Методы мониторинга и их применение
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Методы мониторинга и их применение
В целях обеспечения эффективного функционирования предприятий на территории субъектов РФ необходима система экономического мониторинга и анализа. Всестороннее знание состояния предприятий является одним из условий обеспечения экономического роста и развития.
Основными методами мониторинга являются следующие:
- изучение федеральных и региональных нормативных, методических документов в образовательной деятельности;
- целенаправленное наблюдение и личное участие в запланированных мероприятиях позволяет оперативно получать информацию;
- социологические устные (или письменные) опросы; собеседования, обсуждения с руководителями подразделений, педагогическими работниками, обучающимися, родителями (желательно индивидуальные);
- психологическая диагностика: письменные опросы (анкетирование);
- текущая, собственная статистика;
- регулярная отчетность и отчетность в исключительных случаях.
Наиболее широко используемые способы мониторинга, т. е. методы сбора данных, их применение, достоинства и недостатки представлены в таблице 1 [1].
Таблица 1.
Методы мониторинга, их применение, преимущества и недостатки
Метод |
Применение |
Преимущества |
Недостатки |
||
Интервью |
Оценка понимания задач, оценка способов подготовки |
Подробность. Оценка достоверности на месте. |
Отнимает много времени. Высокие требования к интервьюеру |
||
Наблюдение и личное участие |
Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков |
Богатство и непосредственность впечатлений. Можно оценить различия между фактами и восприятием. Элемент самоконтроля. |
Влияет на поведение. Отнимает много времени. Субъективность |
||
Опросы, обсуждения |
При неожиданном возникновении сложных проблем в текущих вопросах |
Подробность. Оценка достоверности на месте |
Отнимает много времени. |
||
Анкетирование |
Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков. |
Подробность. Не отнимает много времени. |
Затруднена оценка достоверности |
||
Изучение документов |
Оценка понимания задач |
Не требует личного участия работника |
Высокие требования к эксперту |
||
Текущая статистика |
Определение требований. Определение необходимых и имеющихся знаний и навыков |
Позволяет выявить тенденции, динамику |
Поступают с опозданием и редко "говорят сами за себя", т.е. их надо обсуждать |
||
Собственная статистика |
Анализ результатов |
Позволяет получить информацию быстрее, чем текущая статистика |
Требует больше усилий |
||
Регулярная отчетность |
Анализ результатов |
Полезный дисциплинирующий фактор |
Очень зависит от качества отчета |
||
Отчетность в исключительных случаях |
Анализ результатов для внесения коррективов |
Эффективна |
При условии доверия к подчиненным |
||
Тестирование знаний и навыков |
Анализ потребностей. Анализ мотивации |
Легко обрабатывать. Объективность |
Трудно разрабатывать |
||
Психометрическое тестирование |
Выявление восприятия важности знаний и навыков |
Легко обрабатывать |
Трудно разрабатывать. Восприятие может быть необъективным |
Для анализа грузоперевозок по Северному морскому пути используем метод текущей статистики, регулярная отчетность.
Северный морской путь (СМП) – морская транспортная трасса Арктических морей (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Берингова моря вдоль Северного Евразийского побережья. Кратчайший путь из Европы в Азию. «Тема Северного морского пути будет занимать центральное место в новой стратегии развития российской Арктики до 2035 года», – заявил эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Юрий Елизарьев на XI международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».
Объемы перевозок грузов по Северному морскому пути начинают увеличиваться с 1996 года [2].
Таблица 2.
Объем перевозок грузов по Северному морскому пути
Год |
1996 |
2006 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Общее кол-во груза, млн тонн |
1,8 |
1,96 |
3,26 |
3,88 |
3,91 |
3,98 |
5,43 |
7,48 |
9,93 |
20,18 |
31,53 |
32,97 |
Графически объем грузоперевозок по СМП представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Объем перевозок грузов по Северному морскому пути
На рисунке 1 можно увидеть резкий скачок увеличения грузоперевозок по СМП с 2017 по 2019 года.
Прогнозирование объема грузопотока по СМП с помощью полиномиальной линии тренда второй степени представлено на рисунке ниже.
Рисунок 2. Прогнозирование объема грузопотока по СМП с помощью линии тренда
Коэффициент детерминации равен 0,9454, это означает высокое качество построенной модели. Также на рисунке представлено уравнение регрессии [3].
Проведем анализ рядов динамики объема грузоперевозок по СМП.
Таблица 3.
Анализ данных по грузоперевозкам
Год |
Общее кол-во груза |
Абсолютный прирост |
Коэффициент роста |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
||||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
||
2011 |
3,26 |
|
|
1,000 |
|
|
|
|
|
2012 |
3,88 |
0,62 |
0,62 |
1,190 |
1,190 |
119,0 |
119,0 |
19,0 |
19,0 |
2013 |
3,91 |
0,65 |
0,03 |
1,199 |
1,008 |
119,9 |
100,8 |
19,9 |
0,8 |
2014 |
3,98 |
0,72 |
0,07 |
1,221 |
1,018 |
122,1 |
101,8 |
22,1 |
1,8 |
2015 |
5,43 |
2,17 |
1,45 |
1,666 |
1,364 |
166,6 |
136,4 |
66,6 |
36,4 |
2016 |
7,48 |
4,22 |
2,05 |
2,294 |
1,378 |
229,4 |
137,8 |
129,4 |
37,8 |
2017 |
9,93 |
6,67 |
2,45 |
3,046 |
1,328 |
304,6 |
132,8 |
204,6 |
32,8 |
2018 |
20,18 |
16,92 |
10,25 |
6,190 |
2,032 |
619,0 |
203,2 |
519,0 |
103,2 |
2019 |
31,53 |
28,27 |
11,35 |
9,672 |
1,562 |
967,2 |
156,2 |
867,2 |
56,2 |
2020 |
32,97 |
29,71 |
1,44 |
10,113 |
1,046 |
1011,3 |
104,6 |
911,3 |
4,6 |
Объем грузооборота по СМП увеличился на 911,3% или 29,71 млн тонн в 2020 году по сравнению с 2011 годом. Наибольший прирост объема грузооборота по СМП произошел в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и он равен 103,2% или 10,25 млн тонн.
Среднегодовой коэффициент роста равен 1,293, среднегодовой темп роста 129,3%, среднегодовой темп прироста – 29,3%. То есть можно сделать вывод, что объем грузооборота увеличился в среднем на 29,3% в год.
В 2019 году объем перевозок, отправленных по СМП в сопровождении ледоколов, достиг 31,53 млн тонн, в 2018 цифра увеличилась почти в два раза и составила 20,18 млн тонн.