Проблемы экстрадиции в международном уголовном праве
Секция: Юриспруденция
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы экстрадиции в международном уголовном праве
Аннотация. В данной статье рассмотрены современные проблемы института экстрадиции в разных странах и отечественном правоприменении.
Ключевые слова: экстрадиция, институт экстрадиции, проблемы института экстрадиции.
Экстрадиция (лат. extraditio) - это выдача одним государством другому государству лица, не являющегося гражданином данного государства, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора.
Институт экстрадиции является важным инструментом выполнения международных обязательств в сфере уголовного судопроизводства. В настоящее время во всем мире усиливается международный характер преступности, поэтому государствам как никогда необходимо заполнять пробелы в законодательстве касаемо данного вопроса.
В связи с тем, что указанная процедура сложна и затрагивает суверенитет заинтересованных государств, проблема выдачи преступников является самой сложной в международной борьбе с преступностью.
Указанный институт развивался в международном праве продолжительное время, подстраиваясь под особенности политических режимов, внешней политики и ряда других факторов.
Первые упоминания об одной из форм взаимной помощи государств друг другу по борьбе с преступностью относятся к глубокой древности. В связи с необходимостью борьбы с преступностью государства объединяли свои усилия, взаимодействовали с другими субъектами международного права.
Начало становления международного сотрудничества в сфере международной уголовной юстиции относится ко времени утверждения на национальном уровне идеи о территориальном верховенстве государства, в соответствии с которой в пределах каждого государства должна господствовать единая и самостоятельная карательная власть, которой обязаны подчиняться все лица, находящиеся на его территории [1].
Исследователей, по сей день, волнует вопрос о точном времени появления экстрадиции, ведь известно, что выдача - это древняя форма международной борьбы с преступностью. Поэтому на вопрос, мог ли институт экстрадиции возникнуть до образования первых государств, пока точного ответа не имеется. Экономика рабовладельческих государств требовала эффективных методов по пресечению бегства рабов, ведь они являлись ценным товаром, что подтолкнуло руководство государств к заключению договоров о выдаче преступников. Вместе, с тем, данные соглашения были довольно ненадежны и бессистемны, так как постоянные войны и конфликты не могли долго удержать хрупкий мир.
На сегодняшний день основными нормативно правовыми актами, регулирующими вопросы экстрадиции, являются: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также ведомственные акты, как, например, Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18.10.2008 № 212/35 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения". Кроме того, не так давно Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам. В рамках визита во Францию Юрий Чайка подписал в Совете Европы от имени России 4-й дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче 1957 года. Документ подписан в соответствии с распоряжением президента России Владимира Путина. Как отметили в Генпрокуратуре, протокол был разработан в рамках реализации российской инициативы по модернизации европейских конвенций о сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства [2]. Указанный протокол призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Также изменения касаются документооборота: запросы о выдаче можно будет отправлять посредством электронной почты, а не письменно. Несмотря на то, что на мировом уровне не остается сомнений в глобальной важности института экстрадиции в современных условиях, проблемы реализации данного института не исключены в виду следующих обстоятельств.
Следует отметить основополагающую истину, что выдача – это право иностранного государства, а не его обязанность. Решение о выдаче в большинстве стран принимается исполнительной властью. А значит, несмотря на решение суда, выдача может не состояться, как, например, во Франции и Италии. Кроме того, во многих государствах есть собственный закон о выдаче или соответствующие нормы введены в уголовный закон. Поэтому оснований для отказа в выдаче значительно больше, чем указано в конвенции, как например, в Европейских странах.
Существуют также некоторые правила к запросам о выдаче лица. Так, большинство государств не выдает своих граждан (не входят в число этих государств США, Япония, Мальта, Чили). Также, если лицо совершило преступление на территории указанного государства, оно понесет ответственность по законодательству этого государства, вне зависимости от гражданства. Таким образом реализуется территориальный принцип действия уголовного закона.
Особо следует отметить страны "общего права" (Великобритания, США, Канада и т.д.), где традиционным источником права выступает судебный прецедент. В указанных странах не всегда учитываются общие принципы международно-правового сотрудничества, и суду предоставляется право решать каждое дело с учетом конкретных обстоятельств. Эта модель именуется англо-американской системой. А, например, в странах континентальной Европы и Латинской Америки, в бывших колониях европейских государств, а также в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии уголовное законодательство, регламентирующее экстрадицию, имеет много общего. Оно исходит из ряда четко определенных правил (например, двойной криминальности и невыдачи собственных граждан), а также самодостаточности внутригосударственного законодательства для возникновения экстрадиционных отношений [3]. Данная система характеризуется как Европейская модель экстрадиции.
Вместе с тем, различия в уголовном законодательстве, касающиеся выдачи лиц, совершивших преступления, существуют даже между странами с общими правовыми системами. Истечение сроков давности может служить основанием для отказа, за исключением преступлений против человечности и военных преступлений.
Ограничения выдачи лиц по соображениям гуманности тоже могут служить отказом. Например, известны случаи, когда Великобритания отказывала в выдаче российских граждан в виду неудовлетворительного состояния мест содержания заключенных. Также, международные договоры ограничивают возможность выдачи лица, которому угрожает смертная казнь, лишь ситуациями, когда получены достаточные гарантии о неприменении данного наказания.
Кроме того, запрещается выдача лиц, преследуемых за политические преступления в соответствии с тенденцией к защите прав человека. Сложившаяся ситуация существенно осложняет деятельность тех, кто практически связан с осуществлением выдачи.
Таким образом, мировой опыт показывает, что успех международного сотрудничества зависит от уровня развития государственного законодательства, а правовым основанием являются международные договоры или конвенции. Стоит отметить, что, в случае отсутствия договора, государство может осуществить выдачу лица по принципу взаимности.
Однако, какой бы важной задачей ни была борьба с преступностью, не всегда государства могут договориться между собой. И на сегодняшний день существуют страны, где нет экстрадиции в Россию, как в связи с агрессивной внешней политикой, так и со столкновением интересов государств.
В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он (механизм экстрадиции) реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев [1].
Таким образом, в связи с процессами криминализации, институт выдачи продолжает развиваться, увеличивается количество норм международного права, государства, стремясь бороться с преступностью, заключают договоры о выдаче, однако, несмотря на это, многие договоры еще не совершенны.
В этом плане институт выдачи должен не только служить интересам государств в объединении усилий в борьбе с преступностью, обеспечивая неотвратимость ответственности преступников, но и обеспечивать гуманитарные права выдаваемых лиц, особенно в том случае, когда преступниками они еще не признаны.