Межгосударственное железнодорожное сообщение
Секция: Экономика
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Межгосударственное железнодорожное сообщение
Международная железнодорожная перевозка - это перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами на условиях международной железнодорожной конвенции. Международные железнодорожные перевозки определяются впечатляющими масштабами перемещения пассажиров и грузов на значительные расстояния, особенностями деятельности транспорта, передачей перевозочных средств во временное пользование перевозчикам иностранных государств.
Существует множество разновидностей международных железнодорожных перевозок: прямые и непрямые (ломаные) международные сообщения; соседские перевозки; транзит; сквозные перевозки; бесперегрузочные и перегрузочные международные перевозки; перевозки грузов с переотправкой.
Международные правила железнодорожных перевозок в разных странах должны регулироваться следующими документами: КОТИФ (Конвенция о международных железнодорожных перевозках) 01 мая 1985 и СМГС (международное грузовое соглашение).
Особенностью международных железнодорожных перевозок является существенная разница в ширине колеи в разных странах. Так в Финляндии, Монголии и в странах бывшего СССР, поезда перемещаются по колее, ширина которой составляет 1524 мм. В Северной Америке, Китае и в Западной Европе ширина колеи составляет 1435 мм. Данному стандарту в настоящее время соответствует более 60 процентов всей железных дорог в мире. Подобные различия вызывают определенные неудобства в перевозках. Для относительно свободного перемещения между Россией существуют два способа решения этой проблемы:
1. при помощи специального устройства производят замену вагонной тележки (путём подъёма вагонов подъёмником, либо через опускание тележек на специальном лифте) с соответствующими стандартами колеи;
2. либо контейнеры просто перегружают крановыми подъемными устройствами на границах в вагоны страны назначения.
Несмотря на неудобства «РЖД» осуществляет регулярную транспортировку на любом доступном направлении в Европу, Азию и на всей территории России. Развитие российской железнодорожной инфраструктуры не стоит на месте. С 2001 года возрос процент электрифицированных участков железной дороги с 48,4% до 50,5% в 2016 году, бесстыковых железнодорожных путей с 52,8 тыс. км до 92,7 тыс. км. в 2016 году, путей с упругими креплениями с 26,8 тыс. км. в 2012 году до 41,3 тыс. км в 2016 году, многопутных дорог (в том числе и двухпутных) с 42,3 тыс. км. в 2002 году до 45,4 тыс. км. в 2016 году. Однако существуют и некоторые проблемы: снизилась общая протяженность железной дороги (в 89 тыс. км. в 1994, до 86,3 тыс. км. в 2016), также возросла протяжённость участков железнодорожных путей требующих капитального ремонта.
Основными моментами, мешающими развиваться Российским железным дорогам, являются: относительно долгая обработка сопровождающих документов на границе; довольно высокие тарифы на хранение груза на станциях; разное законодательство и правовые нормы в области железнодорожных перевозок государств участников; существенная разница в размерах колеи.
Железнодорожный транспорт имеет огромный потенциал на евразийском пространстве. В настоящее время железнодорожные перевозки между Европой и Китаем осуществляются по четырём главным маршрутам: через (Карталы/Канисай, маршрут ОТЛК ЕРА); через Россию (Забайкальск); через Монголию (Наушки); через Россию (порты Дальнего Востока и Гродеково).
По итогам 2019 года компания занимает первое место в мире по грузообороту - 2,6 трлн. т/км, обеспечивая при этом около 1/3 общемирового показателя; третье (после Китая и США) по объему перевезенных грузов - 1,3 млрд. т. и по протяженности железнодорожной сети - 87 тыс. км; четвертое место (после Китая, Индии и Японии) по пассажирообороту - 134,5 млрд. пасс-км. За счёт резкого увеличения скорости следования поездов по маршрутам, сократились сроки доставки грузов: скорость увеличилась на 13,3%, достигнув 1056 км/сут, в результате среднее время в пути сократилось пропорционально. На данный момент среднее время транзита через Белоруссию, Россию и Казахстан составляет 5,14 суток. Поезда, следующие из Китая в Европу, были практически полностью загружены (доля порожних контейнеров составила 1% общего физического объёма перевезённых грузов), а на обратном направлении сохранялась недозагрузка, но доля гружёных контейнеров в общем объёме перевезённых грузов достигла максимального за последние четыре года уровня (71%).
Распространение коронавируса нанесло серьезный удар по мировой логистике и обеспечению цепочки поставок сырья и готовой продукции. В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. В тяжелой ситуации оказались и автотранспортные компании.
Рисунок 1. Доля потерь в годовой выручке (%)
Отрасль железнодорожных перевозок также переживает кризис, однако наблюдаются и позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками на транспортировку угля, антрацита и др. Со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах. ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9% с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара – на 85,6%, овощей – на 42,3%. В операторском сегменте продолжает развиваться циклический спад – замедление экономической активности влияет и на рынок предоставления вагонов. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов.
Железнодорожные транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.