Информационные методы в оценке конкурентоспособности предприятия
Секция: Экономика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Информационные методы в оценке конкурентоспособности предприятия
Аннотация. Существуют различные методы оценки конкурентоспособности предприятий. Каждый метод имеет свои особенности. Использование различных подходов для расчета показателей конкурентоспособности предприятия, необходимость учета различных факторов для оценки деятельности компании обуславливается тем, что не все существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия полностью подходят для конкретной организации. Поэтому важно выбрать метод подходящий для конкретного предприятия, характеризующегося определёнными условиями соответствующего рынка. Цель статьи заключается в сравнительном анализе различных информационных методов оценки конкурентоспособности предприятий.
Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности.
Предприятия неизменно стремятся увеличить свою прибыль. Дабы это осуществить все больше компаний вкладываются в изучение своей конкурентоспособности. Способность получать большую долю прибыли на рынке по сравнению с другими игроками, быть востребованным в каждом сегменте рынка, улучшение своих сопернических свойств и есть конкурентоспособность предприятия. [1,с.55]
Понятие конкурентоспособности сложное и комплексное, оно включает в себя систему показателей. Вопрос оценки конкурентоспособности (в учет берется финансовый анализ) включает в себя абсолютные показатели (прибыль/ убыток за период, сумма оборота и т. д.), относительные показатели (рентабельность, ликвидность, задолженность, производительность и т. д.). На данный момент применяется широкий спектр показателей, которые относятся и к количественным методам (используются для числовой шкалы измерения), и к качественным методам, а также сочетания обоих методик.
Исследование конкурентоспособности предприятий, а также его оценки сосредоточены на работах М. Портера (1979), Ф. Котлера (1985), Г. Азоева (1996), К. Нурмаганбетова (1997), М. Горынь (1998), З. Перценюк (2006) и др., Которые разрабатывают теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и предприятий. Однако, несмотря на множество опубликованных материалов по этой важной теме, общепризнанной и универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятий в настоящее время не существует. Это обстоятельство объясняется сложностью проблемы.
Теория конкурентных преимуществ, автором которой является М. Портер, считает, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта должна полностью и наиболее эффективно использовать все имеющиеся ресурсы (Портер, 1985). Математические аспекты теории сравнительных преимуществ отражены в научных работах П. Самуэльсона и В. Столпера (Самуэльсон, 1994). Но эта концепция абстрактна и трудна для реализации на практике. Это больше подходит для оценки конкурентоспособности компаний, которые в основном работают на международных рынках. [1,с.57]
Некоторые авторы рассматривают время как один из факторов достижения конкурентоспособности предприятия. Отдельные направления оптимизации временных параметров деятельности предприятия: скорость его адаптации, продолжительность производственного цикла, скорость принятия решений и т. д.
Наиболее распространенным методом является исследование конкурентоспособности предприятия на основе теории международного разделения труда.
На основе теории эффективной конкуренции существует различные методы оценки конкурентоспособности предприятия. Согласно данной теории, конкурентоспособность фирмы выше, если все ее подразделения организованы наилучшим образом. На производительность товаров и услуг влияет правильное использование ресурсов, в связи с чем оценка эффективности всех подразделений фирмы включает в себя оценку эффективности ресурсов. (Лобанов,2001). Дальнейшее развитие этой теории привило к двум основным подходам: структурная оценка и функциональная. [2,с.117]
Согласно структурному подходу, статус предприятия может оцениваться согласно уровню монополизации отрасли, т. е. концентрации производства и капитала на конкретном рынке, а также оценка барьеров для новых предприятий, выходящих на рынок.
Функциональный подход заключается в определении стоимости товара, коэффициента использования производственных мощностей, объем производства продукции, норма прибыли и т. д. Согласно этому подходу, предприятия с более эффективным производством и продажами и эффективным финансовым управлением более конкурентоспособны.
Стоит отметить методы оценки конкурентоспособности предприятия, основанные на теории равновесия фирмы и отрасли и теории производственных коэффициентов. Критерием конкурентоспособности в рамках такого подхода является наличие у производителей производственных коэффициентов, которые можно использовать с большей производительностью по сравнению с конкурентами. Согласно теории равновесия анализируются следующие: процентные ставки по кредитам; относительная стоимость приобретенного инструмента; относительные ставки заработной платы; Относительная стоимость материальных ресурсов (Чурсини Макаров, 2015).[4,с.38]
Интерес представляют так называемые матричные методы оценки. Матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия основан на использовании матричных таблиц, организованных по строкам и столбцам элементов (Дубинина, 2013). Существует множество матричных моделей, которые можно использовать для оценки уровня конкурентоспособности предприятия: матрица «Рост доли отрасли/весь рынок» (модель BCG); матрица «рыночная привлекательность/ конкурентная позиция» (модель GE / McKinsey); матрица стратегии фирмы «привлекательность/конкурентоспособность отрасли» (модель Shell / DPM); матрица «этап рынка / конкурентная позиция» (модель Хофера / Шенделя); матрица «этап жизненного цикла продукции / конкурентная позиция» (модель ADL / LC). [3,с.42] Используя матричные методы, руководители имеют возможность оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только своей компании, но и ее ближайших конкурентов, что поможет разработать стратегию поведения на рынке.
В целом конкурентоспособность предприятия определяется с учетом влияния рыночных коэффициентов. Однако, как правило, эти коэффициенты не обеспечивают комплексной количественной оценки их конкурентоспособности. Кроме того, общим недостатком указанных методов является то, что они не приспособлены к использованию в условиях формирования рыночных отношений и дают неполные характеристики оцениваемых предприятий.
Таким образом, каждый из подходов к оценке конкурентоспособности предприятия имеет как преимущества, так и ограничения эффективного применения и недостатки. Основные методы оценки, их недостатки и целесообразность использования приведены в таблице 1. Некоторые методы и подходы в определенных пределах дублируют другие, но эти различия, на мой взгляд, являются скорее взаимодополняющими, чем взаимоисключающими.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятий
Метод |
Плюсы |
Минусы |
Возможность использования |
Метод основан на анализе сравнительных преимуществ |
Позволяет сравнивать масштабы предприятий |
Невозможно оценить предприятие в условиях адаптации к рынку |
Возможно применение метода для оценки конкурентоспособности на макроуровне |
Метод основан на теории равновесия фирмы и отрасли |
Используется на отраслевом уровне |
Принимает во внимание в основном внешние условия компании, исключая влияние факторов внутренней среды |
Используется при оценке конкурентоспособности на отраслевом уровне |
Метод основан на теории эффективной конкуренции |
Удобный и охватывает основные виды деятельности предприятия |
Не оценивает показатели в динамике рынка |
Можно использовать метод оценки конкурентоспособности предприятия |
Метод основан на теории качества продукции |
Оценивает конкурентоспособность на основе качества продукта или услуг |
Конкурентоспособность отождествляется с конкурентоспособностью товаров, зависит от качества |
Метод используется для оценки конкурентоспособности предприятий |
Матричный метод |
Позволяет провести качественный анализ конкурентной позиции |
Сложность процесса формирования матриц. Статическая матрица учитывает только два параметра |
Используется для исследований определенной ситуации, где известны все факторы |
Методы, представленные в Таблице 1, являются лишь малой частью большого количества подходов к оценке конкурентоспособности предприятия. Все эти методы следует использовать комплексно, так как они рассматривают разные подразделения предприятия.
Наиболее целесообразным и продуктивным методом, учитывая результаты сравнительного анализа, хотелось бы выделить метод «Метод основан на теории качества продукции». К. Нурмаганбетовой (1997).
Преимущество этого метода заключается в том, что он учитывает важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара. Однако такой подход позволяет нам получить полное представление о преимуществах и недостатках на предприятии, поскольку конкурентоспособность компании принимает форму товаров и влияет на конкурентоспособность технологических, организационных и экономических аспектов рынка предприятия.
Вывод
Вышеупомянутое исследование демонстрирует существование большого количества различных методов оценки конкурентоспособности предприятий, которые различаются как способом оценки (формальным и неформализованным), так и характером первоначальной интерпретации результатов (на основе сравнительного преимущества, матрицы). Разнообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий обусловлено, прежде всего, целями, которые способствуют оценке, количеством компаний, конкурирующих в отрасли, и доступностью получаемой информации.
Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях имеют определенные пределы эффективного использования и недостатки, основным из которых является их статичность, не учитывающая параметры качества продукции, достоверность соответствующей торговой марки, уровень социальной ответственности, интенсивность и эффективность рекламы и так далее.