ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СИМФЕРОПОЛЬ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СИМФЕРОПОЛЬ
Муниципальное образование Симферополь составляет основу для стабильного развития районов и областей в целом, вокруг которых концентрируется экономическая деятельность. В Симферополе сосредоточено около трети населения региона, сконцентрировано более половины промышленного производства, финансово-деловая деятельность, агропромышленный и пищевой, транспортно-логистический комплексы, электротехническая и машиностроительная промышленность [2].
Планирование развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на федеральном уровне обеспечивается Конституцией Российской Федерации [2], федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В основе планирования развития городского округа Симферополь на региональном уровне лежит Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Крым существует сценарий социально-экономического развития, в котором говорится о том, что основными трендами развития являются [2]:
- демографические и социальные тренды;
- геополитические тренды;
- технологические тренды;
- ресурсные тренды.
Социально-экономическое развитие региона во многом определяется количественным и качественным составом его трудовых ресурсов. В настоящее время в Республике Крым в трудоспособном возрасте находится порядка 56% населения. Согласно данным «Центра занятости населения» г.Симферополь на 31.10.2021 на учете состоят 14 771 человека, из них 12 838 признаны безработными [2]. По состоянию на 31.12.2020 в ТО ГКУ «Центр занятости населения» в г. Симферополе на учете состояли 8 324 человека, из которых 574 человек признаны безработными. Можно отметить, что за год количество безработных уменьшилось, это оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие.
На всей территории города проживает значительное количество населения: в 2021 году в городе насчитывалось 354, 6 тыс. человек населения, что составляет 98,6% к аналогичному периоду 2020 года).
Средняя численность работников в организациях в январе-декабре 2020 года составила 114 822 человека, в сравнении с аналогичным периодом с 2021 году, то численность составила 116 785 человек.
Среднемесячная заработная плата в разрезе по средним и крупным предприятиям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в 2020 году составила – 43 200 руб., в 2019 году – 41 066 руб., в 2018 году – 36 544 руб.
Таким образом, положительной динамики социально-экономического развития городского округа Симферополь в 2021-2023 годах предполагается достичь за счет реализации комплекса мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, развитие малого и среднего предпринимательства, создание условий для развития человеческого капитала, социальную поддержку населения, в том числе в рамках реализации национальных (региональных) проектов, Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2030года», государственных и муниципальных программ.
Развитие муниципального образования Симферополь имеет ряд проблем, в частности это: упадок производственных предприятия, соответственно, отсутствие или сокращение источников поступлений налогов и сборов в местные бюджеты; неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и транспорта общего пользование в городах; отсутствие центров досуга для населения; неразвитость туристических достопримечательностей и отсутствие туристического потока.
Развитие муниципального образования Симферополь является фактором повышения эффективности региональной экономики и использования внутреннего потенциала районов и областей в целом.
Решение этой оперативной цели заключается в координации и синхронизации действий органов исполнительной власти в сфере осуществления транспортной, информационно-телекоммуникационной, образовательной, жилищной, социальной политики и предусматривает реализацию следующих задач:
- изучение потребностей рынка труда в городах, в частности малых, и предоставление предложений относительно государственного заказа на подготовку специалистов соответствующего направления;
- восстановление транспорта общего пользования в городах;
- развитие сети учреждений культуры;
- формирование пакета туристических продуктов, развитие гостинично-ресторанной сети доступной ценовой категории с высоким качеством услуг;
- реиндустриализация городов на новой технической и технологической основе, характерной для пятого и шестого технологических укладов и постиндустриального этапа общественного развития.
Ключевую роль при этом должны сыграть индустриальные и технологические парки;
- кластеризация экономики городов на основе комплексного использования имеющихся на территории условий и ресурсов, включая глубокую переработку местной сельскохозяйственного, строительного, лесного и другого сырья;
- создание локальных экономических кластеров машиностроения, легкой промышленности, металлообработки и т. д;
- развитие в городах вне индустриальных видов экономической деятельности, в частности в сферах туризма и рекреации, логистики, выставочной деятельности и тому подобное.
Таким образом, с целью повышения эффективности реализации приоритетного направления долгосрочного развития городского округа Симферополь необходимо следовать основным тенденция Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, которые призваны преумножить имеющийся человеческий, экономический, пространственный, природный и историко-культурный потенциал (капитал) города.
При этом городской округ Симферополь рассматривается как единая экосистема, включающая не только социально-экономическую сферу, но историко-культурную, экологическую, пространственную, градостроительную и иные сферы.