Борис Александрович Бахметьев и созданный с его помощью первый в России ферросплавный завод
Секция: История и археология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Борис Александрович Бахметьев и созданный с его помощью первый в России ферросплавный завод
Б.А. Бахметьев родился в 1880 году в Тифлисе. Окончил Тифлисскую гимназию с золотой медалью в 1898. Получил образование в Санкт-Петербурском институте путей сообщения, который окончил в 1902 г. В 1903 г. поступил в Цюрихский политехнический институт. С 1905 до 1917 он преподавал в Имперском Санкт-Петербургском политехническом институте, занимая должность профессора на кафедрах гидравлики, гидроэнергетики, теоретической и прикладной механики. Бахметьев защитив докторскую диссертацию в институте инженеров путей сообщения в 1911 г.
С началом первой мировой войны Бахметьев занялся общественно-политической деятельностью. В 1915 г. он записался в Красный Крест который работал на территории России. Вскоре Бахметьев как участник Военно-промышленного комитета и Закупочной комиссии начинает организовывать поставки необходимого снаряжения для Российской армии из Англии и США. В 1917 г. Бахметьев был назначен временным правительством на должность посла от России в США.
Октябрьская революция 1917 г. в России сначала не повлияла на статус Бахметьева, т.к. США не признавало правительство большевиков. По прежнему он возглавлял посольство России, организовал деятельность Закупочной комиссии и Русского информационного бюро в Нью-Йорке. Особую и очень нужную помощь Бахметьев оказывал эмигрантам из России. Изгнанников из России ожидали в США проблемы например такие как: иммиграционные барьеры, трудности с получением работы и гражданства и многие другие. В этих условиях поддержка русского посла им была просто необходима. Много русских эмигрантов, включая выдающихся деятелей науки и техники В.К. Зворыкин, О.Л.Струве, И.И. Сикорского, С.П. Тимошенко и других, на всю жизнь сохранили чувство благодарности Бахметьеву за всё, что он для них сделал.
Бахметьев принимал участие в подготовке предложений и проектов документов для проходившей в 1919-1920 г. Парижской мирной конференции.
Одним из главных результатов общественной деятельности Бахметьева стало образование Российского гуманитарного фонда в США. В течение многих лет Бахметьев являлся директором этого фонда, и фонда помощи российским студентам.
Подписанный в 1922 г. Рапалльский договор означал международное признание такого государства Советская Россия. Бахметьев закончил свою карьеру посла и вернулся к науке. Он занимался научной деятельностью, проводя исследования по вопросам переменных потоков жидкости в лаборатории гидравлики Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1931 г. Бахметьев занял должность профессора кафедры гражданского строительства Колумбийского университета.
Как учёный Бахметьев внес огромный вклад в развитие такой науки как новая гидравлика. Традиционная наука о течении жидкости, классиком которой являлся Рейнольде, продолжала идти по пути уточнения базовых уравнений, которые сформулировали ещё в 19 веке, следовательно были довольно таки устаревшей, неактуальной и всё больше отрывалась от требования практики. Бахметьев оказался одним из первых учёных, которые первые применили в науке о течении жидкостей достижения и методы аэродинамики и открывших новые просторы в гидравлике. Очень широкую известность получили такие работы Бахметьева как: переменные потоки жидкости (1914), Гидравлика открытых каналов (1932), механика турбулентного движения (1936). За последнюю его работу, которую перевели на несколько языков, Бахметьева наградили большой медалью Общества дипломированных инженеров Франции.
С 1917 г. Бахметьев был членом Американского общества гражданских инженеров, а в 1945 г. был избран его почётным членом.
Бахметьев встречался со многими общественными и политическими деятелями, людьми науки и искусства, собиравшихся в его Нью-Йоркском доме, в котором он собрал довольно внушительную коллекцию картин и икон. Скончался Б.А. Бахметьев в 1951 году в Нью-Йорке.
Для проектирования гидросооружений электростанции Шуппе привлекает учёного-гидротехника Бориса Александровича Бахметьева.
Основные принципы инженерного подхода реализованные на заводе Пороги:
1. Завод был построен по последнему слову техники и представлял собой единый комплекс зданий и сооружений, гармонично вписанных в рельеф левого берега реки Сатки. Он состоял из плотины, построенной методом кладки из камня на растворе высотой 21 метр длиной по гребню 125 метров (на сегодняшний день единственное в мировой практике гидротехническое сооружение, возведённое путём кладки из дикого камня), а также собственно производственного корпуса, в котором размещались машинный зал электростанции, электроплавильный цех и отделение для подготовки шихты и электродов. Кроме этого в комплекс входили: заводская химическая лаборатория, построенная из камня, деревянный склад и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня, а также здание конторы, расположенное в посёлке в нескольких сотнях метров от завода.
2. Заводской комплекс был оснащён разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших западноевропейских фирм. Так, например, в помещении машинного зала ГЭС были установлены 2 гидротурбины производства фирмы Бриглеб, Хансен и Ко, изготовленные в 1909 г. в г.Гота. одна из них мощностью 800л.с. на одном валу с генератором для питания электропечей, вторая мощность 50 л.с. на одном валу с генератором трёхфазного переменного тока для освещения завода и посёлка.
3. В период последнего десятилетия 19 века в России существовала множество проектов строительства ГЭС разной мощности на Неве, Нарве, Волхове, Свири и других реках. Лишь в конце века под руководством В.Н. Чиколева и Р.Э. Классона была построена первая в России ГЭС на реке Охте мощностью 0,3 мВт.
4. Начало промышленного изготовления ферросплавов относится к 60 г. 19 века (Франция) путём восстановительной плавки в тигельных печах. Затем развитие получила выплавка в доменных печах, однако невысокая температура не позволяла получать при этом высокопрочные сплавы-они были получены в результате электротермии
Таким образом, сама идея строительства элекро металургического завода в Порогах, технология и оборудования для производства ферросплавов были самыми прогрессивными на то время.
1 июля 1910 г. завод был пущен в эксплуатацию. 12 июня 1910 г. печи выдали свою первую опытную плавку ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена опытная плавка феррохрома весом 954 кг.
Маленький заводик был единственным своего рода в России: он давал в год до 500 тонн сплавов. Сейчас это не считается огромным весом, но тогда каждый пуд ферросилиция вывозили из-за границы и платили за него золотом.
В 1960 году на заводе «Пороги» был открыт цех плавленого магнезита — периклаза. При своих малых мощностях цех готовил также шпинель — смесь окиси хрома с магнезитом. Из периклаза и шпинели здесь до сих пор выпускают огнеупорные кирпичи. Они удлиняют срок эксплуатации сводов мартеновских печей и таким образом увеличивают выпуск металла на 20 процентов.
Завод со временем стал цехом Саткинского комбината «Магнезит», а впоследствии цех был ликвидирован как нерентабельный.
Решением Саткинского горисполкома от 12 августа 1987 года Пороги объявлены комплексным (природно-историческим) памятником природы и взяты под охрану государства.
Комитет ЮНЕСКО по охране памятников истории и культуры в 1993 году присвоил Порогам статус памятника международного значения.
Постановлением Челябинской областной Думы № 378 от 15 февраля 1996 года комплекс «Пороги» объявлен памятником истории и культуры областного значения.
Пороги является популярным местом для туристов не только за счёт самого завода ГЭС, но и за счет красивой местной природы.
На сегодня объект, привлекающий туристов, находится в ужасном состоянии, главная причина в том, что владелец местной гостиницы который следил за памятником больше 20 лет умер. На данный момент работа ГЭС приостановлена.
По предварительным оценкам, на восстановление уникального комплекса требуется 1,35 миллиарда рублей эта очень крупная сумма и местные не в состоянии собрать такие деньги. На обсуждениях выносился вопрос о привлечении иностранных инвесторов, но дальше обсуждения не дошли. Самые серьезные работы предстоят на плотине так как она начинает давать течь, но европейское оборудование которому больше ста лет вполне в работоспособном состоянии. Возможно, что для ремонта придется спускать пруд.