Статья:

Взаимодействие договорных органов ООН с государствами

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Армиянова А.Т. Взаимодействие договорных органов ООН с государствами // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимодействие договорных органов ООН с государствами

Армиянова Акжан Талгатовна
магистрант Университет «КазГЮУ», Казахстан, г. Астана

 

Интенсивный темп развития отношений, продиктованных экономическими факторами, играют большую роль в процессах глобализации. Последнее предусматривает унификацию законодательств, что позволило бы осуществлять деятельность на равных и справедливых началах.

Экономическая интеграция, предусматривающая приток инвестиционных средств, развитие инфраструктуры осуществимо там, где не только соответствуют финансово-экономические требования международных организаций, но и основных прав и свобод человека. Соответствие требованиям международных актов в области прав человека продиктовано тем, что именно человек, его мысли и возможности их реализации есть двигатель развития отношений. Отсутствие основного начала влечет недолгий темп развития, а не перманентный, что подтверждается историческими событиями.

Ранее существовавшая Конституция СССР в своем начале предусмат­ривала институт государства и государственности. Стоит отметить, что конституции стран, входивших в этот союз, имели аналогичный подход, где Казахстан не являлся исключением. С приобретением независимости Казахстан стал придерживаться иного подхода, где в основу легли права и свободы человека и их защита.

Отправной точкой осуществления защиты прав человека считается период после второй мировой воины, в связи, с чем принимаются международные договора. Создание договорных органов является одним из великих достижений человечества, выраженное волей сторон. Принятие государством добровольно на себя определенных прав и обязанностей гласит о высокой степени развитости и стремления к непрерывному росту. Следует отметить, что договорные органы вносят огромный вклад в дело соблюдения и защиты прав человека. Благодаря их стараниям государства-участники международных договоров совершенствуют не только законодательство, что уже является весьма большим достижением, но и осуществляют положительные изменения при реализации этих совершенствований. Такого же мнения придерживалась ранее возглавлявшая Верховный комиссариат ООН по правам человека госпожа Н. Пиллэй, которая отметила: «Учреждение договорных органов по правам человека и развитие их системы - одно из величайших достижений международного сообщества в области поощрения и защиты прав человека» [3].

По мнению 8-го Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: «Система договорных органов по правам человека вырабатывает авторитетное руководство по универсальным стандартам в области прав человека, поясняет как основные международные договоры по правам человека применяются в конкретных ситуациях и информирует государства-участников о том, что они должны сделать чтобы обеспечить всеобщее осуществление прав человека». Упоминания требует, что договорные органы при осуществлении своих функций контактируют в диалоговом окне, что выражается в перечне вопросов и ожидании докладов, либо в одностороннем порядке как заключительные замечания и т.д.

Договорные органы в связи с докладами ставят перед государствами перечень вопросов по международным актам по правам человека. Ряд таких вопросов предусматривает информацию об уже проделанной работе или предполагает реализацию определенных мер. Так в марте 2015 году Комитетом по правам ребенка были поставлены вопросы в связи с четвертым периодическим докладом Казахстана. В этом же году был подготовлен ответы на список вопросов. Одним из таких вопросов был: «Просьба сообщить Комитету о случаях, когда национальные суды ссылались на права, закрепленные в Конвенции, либо в качестве основания для возбуждения дела или объяснительное руководство для правовых норм» [2].

Как уже было сказано международные акты договорных органов содержат действия будущего характера. Так вышеуказанным перечнем вопросов Комитета по права ребенка содержалась просьба о сообщении Комитету мер по предотвращения насилия в отношении с детьми. В дальнейшем для реализации мер был издан приказ Министерством образования и науки "О мерах по регламентации деятельности служб оказания социальной и психологической помощи по профилактике семейного неблагополучия родителям детей, нахо­дящимся в трудной ситуации, при центрах адаптации несовершеннолетних".

Принятие комитетами заключительных замечаний по итогам рассмотрения докладов государств является следствием расширительного толкования договорными органами своей компетенции. Однако, поскольку практика принятия комитетами заключительных замечаний получила одобрение государств-участников и в целом соответствует объекту и целям универсальных договоров по правам человека, данную практику можно признать правомерной, а полномочие комитетов по принятию заключительных замечаний можно отнести к подразумеваемым полномочиям.

Заключительные замечания комитетов, не являясь юридически обязатель­ными, отражают мнение единственного в своей области экспертного органа, правомочного выносить такие постановления. Вместе с тем игнорирование или несоблюдение государствами-участниками заключительных замечаний можно рассматривать в качестве факта, свидетельствующего о недобросовестном выполнении государствами договорных обязательств, способного получить политическое звучание [1, с. 11-12].

Одним из важных путей взаимодействия договорных органов на госу­дарство – это рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушения государством положений соответствующих конвенций. По итогам рассмотрения жалоб комитеты нередко признают факт нарушения государствами международных обязательств по защите прав человека и предписывают совершить определенные действия для защиты прав и свобод жертвы. В связи с этим большой теоретический и практический интерес представляет вопрос о характере и видах предписаний, адресуемых государствам в подобных ситуациях. На практике договорные органы не всегда берут на себя ответственность формулировать подобные предписания государствам о способах восстановления прав жертвы. В случае если договорные органы будут это выполнять, то их функций переплетутся с судебными функциями.

Принимая во внимание отсутствие правовых последствий неисполнения вынесенных договорными органами решений, исчерпывающе просчитать политические последствия вариантов развития событий крайне сложно.

Так при признании нарушений прав и свобод человека государством негативные отзывы об этом государстве на международном уровне представляют весьма большой вред, который в совокупности с иными показателями как оценки рейтинговых агентств могут привести к столкновениям. Последнее есть явление, которое существует между личностью и государством, имеющим перманентный характер. Причиной тому является поиск золотой середины, понимаемой каждой стороной по-своему.

В правах человека сконцентрированы все важнейшие социальные нормы и принципы – не только правовые, но и моральные, политические, религиозные, философские, которые в различные эпохи придавали им своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем и культурой того или иного общества [5, с. 99-100].

Исходя все сказанного вытекает, что влияние договорных органов осуществляется на обоюдных началах.

Как государства, так и договорные органы связаны с реализацией и разви­тием прав человека. Наличие благоприятных условий не гарантирует претво­рения их в жизнь. С учетом отрицательных элементов претворение требует борьбы за эти права, где договорные органы играют не последнюю роль.

 

Список литературы:
1. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.10 - Международное право; Европейское право /Н. Ю. Гремза; Науч. рук. Ю. М. Колосов. -М.,2005. -24 с.
2. Перечень вопросов в связи с четвертым периодическим докладом Казахстана // Официальный сайт ООН URL:http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRC%2fC%2fKAZ%2fQ%2f4%2fAdd.1&Lang=ru (дата обращения: 07.02.2018)
3. Navanethem Pillay. Strengthening the United Nations human rights treaty body system. A Report by the United Nations High Commissioner for Human Rights. United Nations Human Rights office of the High Commissioner. June 2012.
4. Байтин М.А. О современном понимании права // Журнал российского права. – 1999. - № 1 – 189 с.