ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ КОМИССИЙ
Секция: Юриспруденция
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ КОМИССИЙ
Аннотация. Данная научная статья содержит мнение и перспективы развития налоговый комиссий как еще одного механизма налоговой системы по эффективной деятельности и повышению сборов, а также механику работы налоговых комиссий и проблему отсутствия их законодательного регулирования.
Ключевые слова: налоги, налогоплательщики, защита прав налогоплательщиков, государственная политика, налоговая политика, налоговая комиссия, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка.
Введение
В законодательстве Российской Федерации исчерпывающе регламентирована область налоговой политики, способы и меры осуществления сбора налогов и контроля осуществления обязанностей по уплате налогов. Налоговый Кодекс Российской Федерации дает исчерпывающий перечень задач, функций, форм и методов деятельности налоговых органов, порядок проведения налогового контроля. В настоящее время все большее распространение получила практика налоговых органов по созданию налоговых комиссий, при которых налогоплательщиков вызывают в налоговый орган для личной беседы.
Каким образом происходит законодательное урегулирование данного процесса налогового контроля, насколько оно правомерно и можно ли считать данный вид налогового контроля произвольным вмешательством в экономическую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей?
Основная часть
Теория налогообложения и построенные на этом нормы права признают законодательное урегулирование процесса налогового контроля как обеспечительную меру для поддержания баланса частных и публичных интересов в государстве, при этом обеспечивая защиту интересов налогоплательщиков.
Задачи, функции, формы и методы деятельности налоговых органов, а также порядок проведения налогового контроля требуют нормативного обеспечения. Законодательное регулирование налогового контроля обусловлено связанностью налогового органа законом и недопустимости произвольного вмешательства в экономическую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей.
В теории налогообложения общепризнано, что именно законодательное урегулирование процесса налогового контроля обеспечивает баланс частных и публичных интересов в налоговых отношениях, а также защиту прав налогоплательщиков. Поэтому в налоговой системе России камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки достаточно подробно регламентированы Налоговым кодексом.
Налоговые проверки необходимы для соблюдения налогового законодательства, они позволяют в полной мере изучить деятельность налогоплательщиков и оценить правильность уплаты налогов и сборов. При этом камеральная налоговая проверка проходит в штатном режиме абсолютно для всех организаций после сдачи налоговой декларации, а выездная проверка осуществляется для тех налогоплательщиков, которые привлекли внимание налоговых органов по какому-либо признаку или стоит в плане проверок.
Вместе с тем, помимо камеральных и выездных проверок, налоговые органы стремятся осуществлять налоговый контроль в форме, не предусмотренной Налоговым кодексом, вне рамок закона, и для улучшения статистической отчетности, замещают ежегодно сокращающиеся масштабы выездных налоговых проверок деятельностью различных комиссий, куда под предлогом дачи пояснений для личной беседы вызывается налогоплательщик либо его представитель.
В документации налоговых органов такого рода комиссии декларируются как актуализация и совершенствование налоговой базы, при этом основная цель – увеличение налоговых поступлений с помощью побуждения и давления на налогоплательщика. При этом налоговые инспекторы в большинстве случаев административными способами выясняют любые бухгалтерские факты и несоответствия налоговой декларации и намекают на инициацию детальной и выездной налоговой проверки, предлагая налогоплательщику добровольно предоставить уточненную налоговую декларацию и доплатить налоги.
Так как это явление относительно новое и еще никак законодательно не закреплено или не запрещено, многие авторы высказывают субъективные точки зрения относительно налоговых комиссий либо в положительном ключе, либо в отрицательном. Но факт остается, фактом, пока в Налоговом Кодексе нет регламента проведения налоговых комиссий, у налоговых органов нет и ограничений относительно механики проведения данного налогового инструмента.
Сложно предсказать, заменят ли налоговые комиссии основные налоговые проверки, так как трудно отрицать тот факт, что они достаточно эффективны в плане повышения налоговых сборов, либо же они будут работать в комплексе с уже законодательно закрепленными налоговыми проверками, тогда их необходимо включить в Налоговый Кодекс как дополнительный инструмент влияния или стимулирования налогоплательщиков.
В данный момент в период законодательной неопределенности в связи с проведение налоговых комиссий четко виден факт отрицательного влияния данного механизма на частную собственность налогоплательщика и ущемляет его права на судебную защиту, ведь факт принуждения к доплате налогов, административные инструменты со стороны налоговых органов сложно доказуемо и выходит за рамки правового поля.
Налоговые комиссии могут рассматриваться как ограничение свободы предпринимательства, во время из проведения могут наблюдаться злоупотребления полномочиями и как следствие искаженные сведения налоговой базы и неточное определение суммы налогов, которые должны поступить в бюджет государства.
При личном общении налогового инспектора и налогоплательщика нельзя исключать человеческий и коррупционный факторы, поэтому при минимизации общения, которые можно заменить электронными методам работы, налоговые органы могут увеличить эффективность и справедливое начисление налоговой базы.
При этом, исключая личное общение не имеется ввиду упразднение налоговых проверок, наоборот, повышение их эффективности и выявление налоговых преступлений, доначисление налогов и сокращение недобросовестных налогоплательщиков является приоритетной задачей налоговых органов. Только механизмы налогового контроля должны быть максимально прозрачными и понятными для налоговых органов и налогоплательщиков, исключая пробелы на законодательном уровне.
Заключение
В каждом случае изменения налогового законодательства важно сохранять баланс частных и публичных интересов налоговых правоотношений, поэтому налоговые комиссии не должны нарушать интересы частной собственности и интересов налогоплательщиков. Вероятная поправка в Налоговый Кодекс, норма, касающаяся налоговых комиссий обязательно должна содержать точный порядок, сроки и полномочия налоговых органов, а также меры защиты и урегулирования конфликтных ситуаций с налогоплательщиками.