Структура современного международного рынка услуг на примере рынка финансовых услуг и страхования
Секция: Экономика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Структура современного международного рынка услуг на примере рынка финансовых услуг и страхования
Современное общество, которое уже перешло в новую эпоху – постиндустриальную, переживает сильнейшие изменения в развитии рынка международных услуг, так как, на данный момент, это является центром мировой торговли. В силу изменений в процессах глобализации, развитой компьютеризации, а также использование новых видов коммуникаций и технологических средств, мы можем наблюдать, как стремительно развивается рынок международных услуг, например, рынок финансовых услуг и страхования, ведь применение новейших разработок позволяют улучшать качество обслуживания и расширению структуры предоставляемых услуг.
Вследствие развития международного оборота капитала и положительной экономической динамики, воздействие этих факторов и других оказали сильнейшее влияние на расширение спроса на финансовые услуги и страхование со стороны основных субъектов производственного процесса, продукция которой создает основу международной торговли. К сегодняшнему дню международная торговля услугами является одной из наиболее перспективных и стремительно развивающихся сфер мировой экономики в силу перехода всех государств в постиндустриальное общество. Из-за совершенствования технологий, налаживания экономических отношений между государствами, а также переориентации мировой торговли с продаж сырьевой или готовой продукции на торговлю услугами, возникает огромная потребность развивать именно этот рынок. Во многих странах первого мира (к ним относятся развитые страны Европы и США) внешняя торговля услугами является основной группе в общем объеме экспорта. Конечно, научно-технический прогресс в сфере производств и развитие международного разделения труда, а также появление новых социально-экономических потребностей всячески поспособствовали развитию международного рынка услуг.
Несмотря на то, что экономисты всех времен из разных стран тщательно изучали понятие термина «услуга», касаемо сущности в международной торговле, четкого определения так и не сложилось. По мнению ученых, услуга – экономически значимый товар, который обеспечивает высокую доходность с продаж или это можно назвать товаром, спрос на который обеспечивается различными тенденциями глобализации и постиндустриализации, взаимосвязанный с развитием мирового сообществе и роста общественного благосостояния [1, c.10-12]. Результатом производства услуг является получение «невидимого» блага, а итогом продаж – высокая потребительская стоимость. Таким образом, производство услуг обладает многими особенностями.
В силу существования этих отличительных черт, единого определения международного рынка услуг до сих пор не существует. Поэтому многими учеными предлагается несколько вариантов определения сущности международного рынка услуг, более подробно с ними можно ознакомиться, взглянув на таблицу 1.1.
Таблица 1.1.
Современные подходы к определению международного рынка услуг [1]
Международный рынок услуг |
Это система пересечения интересов потребителей и продавцов услуг, функционирование которой регулируется законами рынка |
Это различные виды сделок по купле-продаже услуг на мировом рынке капитала |
|
Это многофакторная система обменов услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда и международных валютно-кредитных и финансовых отношений |
|
Это совокупность экономических отношений между производителями и потребителями услуг в связи с куплей-продажей разнообразных услуг или это система, увязывающая между собой спрос и предложение на услуги; производителей услуг и потребителей услуг — собственников денег |
На основе указанных выше определений, могу предположить, что международный рынок услуг – это система взаимоотношений между субъектами мировой торговли по поводу купли-продажи услуг.
Это рынок функционирует в соответствии с основными законами торговли, например, закона спроса и предложения, закона роста производительности труда, закона стоимости, закона накопления и других. Развитие национальных рынков услуг, а также взаимодействие между государствами и постепенное их вовлечение в «новый вид» международной торговли определяет его нынешнюю успешность и привлекательность.
Согласно классификатору ООН, на международном рынке услуг государства готовы предложить более 160 видов «невидимых» товаров, поэтому исследователи в этой международной организации разделили эти 160 видов на 12 крупных групп, такие как: деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; общеобразовательные услуги; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги (+страхование), услуги по охране здоровья и социальные услуги, туризм и путешествия, услуги в области организации досуга, культуры и спорта, а также транспортные услуги и прочее [7].
Мировой банк готов предоставить другую классификацию, выделяя только две группы: факторные услуги (возникающие в связи движение денежной массы, рабочей силы или новых технологий) и нефакторные услуги (транспорт, туризм, услуги связи и т.д). Существует также огромное количество классификаций, но тем не менее, разделение видов услуг на огромные группы (по теории ООН) является намного более целесообразным и логичным, по мнению многих западных экспертов.
В июле 2019 года на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в 74-ой сессии был поднят вопрос о рассмотрении развития международной торговли и основных достижений за предыдущие десятилетия [8]
В докладе Генерального секретаря ООН был указано, что за прошедшие 10 лет вся торговля была нестабильной и во многом была обусловлена односторонним подходом к ведению продаж на мировой арене. Напряженность в международных отношениях, политические события и санкции в отношении многих крупных государств, которые начались в 2017 году, определили неустойчивость мирового рынка, в том числе это и оказало сильнейшее влияние на развитие рынка услуг, которые только начинается правильно формироваться [6].
В результате, прогнозы касаемо темпов роста международной торговли и всех ее составляющих весьма неутешительны, напряженность возрастает в несколько раз. В принципе, сейчас наступает то время, когда однополярность в международных отношениях пагубно влияет на развитие рынка международной торговли, поэтому для устойчивого развития всех международных рынков необходимо подбирать новые подходы к торговле.
Рисунок 1.1. Экспорт товаров и услуг (2005-2018 год) [9]
Если рассматривать конкретно международный рынок услуг, то масштабы торговли весьма велики. Для подтверждения этого тезиса достаточно взглянуть на рисунок 1.1, где указан экспорт товаров и услуг за прошедшие 13 лет (в период с 2005 по 2018 год).
Мы опять же видим, каких успехов достиг рынок международных услуг. На протяжении более, чем 8 лет торговля «невидимыми» товарами опережала торговлю «классическими» продуктами более, чем в 1,5 раза, и лишь в 2009 году, когда мир приходил в себя после сложнейшего мирового кризиса их значения сравнялись. Безусловно, наблюдая такую потрясающую динамику развития международного рынка услуг, невольно хочется сказать, что именно за этой сферой торговли – будущее. И этому есть объяснение, о котором мы говорили выше. Безусловно, пока сохраняется тенденция продаж услуг, в основном, между развитыми странами, это также можно проследить на рис 1.1, но все-таки многие развивающиеся страны, например, Россия, также постепенно набирают обороты, но в силу некоторых причин, таких как неустойчивость курса национальных валют, неграмотная политика властей государства, а также других внутренних и внешних причин, пока страны второго мира не до конца раскрыли свой потенциал в производстве услуг и их поставок на мировой рынок [10]
В период между 2005 и 2018 годами доля экономики развивающихся стран в мировом экспорте услуг увеличилась более чем на 7 процентов и теперь занимает почти 1/3 в нем. Лидером, и по сей день, являются США и Китай, у которых наблюдаются самые высокие темпы роста экономики, а также мировыми экспертами отмечено, что в 2018 году доля экспорта услуг только из этих двух стран в мировой структуре составила около 25%. [11]
Подводя небольшой итог, можно отметить, что динамика развития экспорта услуг в мировой торговле положительна, несмотря на различные политические и экономические события. Определенно, этот рынок ждет огромное будущее, конечно же, только при условии сохранения многосторонних отношений и отсутствия желания у некоторых государств продавать только удовлетворения «личных» и «корыстных» потребностей, давая возможность другим государствам вступить в игру.
Как уже было ранее сказано, международный рынок услуг – важнейший компонент функционирования и развития мировой торговли. На сегодняшний момент мы можем убедиться, анализируя рисунок 2.1, что такая категория как «финансовые услуги и страхование» является одной из самых развивающихся, ведь спрос на данные блага, к сегодняшнему моменту, только увеличивается [2, c.96-97].
Рисунок 2.1. Структура экспорта услуг в период с 2005 по 2018 год по категориям [12]
Можно заметить, что в период с 2005 по 2018 год рынок финансовых услуг стремительно развивался, несмотря на небольшое падение в 2009 году, к 2018 году успешность этого сектора была очевидна, его доля в мировом экспорте услуг увеличилась более, чем в 4 раза, а по прогнозам международных экспертов, это далеко не предел, ведь сейчас век рыночной постуиндустриальной экономике, когда предоставление финансовых услуги страхования всячески может повлиять на доходность как национальной экономики определенной страны, так и в принципе мировой экономики.
Но для того, чтобы понять, почему этот рынок так привлекателен, необходимо дать ему определение и рассмотреть структуру. Международный рынок финансовых услуг – это совокупность национальных финансовых рынков, в котором происходят ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и не подлежащих прямому государственному регулированию с их стороны. Структуру данного рынка представляют всего три составных части: рынок банковских услуг, страхование и рынок инвестиционных услуг [4, c.132].
Развитию этого рынка, прежде всего, поспособствовали глобализация и либерализация финансовых услуг. Началось это еще в 80-х годах ХХ века, когда финансовые услуги подверглись различным технологическим и структурным изменениям, результатом такой переориентации была сильнейшая финансовая интеграция, развитие практики M&A [13], развитие финансовых институтов и крупных корпораций. Поэтому становление либеральной рыночной экономики позволило создать доступность к этим услугам, низкие цены на них, а также расширению предоставляемого ассортимента. Также усиление роли современных информационных технологий является главной предпосылкой и основным фактором появления новых финансовых продуктов и глобального международного рынка финансовых услуг, результаты деятельности которого мы можем наблюдать сегодня [3, c.1209]. Все новейшие технологии и разработки служат и служили главными инструментами разработки новых финансовых продуктов, видов сервиса и функционального усложнения традиционных финансовых услуг. Стоит отметить, что рост занятости населения в сфере предоставления финансовых услуг и расширение транснациональных корпораций позволили создать такие условия, что этот сектор международной торговли является одним из самых быстро развивающихся.
Стоит отметить, что рынок инвестиционных услуг – один из самых привлекательных и важных на сегодняшний момент и принадлежит, в основном, числу стран первого мира и крупных развивающихся стран. По оценкам некоторых международных организаций, только на долю США приходится почти ½ международного рынка инвестиционных услуг. Точных данных, в принципе не существует, а если есть, то данные очень разнятся, но тем не менее, объем продаж инвестиционных услуг в миру был около 14 млрд долларов в 1990-м году, но уже сейчас этот показатель, как минимум, в 4, а то и в 5 раз больше, согласно статистике, объем инвестиционных услуг к 2017 году составил более чем 250 млрд долларов по всему миру, а эти показатели растут с каждым годом [3, c.130-132]. Среди консалтинговых компаний мира выделяется «большая пятерка» крупнейших, имеющих годовой оборот более 5 млрд долл. США: Deloitte louche Tohmatsu International (США), Emnst & Young (США), KPMG (Нидерланды), Arthur D.Little (США), а также Price Waterhouse (Великобритания) [14] Предоставление услуг инвестиционного консультирования развивается как в странах, где базируются данные компании, так и в странах-партнерах, например, в России [5, c.1-4]. Не так давно в Москве появились первые офисы E&Y и KPMG, которые прочно закрепились в российской экономике и имеют множество клиентов со стороны национального предпринимательства [15] В силу меняющихся условий в экономике, многим компаниям необходима поддержка со стороны консалтинговых служб, так как правильно необходимо подстраиваться под нынешние реалии и более рационально управлять как производственной, так и инновационной деятельностью. Спрос на инвестиционное консультирование растет пропорционально росту интернационализации производственной и сбытовой деятельности, таки образом формируется экспортные и импортные потоки капитала, которые так или иначе сопряжены с некоторыми трудностями. Именно помощь со стороны консалтинга так высоко ценится и превалируется на мировом рынке [2, c.98].
Поэтому для развития национальной экономики и формированию крупных финансовых потоков в экономику государства необходимо знакомиться и пользоваться новейшими инструментами, обеспечивающие совершенствование привлекательности компаний для иностранных инвесторов, которые предлагают бизнесу многие консалтинговые компании. На примере рынка инвестиционных и консультационных услуг мы убедились в том, что современная трансформирующаяся экономика способствует активному спросу на использование услуг, предоставляемых крупными консалтинговыми компаниями (в особенности «большой пятерки»), так развитие любого вида бизнеса зависит во многом от его способности ориентироваться в быстро меняющейся среде.
Это еще раз доказывает тот факт, что международный рынок услуг – важный и уже центральный субъект в мировой торговли. Многие страны постепенно развивают свой экономический и технологический потенциал и расширяют направления экспортной политики, чтобы наконец выйти в новую сферу торговли, где «невидимый» товар – объект, приносящий огромные прибыли.