Протекционизм в международной торговле
Секция: Экономика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Протекционизм в международной торговле
В современных условиях, несмотря на повсеместную тенденцию к либерализации международной торговли, использование политики протекционизма является одной из важных и противоречивых направлений на международной арене. И в настоящее время протекционизм становится все более популярным. Действительно, в условиях трансформации мировой экономики, меняющихся правил игры на мировой рынке приводит к усилению международной конкуренции, а государства вынуждены обращать повышенное внимание на вопросы защиты национальных интересов.
Международная торговля- специальный вид обмена продуктами труда между продавцами и покупателями различных государств, являющаяся изначальной формой мирохозяйственных контактов [4, C.104].
Современная мировая экономика основывается на открытости хозяйственных систем отдельных стран. Они находятся в активном взаимодействии друг с другом, участвуют в международной кооперации труда.
Степень открытости экономики страны зависит от развития ее технико-экономических показателей, снабженности природными богатствами, величины и характера внутреннего рынка. Чем больше масштаб внутреннего рынка страны, тем большая часть ВВП израсходуется внутри страны и тем меньше нужда реализации на внешних рынках. Так, Китай, будучи самой крупно экономически развитой из развитых экономик, гораздо в меньшем объеме зависит от экспорта и импорт, чем экономики Японии или Южной Кореи.
Теория протекционизма наиболее глубоко изучена немецким экономистом Фридрихом Листом в 19 веке, свои мысли он изложил в книге «Национальная система политэкономии». Он считал, что протекционизм- это «не есть, как утверждали, изобретение спекулятивных голов, а вызван естественным устремлением наций к самосохранению и к обеспечению преобладания их над другими нациями». [1, C.145 ]
Таким образом, протекционистская политика стимулирует рост макроэкономических показателей, тем самым обеспечивая защиту от конкуренции с иностранными товарами и услугами. Основным инструментом достижения целей политики протекционизма является тарифное и нетарифное таможенное регулирование.
Весь набор находящихся в распоряжении страны инструментов внешней торговли разделяют на две основные части: тарифные и нетарифные методы.
За последние 30 лет средний уровень тарифов, применяемых в международной торговле, существенно уменьшился. По подсчётам Уругвайского комитета общих сторонних торговых переговоров ВТО на протяжении 5 лет начиная с 1 января 1995 года случилось значительное уменьшение тарифов на индустриальные товары — с 6,3 до 3,8%. При этом доля беспошлинного ввоза товаров промышленного выпуска в крупных странах увеличилась с 20 до 44%, что более чем в два раза [1, C. 103].
Сокращение среднего уровня тарифов в мировой экономике произошло в основном благодаря спаду тарифных мер, применяемых на базе режима наибольшего благоприятствования (РНБ). На сегодняшний день ставка простого среднего применяемого РНБ-тарифа стран — членов ВТО составляет от 0% в Сингапуре и Макао до 33,2% на Багамах, величина тарифных линий с тарифными показателями, применяемых на основе режима наибольшего благоприятствования, — от 5 до 20 тысяч. В период 2015-2016 годов, в ЕС эти ставки составляли 5,2% и 9413 соответственно, в США — 3,5% и 11 228, в Китае — 9,9% и 13 161, в Индии — 13,4% и 11 543, в Японии — 4,0% и 9591, в Бразилии — 13,5% и 10 028, в Индонезии — 7,9% и 10 011, в Республике Корея — 13,9% и 12 347, в Турции — 10,9% и 16 510.[3, С.136-138]
Таможенные пошлины могут устанавливаться как на всю товарную группу, так и дифференциально по позициям. Так, например, индивидуальный предприниматель (ИП) ввозит товарную партию помидоров из Турции в Россию. Код товара - 0702 00 000 6. Для этого товара процентная ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается в размере 10%. Базисом для расчёта считается таможенная цена товарной партии, она равна 100000 рублей => Расчет: 100000 рублей х 10% = 10000 рублей. Результат: Сумма ввозной таможенной пошлины составит 10000 рублей. [8]
Отдельно рассмотрим тарифную эскалацию. Тарифная эскалация- особый процесс увеличения ставок импортных пошлин по мере повышения уровня обработки и, следовательно, увеличения ценности товара. Например, в соответствии с таможенными правила страны, ввоз сырья происходит беспошлинно, а поставки из-за границы мебели составляют- 5,2%. Предположим, что общая сумма мебели- 200 канадских долларов, а отдельно сырья- 100 долларов. Применительно к этому условию 5.2% пошлины означает, что импортируемая мебель, аналогичная отечественной, составит 210,4 канадских долларов. Соответственно, исполнитель из Канады имеет возможность нести добавочные издержки в размере 110,4 долларов, в то время как страна-экспортер- 100 канадских долларов. Таким образом, фактический уровень протекционизма канадского производителя не 5,2%, а 10,4%. Это значит, степень эффективность защитных мер в данном примере в два раза превышает номинальный размер импортной пошлины.
В условиях современной конкуренции значение тарифных мер существенно уменьшилось, а средневзвешенный уровень тарифной защиты у основных участников мировой торговли достаточно низкий.
При этом в мировой практике существуют различия между нетарифными мерами и барьерами. Барьеры- несут прямые функции контроля торговли, меры- не обязательно прямо регулируют торговые потоки. Меры являются сложными средствами; их эффект на экономику может ощущаться как явно, так и неявно через различные пути влияния.
Использование таких НТМ: тарифные квоты, экспортные субсидии и ограничения, изучают как ограничители внешней торговли; другие же нетарифные меры, например, санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и технические барьеры в торговой деятельности (ТБТ), применяются странами ВТО для осуществления безопасности продуктов питания и для контроля окружающей среды.
Рисунок 1. Изменения в структуре нетарифных мер, применяемых странами в торговле продуктами, 2000-2017 годы. [1]
На начало 21 века из совокупности мер нетарифного регулирования 38,9% были тарифные квоты (TRQ), 26,6% — антидемпинговыми мерами (ADP), 13,2% — экспортными субсидиями (XS), 9,2% — количественными ограничениями (QR), 9,1% — специальными защитными мерами (SSG). Если сравнивать начало текущего столетия, то сегодня структура используемых в мировой экономике нетарифных ограничений полностью изменилось. По последним данным во второй половине 2017 года, наиболее многочисленными группами HTM были санитарные и фитосанитарные меры (SPS- 29,0% от совокупности HTM, применяемых членами ВТО в торговле товарами) и технические барьеры в торговле (TBT- 22,5%). Доля антидемпинговых мер составляет 13,9%, количественных запреты — 13,6%, тарифного квотирования — 10,6%, специальных защитных мер — 5,3%, экспортных субсидий — 3,6%.
Совокупность мер протекционизма реализуется в непосредственной хозяйственной деятельности, в том числе связанной со спецификой аграрной сферы.
Оценка уровня протекционистской защиты сельскозяйственного рынка будет рассмотрена на примере развитых стран в сфере агросектора США и ЕС. США и Евросоюз в совокупности занимают 18% мирового сельскохозяйственного производства, причем экспорт и импорт составляет 19% и 20% соответственно (без учета торговли внутри ЕС). [7, С.35]
Несмотря на то что США до сих пор является главным участником сбыта агропродовольственной продукции для ЕС (15,8% в 2016 г.), подчеркивается снижение усиленности двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией между ЕС и США на протяжении 1990–2015-х годов. Причем влияние от протекционистской политики значительно выше у последних. Отмечается, что в США нетарифные меры являются самыми популярными, тогда как ЕС наибольшую использованность имеют тарифные барьеры (средневзвешенная ставка при импорте из США в ЕС — 13,2%, при импорте из ЕС в США — 4,7%). К началу переговоров в начале 2015-х годов средний адвалорный эквивалент нетарифных мер, используемых в США в отношении агропродовольственной продукции из ЕС, составлял более 50%, в том числе по фруктам и овощам — до 77,8%, молочной продукции — до 92,2%, мясу — до 102,7%.[7, С. 37]
В современной международной торговле протекционизм, выражающийся в снижении тарифных ставок и росте либелиризованных торговых соглашений, вызывает увеличение количества нетарифных ограничений и изменением формы применяемых нетарифных мер. Это долгосрочное направление, увеличивающаяся десятилетиями.
По итогу анализа протекционизма в международной паре ЕС-США определено, что, несмотря на существенное уменьшение тарифной защиты агропродовольственной сферы развитых стран с момента вступления в силу соглашения ГАТТ-94, проблема сельскохозяйственной защиты так и не изжила себя. Так, иллюзии агролиберализации - существенно были сокращены средневзвешенные ставки тарифа (в результате скоординирования ВТО и территориальных торговых соглашений) возмещено умножением и усложнением нетарифных барьеров, а также порождения протекционистского щита над уязвимыми товарными позициями.