ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Секция: Экономика
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Аннотация. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий финансовой стабилизации. В статье рассмотрены сущность, основные задачи и функции контроля, его классификация, а также вопросы улучшения результативности контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, внешний и внутренний контроль, правонарушения, пресечение отклонений, риски.
Государственный финансовый контроль является важнейшим элементом бюджетного процесса, обеспечивающий эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Раскрывая понятие «контроль», следует обратить внимание на характерные для него признаки, а именно:
- вторичность (то есть контролировать можно то, что уже совершилось);
- контроль – это процесс, который тянется и длится во времени;
- это совокупность мероприятий по выявлению нарушений с применением специфических форм и методов;
- контроль должен иметь цель и результат. [2]
На основании этих признаков контроль определяют как совокупность мероприятий, как процесс и как деятельность специальных органов в целях выявления нарушений в контролируемой сфере.
Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью финансового управления. Основными задачами государственного и муниципального контроля являются:
- выявления искажений от принятых стандартов, несоблюдение принципов законности;
- выявление нарушений принципов результативности расходования ресурсов на предельно возможной ранней стадии для принятия корректирующих мер;
- исследование мероприятий по предупреждению нарушений в будущем.
В рыночных условиях функционирование экономики система финансового контроля делиться на два уровня. На первом уровне должны защищаться интересы всего общества и регулироваться государством, то есть соблюдения контроля за поступлениями в федеральный и местные бюджеты. На втором уровне система контроля должна защищать интересы собственника, которым может быть и государство, акционеры или частные лица.
В экономической литературе финансовый контроль трактуется по-разному.
Так, например, Химичева Н.И., определяет финансовый контроль как «…соблюдение законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально экономического развития страны в целом и ее регионов» [6].
По мнению Саттарова Н.А.: «Финансовый контроль – особая деятельность уполномоченных субъектов контрольных правоотношений по контролю, проверке законности финансовых операций, деятельность, имеющая важное значение для безопасного функционирования процесса формирования и использования денежных средств бюджетов». [5]
Таким образом можно отметить, что финансовый контроль - это контроль за соблюдением расходованием нецелевого использования бюджетных средств и своевременное пресечение несоблюдения законности государственной политики.
Государство и государственные финансы все больше внедряются в экономику. Соответственно возрастает значение, расширяется сфера полномочий, изменяются функции государственного финансового контроля. Этот процесс наглядно прослеживается в новациях, содержащихся в федеральном законе от 5 апреля 2013 г. №41-ФЗ «О Счетной палате РФ».
Государственный финансовый контроль (далее ГФК) предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий финансового обеспечения устойчивости. Эффективность деятельности государства во многом зависит от того, как оно использует государственные ресурсы, находящиеся в его распоряжении. Стимулирование государственного финансового контроля – стратегическая задача государства, подтверждением чему является принятие в последнее время многочисленных нормативно-правовых и подзаконных актов.
Таким образом, основной целью государственного контроля является обеспечение законных интересов государства и общества в процессе аккумулирования и расходования государственных средств [3].
Согласно Бюджетному кодексу ст. 265 государственный муниципальный финансовый контроль подразделяется на [БК РФ]:
- внешний контроль;
- внутренний контроль;
- предварительный контроль;
- последующий контроль.
Внешний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю возложены на Федеральное казначейство на федеральном уровне. [1]
В соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на региональном уровне внешний государственный финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы субъектов РФ, внутренний контроль – органы исполнительной власти субъектов РФ.
На муниципальном уровне в соответствии с законодательством в каждом субъекте РФ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляют контрольно-счетные органы муниципальных образований, внутренний контроль – органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами местных администраций в субъектах РФ.
В качестве объектов внутреннего государственного финансового контроля выступают главным образом финансовые ресурсы и имущество государства, их формирование и использование. Объект внешнего государственного финансового контроля не ограничен сферой государственных финансов и включает в себя экспертизу проектов нормативных правовых актов и результатов исполнения бюджета.
Основными функциями ГФК являются:
1. выявление отклонения;
2. исследование причин отклонений;
3. корректировка деятельности объекта контроля, которая заключается в устранение отклонений, выявленных в процессе формирования и исполнения бюджета;
4. функция превенции заключается в профилактической работе по предупреждению финансово-бюджетных правонарушений. Цель этой функции: выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение в целях недопущения новых противоправных действий. Реализация функции базируется на нормативно-правовых основах: Конституция РФ, БК РФ, КоАП, УК РФ.
5. контрольная функция в значительной степени правоохранительная, хотя и не сводится только к ней. Эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, обеспечения законности, и в случае нарушений она направлена на привлечением к юридической ответственности. [4]
Значительное внимание при осуществлении государственного (муниципального) финансового контроля должно быть ориентировано на минимизации рисков совершения нарушений в бюджетной сфере и предупреждение нанесения ущерба государству. В соответствии с этим, выстраивающаяся модель ГФК должна обеспечивать на всех уровнях бюджетной системы своевременное выявление рисков совершения нарушений законодательства и их устранение, а также позволять результативно управлять бюджетными рисками. Для того, чтобы это было возможно, необходимо организовать эффективную передачу информации по результатам контроля, рискам, выявленным в финансовой и бюджетной сфере и принятым мерам по минимизации их рисков. [8]
Содействие между всеми органами ГФК, а также главными распорядителями бюджетных средств должно осуществляться с учетом необходимости обмена следующей информацией:
1. о запланированных контрольных мероприятиях с целью исключения их повторения;
2. о результатах контрольных мероприятий, включая принятые меры реагирования и привлечении к административной ответственности;
3. об выявленных рисках совершения нарушений или отклонения от установленных стандартов и правил в виде карт рисков. [7]
На сегодняшний день создан обмен информацией о результатах контроля между Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами через государственную информационную систему «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации об осуществлении государственного финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений». [7]
Для улучшения результативности контроля рационально организовать обмен информацией об итоговых показателях контрольных мероприятий на всех уровнях. Это создаст необходимые условия для обоюдного признания органами контроля результатов проверочной деятельности друг друга и понизит затраты на контрольную деятельность. В составе такой информации, например, может быть взаимообмен о выявляемых рисках в финансово-бюджетной структуре в целях регулирования риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности, а также разработки инструментов предупреждения нарушений.
В целом меры по развитию модели государственного финансового контроля должны быть направлены на:
1) унификация подходов к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля деятельности неучастников бюджетного процесса, а также усиление правовых основ его реализации;
2) фиксирование с учетом специфики правового статуса каждого из неучастников бюджетного процесса целей, задач, принципов, методов, форм контроля за их деятельностью.
Необходимо отметить, что на данный момент времени уже недостаточно просто установить факт нарушения по результатам проверок и начислить штраф. Следует сделать так, чтобы эти нарушения в принципе не наступали.
Возможность контролировать потенциальные негативные события, чтобы их своевременно выявить и избежать, достигается через непрерывный процесс управления риском. Для того чтобы сделать этот процесс максимально результативным, необходимо, чтобы он осуществлялся на всех уровнях системы государственного управления. [8]
Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие организованной и действенной системы государственного контроля, которая позволяет выявлять финансовые правонарушения, препятствующие правовому и экономическому развитию и тормозящие его, и в полной мере обеспечивающей государственную и экономическую безопасность страны.
Прежде всего, между органами, реализующими полномочия в сфере контрольно-надзорной деятельности за использованием бюджетных средств отсутствует достаточный уровень взаимодействия, позволяющий в кратчайшие сроки эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный финансовый контроль один из важнейших элементов в экономике по исполнение и распоряжению бюджета. И для того, чтобы минимизировать риски, нарушения необходимо правильная организация и комплексный подход на всех уровнях контрольно-надзорных органов.