Статья:

Структура современного международного рынка услуг на примере рынка финансовых услуг и страхования

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Арджеванидзе А.А. Структура современного международного рынка услуг на примере рынка финансовых услуг и страхования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Структура современного международного рынка услуг на примере рынка финансовых услуг и страхования

Арджеванидзе Анна Андреевна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Современное общество, которое уже перешло в новую эпоху – постиндустриальную, переживает сильнейшие изменения в развитии рынка международных услуг, так как, на данный момент, это является центром мировой торговли. В силу изменений в процессах глобализации, развитой компьютеризации, а также использование новых видов коммуникаций и технологических средств, мы можем наблюдать, как стремительно развивается рынок международных услуг, например, рынок финансовых услуг и страхования, ведь применение новейших разработок позволяют улучшать качество обслуживания и расширению структуры предоставляемых услуг.

Вследствие развития международного оборота капитала и положительной экономической динамики, воздействие этих факторов и других оказали сильнейшее влияние на расширение спроса на финансовые услуги и страхование со стороны основных субъектов производственного процесса, продукция которой создает основу международной торговли. К сегодняшнему дню международная торговля услугами является одной из наиболее перспективных и стремительно развивающихся сфер мировой экономики в силу перехода всех государств в постиндустриальное общество. Из-за совершенствования технологий, налаживания экономических отношений между государствами, а также переориентации мировой торговли с продаж сырьевой или готовой продукции на торговлю услугами, возникает огромная потребность развивать именно этот рынок. Во многих странах первого мира (к ним относятся развитые страны Европы и США) внешняя торговля услугами является основной группе в общем объеме экспорта. Конечно, научно-технический прогресс в сфере производств и развитие международного разделения труда, а также появление новых социально-экономических потребностей всячески поспособствовали развитию международного рынка услуг.

Несмотря на то, что экономисты всех времен из разных стран тщательно изучали понятие термина «услуга», касаемо сущности в международной торговле, четкого определения так и не сложилось. По мнению ученых, услуга – экономически значимый товар, который обеспечивает высокую доходность с продаж или это можно назвать товаром, спрос на который обеспечивается различными тенденциями глобализации и постиндустриализации, взаимосвязанный с развитием мирового сообществе и роста общественного благосостояния [1, c.10-12]. Результатом производства услуг является получение «невидимого» блага, а итогом продаж – высокая потребительская стоимость. Таким образом, производство услуг обладает многими особенностями.

В силу существования этих отличительных черт, единого определения международного рынка услуг до сих пор не существует. Поэтому многими учеными предлагается несколько вариантов определения сущности международного рынка услуг, более подробно с ними можно ознакомиться, взглянув на таблицу 1.1.

Таблица 1.1.

Современные подходы к определению международного рынка услуг [1]

 

 

Международный рынок услуг

Это система пересечения интересов потребителей и продавцов услуг, функционирование которой регулируется законами рынка

Это различные виды сделок по купле-продаже услуг на мировом рынке капитала

Это многофакторная система обменов услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений

Это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг или это система, увязывающая между собой спрос и предложение на услуги; производителей услуг и потребителей услуг — собственников денег

 

На основе указанных выше определений, могу предположить, что международный рынок услуг – это система взаимоотношений между субъектами мировой торговли по поводу купли-продажи услуг.

Это рынок функционирует в соответствии с основными законами торговли, например, закона спроса и предложения, закона роста производительности труда, закона стоимости, закона накопления и других. Развитие национальных рынков услуг, а также взаимодействие между государствами и постепенное их вовлечение в «новый вид» международной торговли определяет его нынешнюю успешность и привлекательность.

Согласно классификатору ООН, на международном рынке услуг государства готовы предложить более 160 видов «невидимых» товаров, поэтому исследователи в этой международной организации разделили эти 160 видов на 12 крупных групп, такие как: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги (+страхование), услуги по охране здоровья и социальные услуги, туризм и путешествия, услуги в области организации досуга, культуры и спорта, а также транспортные услуги и прочее [7].

Мировой банк готов предоставить другую классификацию, выделяя только две группы: факторные услуги (возникающие в связи движение денежной массы, рабочей силы или новых технологий) и нефакторные услуги (транспорт, туризм, услуги связи и т.д). Существует также огромное количество классификаций, но тем не менее, разделение видов услуг на огромные группы (по теории ООН) является намного более целесообразным и логичным, по мнению многих западных экспертов.

В июле 2019 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 74-ой сессии был поднят вопрос о рассмотрении развития международной торговли и основных достижений за предыдущие десятилетия [8]

В докладе Генерального секретаря ООН был указано, что за прошедшие 10 лет вся торговля была нестабильной и во многом была обусловлена односторонним подходом к ведению продаж на мировой арене. Напряженность в международных отношениях, политические события и санкции в отношении многих крупных государств, которые начались в 2017 году, определили неустойчивость мирового рынка, в том числе это и оказало сильнейшее влияние на развитие рынка услуг, которые только начинается правильно формироваться [6].

В результате, прогнозы касаемо темпов роста международной торговли и всех ее составляющих весьма неутешительны, напряженность возрастает в несколько раз. В принципе, сейчас наступает то время, когда однополярность в международных отношениях пагубно влияет на развитие рынка международной торговли, поэтому для устойчивого развития всех международных рынков необходимо подбирать новые подходы к торговле.

 

Рисунок 1.1. Экспорт товаров и услуг (2005-2018 год) [9]

 

Если рассматривать конкретно международный рынок услуг, то масштабы торговли весьма велики. Для подтверждения этого тезиса достаточно взглянуть на рисунок 1.1, где указан экспорт товаров и услуг за прошедшие 13 лет (в период с 2005 по 2018 год).

Мы опять же видим, каких успехов достиг рынок международных услуг. На протяжении более, чем 8 лет торговля «невидимыми» товарами опережала торговлю «классическими» продуктами более, чем в 1,5 раза, и лишь в 2009 году, когда мир приходил в себя после сложнейшего мирового кризиса их значения сравнялись. Безусловно, наблюдая такую потрясающую динамику развития международного рынка услуг, невольно хочется сказать, что именно за этой сферой торговли – будущее. И этому есть объяснение, о котором мы говорили выше. Безусловно, пока сохраняется тенденция продаж услуг, в основном, между развитыми странами, это также можно проследить на рис 1.1, но все-таки многие развивающиеся страны, например, Россия, также постепенно набирают обороты, но в силу некоторых причин, таких как неустойчивость курса национальных валют, неграмотная политика властей государства, а также других внутренних и внешних причин, пока страны второго мира не до конца раскрыли свой потенциал в производстве услуг и их поставок на мировой рынок [10]

В период между 2005 и 2018 годами доля экономики развивающихся стран в мировом экспорте услуг увеличилась более чем на 7 процентов и теперь занимает почти 1/3 в нем. Лидером, и по сей день, являются США и Китай, у которых наблюдаются самые высокие темпы роста экономики, а также мировыми экспертами отмечено, что в 2018 году доля экспорта услуг только из этих двух стран  в мировой структуре составила около 25%. [11]

Подводя небольшой итог, можно отметить, что динамика развития экспорта услуг в мировой торговле положительна, несмотря на различные политические и экономические события. Определенно, этот рынок ждет огромное будущее, конечно же, только при условии сохранения многосторонних отношений и отсутствия желания у некоторых государств продавать только удовлетворения «личных» и «корыстных» потребностей, давая возможность другим государствам вступить в игру.

Как уже было ранее сказано, международный рынок услуг – важнейший компонент функционирования и развития мировой торговли. На сегодняшний момент мы можем убедиться, анализируя рисунок 2.1, что такая категория как «финансовые услуги и страхование» является одной из самых развивающихся, ведь спрос на данные блага, к сегодняшнему моменту, только увеличивается [2, c.96-97].

 

Рисунок 2.1. Структура экспорта услуг в период с 2005 по 2018 год по категориям [12]

 

Можно заметить, что в период с 2005 по 2018 год рынок финансовых услуг стремительно развивался, несмотря на небольшое падение в 2009 году, к 2018 году успешность этого сектора была очевидна, его доля в мировом экспорте услуг увеличилась более, чем в 4 раза, а по прогнозам международных экспертов, это далеко не предел, ведь сейчас век рыночной постуиндустриальной экономике, когда предоставление финансовых услуги страхования всячески может повлиять на доходность как национальной экономики определенной страны, так и в принципе мировой экономики.

Но для того, чтобы понять, почему этот рынок так привлекателен, необходимо дать ему определение и рассмотреть структуру. Международный рынок финансовых услуг – это совокупность национальных финансовых рынков, в котором происходят ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и не подлежащих прямому государственному регулированию с их стороны. Структуру данного рынка представляют всего три составных части: рынок банковских услуг, страхование и рынок инвестиционных услуг [4, c.132].

Развитию этого рынка, прежде всего, поспособствовали глобализация и либерализация финансовых услуг. Началось это еще в 80-х годах ХХ века, когда финансовые услуги подверглись различным технологическим и структурным изменениям, результатом такой переориентации была сильнейшая финансовая интеграция, развитие практики M&A [13], развитие финансовых институтов и крупных корпораций. Поэтому становление либеральной рыночной экономики позволило создать доступность к этим услугам, низкие цены на них, а также расширению предоставляемого ассортимента. Также усиление роли современных информационных технологий является главной предпосылкой и основным фактором появления новых финансовых продуктов и глобального международного рынка финансовых услуг, результаты деятельности которого мы можем наблюдать сегодня [3, c.1209]. Все новейшие технологии и разработки служат и служили главными инструментами разработки новых финансовых продуктов, видов сервиса и функционального усложнения традиционных финансовых услуг. Стоит отметить, что рост занятости населения в сфере предоставления финансовых услуг и расширение транснациональных корпораций позволили создать такие условия, что этот сектор международной торговли является одним из самых быстро развивающихся.

Стоит отметить, что рынок инвестиционных услуг – один из самых привлекательных и важных на сегодняшний момент и принадлежит, в основном, числу стран первого мира и крупных развивающихся стран. По оценкам некоторых международных организаций, только на долю США приходится почти ½ международного рынка инвестиционных услуг. Точных данных, в принципе не существует, а если есть, то данные очень разнятся, но тем не менее, объем продаж инвестиционных услуг в миру был около 14 млрд долларов в 1990-м году, но уже сейчас этот показатель, как минимум, в 4, а то и в 5 раз больше, согласно статистике, объем инвестиционных услуг к 2017 году составил более чем 250 млрд долларов по всему миру, а эти показатели растут с каждым годом [3, c.130-132]. Среди консалтинговых компаний мира выделяется «большая пятерка» крупнейших, имеющих годовой оборот более 5 млрд долл. США: Deloitte louche Tohmatsu International (США), Emnst & Young (США), KPMG (Нидерланды), Arthur D.Little (США), а также Price Waterhouse (Великобритания) [14] Предоставление услуг инвестиционного консультирования развивается как в странах, где базируются данные компании, так и в странах-партнерах, например, в России [5, c.1-4]. Не так давно в Москве появились первые офисы E&Y и KPMG, которые прочно закрепились в российской экономике и имеют множество клиентов со стороны национального предпринимательства [15] В силу меняющихся условий в экономике, многим компаниям необходима поддержка со стороны консалтинговых служб, так как правильно необходимо подстраиваться под нынешние реалии и более рационально управлять как производственной, так и инновационной деятельностью. Спрос на инвестиционное консультирование растет пропорционально росту интернационализации производственной и сбытовой деятельности, таки образом формируется экспортные и импортные потоки капитала, которые так или иначе сопряжены с некоторыми трудностями. Именно помощь со стороны консалтинга так высоко ценится и превалируется на мировом рынке [2, c.98].

Поэтому для развития национальной экономики и формированию крупных финансовых потоков в экономику государства необходимо знакомиться и пользоваться новейшими инструментами, обеспечивающие совершенствование привлекательности компаний для иностранных инвесторов, которые предлагают бизнесу многие консалтинговые компании. На примере рынка инвестиционных и консультационных услуг мы убедились в том, что современная трансформирующаяся экономика способствует активному спросу на использование услуг, предоставляемых крупными консалтинговыми компаниями (в особенности «большой пятерки»), так развитие любого вида бизнеса зависит во многом от его способности ориентироваться в быстро меняющейся среде.

Это еще раз доказывает тот факт, что международный рынок услуг – важный и уже центральный субъект в мировой торговли. Многие страны постепенно развивают свой экономический и технологический потенциал и расширяют направления экспортной политики, чтобы наконец выйти в новую сферу торговли, где «невидимый» товар – объект, приносящий огромные прибыли.

 

Список литературы:
1. Буценко И.Н. Мировой рынок услуг: сущность, особенности, отраслевая структура // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 10-14
2. Захаров А.Н. Роль консалтинговых услуг в развитии международных конкурсных торгов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – №8. – С. 95-100
3. Ливенская Г.Н. Особенности развития международного рынка аудиторско-консалтинговых услуг // Международный бухгалтерский учет. – 2018. – №21. – С. 1207-1219
4. Мирзоян М.О. Международная торговля услугами инвестиционного консультирования // Российский внешнеэкономический вестник. – 2018. – №8. – С. 129-134
5. Школик О.А. Экспорт услуг компаниями финансового сектора на внешние финансовые рынки // Вестник евразийской науки. – 2019. – №6. – С. 1-18
6. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс] // URL: https://unctad.org
7. Организация Объединенных Наций (ООН) [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/
8. https://undocs.org/ru/A/74/50 (пункт 17 и 19)
9. https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/a74d221_ru.pdf
10. https://undocs.org/ru/A/74/50 (пункт 17 подпункт е)
11. Секретариат Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), на основе данных статистической платформы UNCTADstat. (https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/a74d221_ru.pdf) с.6-8
12. Секретариат Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), на основе данных статистической платформы UNCTADstat. (https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/a74d221_ru.pdf) с.8-10
13. M&A – практика слияния и поглощения, широко использовавшееся в странах ЕС и США
14. https://www.consulting.com/top-consulting-firms
15. https://home.kpmg/ru/ru/home/about/about-kpmg-in-russia.html