Концептуальные основы механизма управления инновационным процессом в предпринимательстве
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Концептуальные основы механизма управления инновационным процессом в предпринимательстве
Ключевые слова: инновационный процессы, классификация инноваций, управление инновациями, научно-технический прогресс.
Основным направлением развития современной системы управления является необходимость кардинальных изменений в отношении инноваций и способов их внедрения. Первоочередной задачей предприятий должно стать управление персоналом, непосредственно влияющее на повышение эффективности управления в целом, а также формирование нового подхода к принятию управленческих решений. Ведь эффективность деятельности, осуществляемой в бизнесе, во многом зависит от того, как разрабатываются и реализуются решения. В то же время актуальность исследования процесса принятия решений очевидна[1].
Научно-технический прогресс — это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда. Он является важнейшим средством решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, охрана окружающей среды, а в итоге — повышение благосостояния нации. НТП имеет большое значение для обеспечения системы национальной безопасности и обороны. В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах
Особое значение имеют методы и технологии управления, способствующие его эффективному развитию через повышение потенциала организации. В этом плане мы должны быть исчерпаны понятиями «инновация», «Инновационный менеджмент», «принятие управленческих решений». В мировой экономической литературе понятие "инновация" объясняется как новизна, обладающая высокой эффективностью, приведенные в таблице 1:
Таблица 1
Определения разных экономистов-ученных термина инновация
Авторы |
Содержание определении |
Я. Кук, П. Майерс |
Полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. |
Б. Твисс |
Процесс, в котором изобретение или идея обладает экономическим содержанием. |
Д. Месси, П. Квинтас, Д. Уилд |
Процесс, включающий такие виды деятельности, как исследование, проектирование, разработка и организация производства новой продукции, технологии или системы. |
А. В. Сурин, О. П. Молчанова |
Конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии, практически применяемой и способной удовлетворить определенные потребности. |
Примечание- [2,3] составлено автором на основе источника информации
Хотя эти определения бывают разными, мы считаем, что все они подходят к раскрытию сущности термина «инновация".
Термин и понятие" Инновация " как новая экономическая категория, в первом десятилетии ХХ века австрийский ученый Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.) – австрийский ученый Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.).) в научный оборот.
В работе "теория экономического развития «(1911) Й. А. Шумпетер первоначально рассматривал проблемы» новых комбинаций" и дал подробное описание инноваций. Позже термин "новая комбинация" был заменен на термин "инновация". Й.А. Шумпетер выделил виды комбинаций, основанных на: 1) использовании новых материалов и компонентов; 2) внедрении новых процессов; 3) открытии новых рынков.; 4) внедрение новых организационных форм (так называемые управленческие инновации). Согласно этому определению, инновации-это одновременное воплощение двух миров, в частности, техники и бизнеса[4].
Инновационный менеджмент – выбор руководителем организации эффективного, обоснованного решения из числа вариантов альтернативных решений, осуществляемых на основе принципов и методов управления инновационными процессами, инструментов". Для принятия наиболее эффективных управленческих решений мы считаем важным классифицировать виды инноваций в управлении (Таблица 2).
Таблица 2
Классификация видов инноваций в системе организационного управления
Источники инновации |
Виды инноваций в управлении |
1. Идеи в области менеджмента |
1.1. Разработка новых идей, инновационных проектов в системе организационного управления. 1.2. научно-исследовательская деятельность в системе организационного управления (benchmarking, производственные исследования) |
2. Технологии и методы управления
|
2.1. Разработка новых или существующих методов и способов управления, IT в области менеджмента, программного обеспечения процесса управления и др. 2.2. выбор существующих технологий и методов внедрения инноваций в систему организационного управления. |
3.Процесс управления
|
3.1. Постоянное совершенствование технологий в системе организационного управления и осуществление отдельных инноваций. 3.2. изучить опыт работы системы организационного управления как источника новых усовершенствований, измеряющих эффективность инноваций. |
4. Требования к системе организационного управления
|
4.1. Выявление заинтересованных лиц, определение их основных потребностей и оценка соответствия руководящих действий требованиям. 4.2 измерение степени удовлетворенности заинтересованных сторон результатами инноваций, экономической эффективностью и другими преимуществами в системе организационного управления. Конкретизация новых требований к системе организационного управления. |
Примечание- [5,6] составлено автором на основе источника информации
Классификация инноваций в системе управления позволяет не только выделять виды инновационной управленческой деятельности, но и проектировать инновации, выступая как инструмент выявления возможных видов инновационной деятельности, принятия наиболее эффективных управленческих решений, устранения пробелов в управлении [8]. Обеспечение способности организационной системы управления к инновационной деятельности определяется, прежде всего, алгоритмами принятия решений и бизнес-моделью организационной системы управления. Очевидно, для решений, обладающих различными свойствами, должны быть различные алгоритмы их принятия.
Приведенный ниже алгоритм показывает логическую последовательность эффективной разработки инновационных решений, направленных на повышение инновационной чувствительности организации и практическое применение инноваций.
Последовательность процедур принятия инновационных решений системы управления состоит из следующих этапов:
Первый этап – это инновационная чувствительность и контроль функционирования системы, взаимосвязь между ее элементами внутренней и внешней среды-это этап, предусматривающий сбор информации для принятия организационно-управленческих решений инновационной системы. Общесистемная приемная инновационной организации должна быть направлена на выявление инноваций в информационном поле, изменений и проблем функционирования системы для принятия решений и определения новых потребностей и рынков сбыта [7].
Второй этап связан с измерением полученной информации, выявлением влияния инноваций на результаты бизнеса, проблем системы, рынка. Это могут быть результаты исследовательской деятельности, данные из бенчмаркинга, промышленной разведки, новых технологий или новых приложений существующих технологий, методов, рынков, товаров, услуг, патентных фондов и т. д. Структурированная информация необходима для следующего этапа – о проблемах, источниках инноваций
Следующий третий этап, сравнение поставленных задач, изучение используемых методов и прогнозирование, аналогичное ранее наблюденным последствиям, непосредственно связаны с разработкой решения на постоянной основе. Принцип измерения решения реализуется на этапе разработки критериев эффективности инновационной деятельности. Критерии должны максимально соответствовать аналогичным им целям. Выбор возможных концептуальных альтернатив – это способ поиска инноваций. Концептуальная эквивалентность поведенческих вариантов и индикативный характер управленческого воздействия обеспечивают уникальность, эффективность и актуальность принимаемых решений.
В настоящее время сложность способов разработки и коммерциализации инноваций, влияние новых технологий на хозяйственные результаты деятельности предприятий, а самое главное – количество заинтересованных сторон продолжают увеличиваться по мере развития рынков, усиления конкурентоспособности, а также появления всех новых знаний.
Для успешного внедрения и использования научно-исследовательских разработок в коммерческих целях на первом этапе достаточно было организовать лабораторию и поставить опытного ученого руководству. Сегодня инновационное развитие не ограничивается знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не только новые знания, но и новые возможности и новые выгоды. Поэтому основой устойчивого развития и конкурентоспособности предприятий является способность применять на практике созданные на современном этапе возможности реальной инновационной среды, развитие инновационного менеджмента, поиск нетрадиционных путей, методов и средств решения конкретных проблем.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, технология принятия управленческих решений в организации на основе инновационного менеджмента является ключевым ключом к конкурентоспособности. Руководитель организации должен осуществлять различные алгоритмы в зависимости от природы проблемы, которые должны решаться при принятии управленческих решений, что позволяет организации работать на рынке не краткосрочно, а долгосрочно. В противном случае, его последствия не дают положительного эффекта.