Теневая экономика России: размер и влияние
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Теневая экономика России: размер и влияние
Современная Россия давно знакома с такой проблемой, как теневая экономика, с которой продолжают сталкиваться все страны мира довольно долгое время. В силу развития масштабов теневого сектора – возрастает коррупция, которая негативно сказывается на экономике страны. Проблема теневой экономики в современном обществе актуальна по сей день, что обуславливается ростом нелегальной экономической деятельности, который влияет на общество в целом.
Объектом исследования данной статьи является теневая экономика. Предмет исследования – размер теневой экономики России и её влияние на социально-экономическое развитие.
Зарубежные и отечественные учёные изучали теоретические проблемы теневой экономики, её формирование, развитие, особенности и практические последствия. Данную проблему рассматривали такие отечественные и зарубежные учёные, как А. Коваленко, А. Базилюк, О. Шохина, Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Дж. Вилсон, П. Рубин и другие.
Теневая экономика – это нелегальная экономическая деятельность, производство различных товаров или услуг, от которой официально не учитываются и не контролируются доходы при уплате налогов [5]. Теневой считается прибыль, которую «прячут» от налоговых служб. Сюда может относиться выручка от продажи нелегальных товаров, доходы от операций с различными контрагентами, «серая» или «чёрная» заработная плата и т.п.
Теневую экономику чаще всего характеризует уклонение от налогов, или же снижение налоговой базы для их исчисления.
Налоги в свою очередь являются необходимой частью общества, так как данные вложения в государственный бюджет несут улучшение качества жизни налогоплательщиков. Они представляют собой некую поддержку для граждан, которую предоставляет государство, в плане лучшей жизни, жизни полноценной, обеспеченной некоторыми благами, которые человек не в состоянии получить самостоятельно.
В настоящее время существуют механизмы поиска и наказания налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов своей страны. Только за 2017 и первое полугодие 2018 гг. в России было выявлено 279 преступлений. В первом полугодии 2016 г. было осуждено 269 человек за уклонение от уплаты налогов, были понесены потери в 221 млрд руб.
По данным международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) Россия занимает четвёртое место в списке из 28 стран с самыми масштабными размерами теневой экономики, по данным за 2017 г. Её объём составлял 33,6 трлн. руб. или 39% от ВВП 2016 г. [3].
В 2017 г. теневая экономика России сократилась, это может быть связано с изменением методики расчётов Росфинмониторинга, а также с реальным сокращением нелегальных операций. Однако Росфинмониторинг заявляет, что в последние годы объёмы выводимых за границу подозрительных денежных средств «существенно снизились», а также, что поступление теневых финансовых потоков «значительно сократилось» из-за границы.
Рисунок 1. Размер теневой экономики в России
Однако объём теневой экономики в России постепенно снижается. Так, в 2018 г. он составлял около 20% ВВП страны по сравнению с 20,5% в 2017 г., что следует из ежегодной оценки Росфинмониторинга, которую ведомство направляет в МВД [4].
Согласно данным Росфинмониторинга, в России теневая экономика в 2018 г. составляет более 20 трлн руб., что больше запланированных расходов федерального бюджета на 2019 г. (18 трлн руб.), примерно в 2,5 раза больше годовой выручки в 8,22 трлн руб. «Газпрома» за 2018 г., а также более трети всех денежных доходов жителей России за 2018 г. (57,5 трлн руб.).
«Федеральное агентство новостей» сообщило, что в 2018 г. объём теневой экономики России составил около 20% ВВП страны (более 20 трлн руб. при ВВП в 103,6 трлн руб.). Росфинмониторингом отмечено, что данный показатель с 2015 г. Имеет тенденцию к снижению, когда он превышал 25% ВВП.
Строительная отрасль занимает наибольшую долю теневого сектора в российской экономике на 2018 г. Здесь производится 29% всех сомнительных операций, говорится в сообщении Банка России [1].
На втором месте находится сфера услуг – 21% операций. Третье место занимает торговля товарами промышленного назначения и народного потребления – 16% [1].
В 2017 г. доля россиян, неофициально занятых в различных формах на рынке труда в течение одного года, составляла 44,8%, в 2019 г. она снизилась до 32,5%. По данным РАНХиГС, сейчас «в тени» работают примерно 25 млн человек [2]. В таком случае бюджет теряет более 1 трлн руб.
Исследование показало, что поскольку снижается общее число работающих на дополнительной второй или третьей работе, то происходит уменьшение вовлечённости граждан в «теневой» рынок труда.
Помимо этого, возрастает количество граждан, считающих, что неофициальная экономическая деятельность приносит обществу некоторую пользу: с 7,1% прошенных в 2017 г. до 12,7% опрошенных в 2019 г.
По мнению респондентов, с помощью снижения величины налоговых выплат (45,1%), страха наказания (31,5%) и обеспечения равенства перед законом всех групп граждан (30%), возможно повышение желания людей трудоустроиться официально [2].
В данном исследовании участвовали все федеральные округи страны: 1215 человек, работающих на предприятиях разной форм собственности.
Уклонения от налогов приводят к низкому уровню эффективности государственной налоговой системы. Как мы видим, эта тенденция носит массовый характер, поскольку доходы государства от этого сокращаются, а это, в свою очередь, непосредственно влияет на жизнь общества. Утраченные деньги могли быть потрачены на обеспечение граждан самыми различными благами.
Полученные деньги от налогов идут на общественные и государственные нужды. Здесь работает фискальная функция – основная функция налогов, благодаря которой налоги выполняют свою главную роль – формируют и мобилизуют финансовые ресурсы государства.
Функции, отличные от фискальной являются её производными – это стимулирующая и дестимулирующая функции.
Стимулирующая функция оказывает поддержку различных экономических процессов, она реализуется через систему налоговых льгот и освобождений. Например, льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) могу помочь снизить рыночную цену товара, что, в свою очередь, способствует увеличению сбыта и выручки от продаж.
Дестимулирующая функция действует наоборот. Она ограничивает различные экономические процессы, расширение которых противоречит социально-экономическому развитию общества. С помощью налогов можно контролировать спрос на некоторые товары. Сюда можно отнести акцизы (которые зачастую имеют довольно высокие размеры), влияющие на спрос и покупательную способность людей в отношении товаров, которые охватывает данный налог.
В налогах изначально были заложены возможности регулирования доходов граждан страны. Целью может быть ограничение доходов высокого уровня, поддержка малоимущих граждан с предоставлением льгот.
Благодаря этим функциям появилась возможность для открытия малого бизнеса и деятельности частных предприятий, что даёт нам возможность рассматривать многие ниши бизнеса, а не потеряться среди конкуренции так называемых «гигантов».
Если будут учтены все функции налогов, а налоговая политика будет успешной, в таком случае будет достигнуто максимальное развитие экономики и общества в целом, жизненный уровень населения будет повышаться.
Для стимулирования граждан в уплате налогов необходимо ввести некоторые коррективы в налоговую систему. Самым лёгким и одновременно сложным будет введение полной прозрачности налоговой системы, благодаря которой каждый гражданин мог бы увидеть, на какие цели распределяются его налоговые выплаты. Естественно, для этого существует бюджет для граждан, но он носит прогнозный характер. В данной ситуации же необходим документ или ресурс фактических затрат государства, каждого отдельного субъекта и муниципального образования, поскольку происходит понимание отсутствия стабильности исполнения прогноза.
Таким образом, проблема теневой экономики в России имеет довольно крупный масштаб. Только за 2018 г. её объём составил более 20 трлн руб., а это около 20% ВВП страны. Данный показатель имеет тенденцию к снижению с 2015 г. Снижается общее число работающих на дополнительной второй или третьей работе, то происходит уменьшение вовлечённости граждан в «теневой» рынок труда. Поскольку официального решения данной проблемы не найдено – страна несёт большие убытки: средства не поступают в бюджет, следовательно, не распределяются на общественные блага, предоставляемые государством гражданам страны. Для борьбы с гражданами, ведущими свою экономическую деятельность в теневом секторе, необходимо применять наиболее жёсткие меры наказания и придавать огласку каждому крупному инциденту. Также введение полной прозрачности налоговой системы в виде документа или ресурса фактических затрат государства поможет всем гражданам видеть, на какие цели распределяются его налоговые выплаты.