Отношение студентов к выбранной специальности
Секция: Социология
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Отношение студентов к выбранной специальности
В условиях динамично изменяющегося общества и роста требований к профессиональным навыкам человека, получение специальности и дальнейшее трудоустройство молодежи является очень важным жизненным этапом. Для молодого специалиста работа по полученной профессии выступает условием завершения начатой в вузе профессиональной социализации, в противном случае он утрачивает знания и навыки, полученные в процессе обучения. Лишь приобретя необходимый опыт и устойчивый профессиональный статус, он может чувствовать себя уверенно на рынке труда, не бояться за свое будущее.
Однако сегодня сложилась такая ситуация, когда современная молодежь не вполне осознанно подходит к выбору специальности. Молодые люди не редко поступая в вуз выбирают специальность, ориентируясь не на свои способности и востребованность профессии, а на легкость поступления и дальнейшего обучения, на «престижность» профессии. В итоге это приводит к неудовлетворенности учебным процессом и к трудностям при трудоустройстве. Так в 2018 году эксперты ВНИИ труда, подводя итоги исследований о выпускниках 2010-2015 годов, отмечали, что абитуриенты не вполне осознанно подходят к выбору специальности, не воспринимая ее как профессию, в соответствии с которой им в дальнейшем предстоит трудоустраиваться [5].
Такую тенденцию подтверждает и исследование, проведенное З.К. Селивановой в 2017 году. Его результаты позволяют судить о наличии противоречия между намерениями подростков и востребованностью их профессии на рынке труда. Анализ профессиональных предпочтений показал, что подростки плохо ориентируются в запросах общества и выбирают профессии, которыми современный рынок труда перенасыщен, а пренебрегают «непрестижными», но востребованными профессиями [6].
Именно поэтому актуальным вопросом на сегодняшний день остаются причины, по которым молодые специалисты начинают работать не по своей специальности. Эта проблема рассматривается в работах таких авторов, как Попова Е.С. [4], Короткова М.С. [2], Черноскутов В.Е. [7], Мазины [3], Ахметова Я.М. [1] и др.
Поскольку данный вопрос не теряет своей актуальности, нами было проведено социологическое исследование, направленное на изучение отношения студентов к выбранной специальности, так как часто именно неправильный выбор сферы обучения становится причиной невозможности трудоустройства в дальнейшем. Объектом нашего исследования являются студенты трех краснодарских вузов в возрасте от 18 до 24 лет. В ходе исследования последовательно решались следующие задачи: определить основные мотивы и факторы, повлиявшие на профессиональное самоопределение студентов; определить отношение студентов к выбранной профессии; определить удовлетворенность обучением студентов по выбранной специальности в вузе; выяснить, считают ли студенты необходимым получение дополнительного образования; выяснить представления студентов о востребованности их специальности на рынке труда Краснодарского края.
Исследование проводилось в период с мая по июнь 2020 года с использованием метода анкетирования. Выборочная совокупность в исследовании составила 50 студентов из трех ВУЗов (Кубанский госуниверситет (КубГУ) – 46%, Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ) – 26%, Кубанский государственный технологический университет (КубГТУ) – 28%) в возрасте от 18 до 24 лет.
Исследование показало, что у основной части опрошенных из трех вузов выбор будущей профессии был обусловлен влиянием родителей, а также учителей, друзей, СМИ и социальной рекламой. Так 34% респондентов из КубГУ, 35% из КубГТУ и 61% из КубГАУ сделали выбор будущей профессии под влиянием родителей. При этом помимо родителей среди значимых факторов, оказавших влияние на выбор будущей профессии, учащиеся КубГУ отмечают учителей (34%), хотя среди студентов КубГТУ и КубГАУ таких всего 7%. Однако многие студенты из КубГАУ и КубГТУ затруднились с ответом (23% и 42% соответственно) (рис.1).
Рисунок 1. Факторы, оказавшие влияние на выбор профессии, %.
Что качается мотивов выбора будущей специальности, то согласно ответам для большинства респондентов главным оказался спрос на специальность на рынке труда (50% – КубГУ, 47% – КубГТУ, 35% – КубГАУ) а также высокая оплата труда по данной профессии (35% – КубГУ, 30% – КубГТУ, 22% – КубГАУ). Суммарно для 53% учащихся трех ВУЗов мотивом послужил престиж профессии (10% – КубГУ, 15% – КубГТУ, 28% – КубГАУ). Причем наибольшее значение он имеет для студентов из КубГАУ (28%). При этом среди всех опрошенных студентов есть те, кто выбрал специальность только потому, что на нее было легче всего поступить (2% – КубГУ, 1% – КубГТУ, 5% – КубГАУ), а также сделали свой выбор по настоянию родителей (2% – КубГУ, 4% – КубГТУ, 10% – КубГАУ) (рис.2).
Рисунок 2. Мотивы выбора специальности, %
Поскольку большая часть опрошенных отметила, что на их выбор специальности в вузе большое влияние оказали родители, было необходимо определить их личное отношение к выбранной специальности, которое сформировалось за период обучения в ВУЗе. Согласно полученным данным, в основном студенты удовлетворены выбранной специальностью. Так 47% респондентов из КубГУ, 38% из КубГАУ и 64% из КубГТУ не жалеют о выбранной специальности. При этом значительная часть опрошенных хотели бы перейти на другую специализацию (43% в КубГУ, 53% в КубГАУ и 28% в КубГАУ). Считают свой выбор не правильным и жалеют о нем 8% респондентов в КубГУ, по 7% в КубГАУ и КубГТУ (рис.3).
Рисунок 3. Отношение студентов к выбранной специальности, %
Возможно это связано с тем, что, во-первых, студенты выбирали специальность не сами (т.е. руководствовались мнением родителей, учителей и друзей), во-вторых, ориентировались на «престижность» профессии, а не на свои личные качества и способности, и, в-третьих, исходили из легкости при поступлении.
Важным было выяснить, изменились ли представления студентов о выбранной профессии за время обучения в ВУЗе, поскольку часто несовпадение личных представлений о профессии и реального результата становится причиной нежелания работать по специальности у выпскниуов. Итак, у большинства студентов КубГАУ и КубГТУ представления о профессии за время обучения изменились в худшую сторону, т.е. оказались хуже, чем они ожидали (30% и 42% соответственно), а у респондентов КубГУ – в лучшую сторону, т.к. оказались лучше ожиданий (52%) (рис.4).
Рисунок 4. Изменение представлений студентов о профессии за время обучения в вузе, %
Поскольку часто бывает так, что за время обучения студенты осознают, что выбранная ими специальность не гарантирует дальнейшего трудоустройства по профессии, было выяснено, считают ли студенты необходимым получение дополнительного образования. По полученным данным можно судить о том, что для студентов представляет ценность получение второго высшего образования: желают получить дополнительное образование больше половины опрошенных из трех ВУЗов (65% в КубГУ, 54% в КубГАУ и 57% в КубГТУ) (рис.5).
Рисунок 5. Желание студентов получить дополнительное образование после окончания вуза, %
Можно было бы говорить о том, что студенты осознают, что смена профессии сегодня является средством адаптации к изменениям, а также условиям современного общества, когда инновации и новые технологии требуют другой специализации. Но на вопрос: «Что вы собираетесь делать, если не получится устроиться по специальности?» только 6% ответили, что сменят специальность. Большая часть (54%) собираются работать не по специальности, 40% респондентов вообще не рассматривали такой вариант, т.к. уверены в востребованности собственной специальности (рис.6).
Рисунок 6. Действия студентов, если не получится устроиться по специальности, %
В ходе исследования были выявлены представления студентов о востребованности их специальности на рынке труда (на примере г. Краснодара). Итак, несмотря на то, что большая часть респондентов желает работать по специальности, основным препятствием здесь является возможность такого трудоустройства. Так 65% опрошенных в КубГУ, 39% в КубГАУ и 36% в КубГТУ планируют работать по своей специальности, но при условии, что смогут найти работу (рис.7).
Рисунок 7. Желание студентов работать по специальности после окончания вуза, %
Что касается шансов устроиться на работу по специальности, то многие респонденты отметили, что хотя они и есть (считают, что знаний хватит, чтобы устроиться на работу по специальности 29% в КубГУ, 39% в КубГТУ и 46% в КубГАУ), но все же могут возникнуть определенные трудности (нехватка практики, например). Причем важным условием трудоустройства на работу по специальности, по мнению студентов трех вузов, является получение дополнительных знаний (считают, что необходимо будет получить дополнительные знания непосредственно по профессии 39% студентов КубГУ, 46% КубГАУ и 29% КубГТУ) (рис.8).
Рисунок 8. Возможность устроиться на работу, %
Таким образом, из данных исследования можно сделать следующие выводы:
1. Несмотря на то, что большая часть студентов удовлетворена обучением, хотя и сделала выбор под влиянием учителей и родителей, поиск и устройство на работу по специальности остается серьезной проблемой для них. Во многом это связано с тем, что некоторые выбирали специальность, ориентируясь не на дальнейшие перспективы, а по легкости поступления и дальнейшего обучения, уровню заработной платы и престижу.
2. Сложность проблеме придает и то, что есть доля студентов, которые разочаровались в выбранной специальности за время обучения и не планируют работать по специальности после окончания вуза. Это может быть связано с плохой информированностью абитуриентов о сущности самой специальности, с тем, что они не сами сделали выбор, а также с низким качеством преподавания в вузе. То есть можно утверждать, что существует проблема несоответствия между тем, какие специальности требуются на рынке труда на данный момент, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы.
3. Несмотря на то, что больше половины респондентов хотят работать именно по своей специальности, открытым остается вопрос: «Смогут ли они ее найти?». Хотя часть респондентов все-таки уверенна в возможности без труда устроиться на работу по специальности, оценивая региональный рынок труда, можно отметить, что его особенностью является низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению со старшими возрастными группами. Это связано с высокими затратами на их адаптацию и рисками работодателей при их найме, а также нежеланием принимать на работу молодых, как правило, неопытных работников.
4. Также, несмотря на то, что студенты положительно относятся к высшему образованию и больше половины готовы получить дополнительное образование после окончания ВУЗа, все же большая часть предпочтет работать не по специальности, нежели переучиваться, если не получится устроиться по специальности.