления, которая как раз-таки определяет природу отрасли уголовного права. Полученный вывод основывается на трех важных концепциях, которые были рассмотрены выше. Во-первых, общественная опасность есть только в уголовном суде. Во-вторых, этот критерий определяет содержание всех составляющих преступления, придавая им свойство «материальности». В-третьих, уголовное право оценивает только те действия, которые являются общественно опасными. Это означает, что только такие преступления попадают под сферу уголовного права и подлежат уголовной ответственности.
Если в уголовном законодательстве РФ признаками преступления является не только общественная опасность, но и виновность, наказуемость деяния и уголовная противоправность, то в УК Германии такой признак отсутствует. В Германии делают большой акцент на общественную опасность деятеля, а не деяния. Иными словами, речь идет об общественной опасности преступника, который опасен для общества из-за своей нестабильной психики. Конечно, мы не можем оспорить данную концепцию, однако общественная опасность деяния намного важнее, т.к. она определяет любое преступление, а общественная опасность преступника определяется только в суде при определении наказания. Таким образом, нельзя недооценивать роль общественной опасности деяния, т.к. это может привести к пагубным последствиям – отказ от публично-правового характера права.
Рассматривая уголовное законодательство Нидерландов, можно сделать вывод, что здесь имеется только один признак преступления – уголовная противоправность. Отсутствие общественной опасности позволяет нам отнести любое правонарушение к преступлению, которое не будет зависеть от степени причиненного вреда.
Это может вызвать возмущение граждан, а также снизить доверие к системе правосудия.
Конечно, можно выделить и плюсы – отсутствие злоупотребления со стороны правоохранительных органов, т.к. не будет оценочного фактора.
В уголовном законодательстве Великобритании понятие "преступление", как и его признаки и виды, отсутствуют. Английские юристы могут лишь предположить некие признаки – опасность преступления, источник возникновения.
Это сделано из-за двух правовых систем страны. Для определения признаков важно учитывать особенности законотворчества того или иного государства.
Параллель можно провести с Уголовным кодексом Франции, Китая и Норвегии. Так же, как и в России, важнейшим признаком является общественная опасность. Только она звучит по-разному.
Например, во Франции – «вредоносность».
Итак, исходя из примеров зарубежных стран и отечественной практики, можно сделать вывод, что общественная опасность является самым сложным признаком в понимании любого государства.
Конечно, у многих он не является как основной признак или вовсе не используется, однако именно данный признак позволяет нам подчеркнуть неповторимость и самостоятельность уголовного права как отрасли.
В данном случае общественная опасность выступает в качестве основополагающего признака преступления, который помогает определить характер особо опасного явления.
Именно этот признак показывает нам степень угрозы как для личности, так и общества. Сущность общественной опасности – несоблюдение тех ценностей, которые общество признало авторитетными для своей безопасности.
К сожалению, в XXI веке не все виды преступления можно охарактеризовать степенью общественной опасности. Примером может послужить киберпреступность.
Из-за того, что преступление совершается не в материальном мире, а виртуальном, где личности нельзя навредить физически, общественная опасность не так очевидна. Именно этот вид правонарушения несет за собой пагубные последствия.
Например, денежные убытки, нарушение конфиденциальности информации, безопасности в сети Интернет. Именно отсюда следует, что данный вид правонарушения нужно относить к уголовному праву.
Из-за развития общества требуется обновление уголовного права, которое должно приспосабливать к новым условиям. Нужно всегда изучать новые виды злодеяний, их последствия для общества и государства.
Итак, общественная опасность – главный критерий преступления, но нужно всегда учитывать какие-либо изменения для того, чтобы совершенствовать правовую систему. Обществу, как и государству, всегда требуются инновации, а значит всегда нужны новые и эффективные методы борьбы с правонарушением.