Тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новой реальности
Секция: Экономика
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Тенденции развития субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новой реальности
Аннотация. Актуальность исследуемой темы, в первую очередь, обусловлена тем, что в рамках национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства, необходимо проработать задачи в сфере развития и улучшения деятельности малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы к 2024 году. Процесс информатизации предпринимательской деятельности должен стать одним из принципиально важных и основных инструментов развития СМиСП.
Ключевые слова: цифровизация, доступ к новым рынкам сбыта, информационные платформы, субъекты малого и среднего предпринимательства, информационно-аналитические системы, бизнес-аналитика.
По мнению экспертов, мировой экономический кризис уже начался. Пандемия короновируса нанесла беспрецедентный удар по основным отраслям, введя в ступор мировую экономику. К сожалению, это не обошло и Россию. [1] Количество офисных работников сократилось почти в половину, резко произошел уход розничной торговли в онлайн. глобальному обновлению подверглись здравоохранение и образование. Взаимоотношения между партнерами, поставщиками и клиентами проходят жесткую проверку на гибкость и прочность. От того, смогут ли участники всей цепочки создания ценности договориться, зависит будущее многих отраслей.
Тысячи компаний по всему миру переходят в режим «удалённой работы». Облачная организация, контроль результата, упрощение трудовых соглашений минимизируют наличие содержания офисов. Вот здесь как раз и будут востребованы Интернет-сервисы, которые всеми способами и будут вытеснять традиционное оказание услуг. На фоне кризиса резко возрастёт интерес к индустрии доставки, курьерская служба станет работать быстрее, точнее, а главное, качественнее, потому что кто захочет ждать свой заказ часами, тратя личное время. [2]
Как удалённая работа отразится на потребительских рынках, можно только предположить:
- резко вырастет спрос на качественную высокопроизводительную компьютерную технику;
- увеличится рост заказов еды «навынос» не только в вечернее время;
- рост домашнего потребления снеков, приобретенных онлайн;
- повысится спрос на торговые онлайн-площадки, платформы, веб-сайты, где категории услуг будут представлены в огромном количестве;
- люди будут пытаться минимизировать «пустые» затраты времени, одновременно делая несколько задач (к примеру, изучение иностранных языков с помощью мобильных приложений или даже проведение телефонных переговоров в пробках);
- возрастёт спрос на товары и услуги, к которым потребители вернулись во время кризиса (книги и просмотр фильмов онлайн, курсы иностранных языков с использованием цифровых платформ и дистанционное обучение).
Увеличился спрос на информационные платформы, предлагающие массовые открытые, и, зачастую, бесплатные онлайн-курсы. Люди, находясь, в любой точке мира, могут изучать курсы в открытом доступе в режиме онлайн любого университета в мире. Существенные изменения происходят и в сфере образования, сегодня она оказалась в процессе кризисной трансформации. В школах развиваются цифровые площадки, предлагающие множество вариантов уроков и самостоятельной работы. Цифровизация идёт полным ходом. Работа в условиях кризиса и вынужденной изоляции заставит буквально каждого на практике освоить современные технологии.
Не обошел стороной кризис и субъектов малого и среднего предпринимательства. Как заявляет общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи в интервью журналу Форбс: «Кризис, связанный с пандемией, продлится не менее года и может разорить до трех миллионов предпринимателей». [3] На плечи субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) легла очень тяжелая ноша, им предстоит быстро адаптироваться и интенсивно переориентироваться в новой реальности. А значит, придётся подстроиться под современный стиль жизни в условиях кризиса, который дал о себе знать.
Владельцы малого и среднего бизнеса понимают, что назрел краеугольный вопрос в смене стратегических подходов к информационному управлению, особенно в период кризиса. Однако в этой сфере существует очень много препятствий финансового, кадрового, организационного и производственного плана. Одним из важных сдерживающих факторов на пути совершенствования управления бизнес-процессами компании (фирмы) является недостаточная изученность особенностей информатизации предпринимательской деятельности в секторе малого и среднего бизнеса.
Повышение эффективности использования информационных ресурсов в управлении бизнес-процессами СМиСП может быть достигнуто с помощью разработки и внедрения определенных информационных или информационно-аналитических систем. Например, таких как подсистема бизнес-аналитики деятельности СМиСП. Класс таких подсистем позволит предпринимателям оперативно решать проблемы в области:
- анализа бизнес-процессов организации и производства эффективности деятельности СМиСП;
- анализа потенциальных клиентов с использованием статистических данных и составления аналитических отчетов по полученным данным;
- анализа полученной информации из баз данных для предсказания и построения устойчивых эффективных моделей производства и организации деятельности СМиСП;
- мониторинга клиентов в режиме реального времени с целью выявления возможного потенциального клиента.[4]
В данной статье предлагается разработанная методика по выполнению анализа маркетинговой деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Это нововведение планируется к апробации на уже готовой интегрированной онлайн-бизнес платформе «вДиалоге» для СМиСП.
Суть методики заключается в следующем. Собирается статистика по малым и средним предприятиям за определенный период времени. Предприятия по ключевым показателям группируются в один из видов стратегии, согласно которой каждое предприятие ведёт свою деятельность, таким образом, получается три группы предприятий.
Первая группа предприятий ведёт свою деятельность согласно стратегии лидерства в нише;
Вторая группа предприятий ведёт свою деятельность согласно стратегии лидерства в продукте;
Третья группа предприятий ведёт свою деятельность согласно стратегии лидерства в издержках;
Далее рассчитывается коэффициент корреляции. Из приведенной ниже таблицы видно, что более высокую корреляционную связь с видами стратегии показывают 1, 2, 5 столбцы. Для каждой группы показателей СМиСП определяется среднее значение (значения будут браться автоматически из системы Яндекс.Метрика). [5] Затем, рассчитывается стандартное отклонение по выборке. На основании полученных данных рассчитывается интегральный коэффициент. Для уравновешивания значений по единицам измерения показателей вводится «коэффициент уравновешивания» (К). Для каждого показателя из используемой стратегии будет применяться коэффициент уравновешивания.
Стратегия лидерства в нише: Показатель средней посещаемости в месяц = 0,1; Средняя продолжительность просмотра сайта = 1; Средняя частота покупки на 1 клиента = 0,1; Средний показатель новых посетителей = 0,01; Показатель лояльности клиента (%)= 0,1.
Стратегия лидерства в продукте: Показатель средней посещаемости в месяц = 0,1; Средняя продолжительность просмотра сайта = 1; Средняя частота покупки на 1 клиента = 1; Средний показатель новых посетителей = 0,1; Показатель лояльности клиента (%)= 0,1.
Стратегия лидерства в издержках: Показатель средней посещаемости в месяц = 0,1; Средняя продолжительность просмотра сайта = 1; Средняя частота покупки на одного клиента = 1; Средний показатель новых посетителей = 0,1; Показатель лояльности клиента (%)= 0,1. На рисунке 1отображён расчёт интегральных коэффициентов каждой стратегии.
Рисунок 1. Расчёт интегральных коэффициентов стратегий
Используя формулу расчёта среднего значения показателя, определяется верхняя граница интегрального коэффициента:
*+ * +* +*+ *;
Где К – (коэффициент), а - среднее значение показателя.
Используя формулу расчета стандартного отклонения показателя, определяется нижняя граница интегрального коэффициента:
*+ * +* +*+ *;
В итоге, получились следующие интегральные коэффициенты, которые и будут являться интервалом для отнесения к тому или иному виду стратегии:
Для стратегии лидерства в нише интервал будет колебаться в пределах [от 272 до 434].
Для стратегии лидерства в продукте интервал будет колебаться в пределах [от 95 до 157].
Для стратегии лидерства в издержках интервал будет колебаться в пределах [от 25 до 73].
Если показатель не попал ни в один из интервалов, то система предложит пользователю заполнить анкету через тридцать дней, возможно, за этот период статистика его сайта обновится, и будет иметь более конкретные показатели.
Используя эту самообучающуюся выборку, разрабатываемая система позволит малым и средним предприятиям правильно определять свой вид стратегии, и, соответственно, выдавать экспертные рекомендации по дальнейшему эффективному улучшению деятельности своего предприятия. [6]
В завершение всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что «сегодня» как раз тот самый момент, когда нужно мобилизовать свои силы и возможности, исследовать рынок потенциальных идей, и принять правильное и верное решение, в каком направлении развиваться бизнесу дальше. И, нужно помнить, что выживет на рынке тот, кто будет быстро бежать и креативно реагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства, которые предлагает нам жизнь.