Статья:

Конституция Российской Федерации и международное право: взаимосвязь и соотношение

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Тумасян А.В. Конституция Российской Федерации и международное право: взаимосвязь и соотношение // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституция Российской Федерации и международное право: взаимосвязь и соотношение

Тумасян Анна Викторовна
магистрант, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) «Северо-Кавказского федерального университета», РФ, г. Пятигорск
Караев Расул Шарабудинович
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) «Северо-Кавказского федерального университета», РФ, г. Пятигорск

 

Практически каждый ученый-правовед, а иногда и практик, сталкивался с вопросом о том, что же стоит на первом месте в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации: Конституция РФ или международные договоры.

Коллизия возникает из-за того, что в части 4 статьи 15 Конституции сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В то же время часть 1 статьи 15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» [1].

Вопрос о том, что же приоритетнее в системе права Российской Федерации, международные нормы или Конституция, актуален по сей день, особенно в свете последних событий и тяжелой обстановки, складывающейся на международной арене.

Как считают некоторые исследователи, в век глобализации приоритет стоит отдать международному праву, поскольку это повысит авторитет нашего государства, поможет постепенно присоединиться к европейской и международной правой системе.[3].

Согласно точке зрения других ученых-правоведов Конституцию следует ставить во главе всей иерархии нормативно-правовых актов. Например, французский философ П. Тибо считает, что необходимость уважения народов и построенных ими правовых институтов, прописанная в тех же международных актах, исключает возможность повсеместного применения международного права как верховенствующего над локальными конституциями [5].

Следует считать, что на первое место в системе права Российской Федерации необходимо поставить Конституцию. Данная точка зрения подтверждается Постановлениями Конституционного Суда РФ, мнением авторитетных ученых и судебной практикой.

Однако прежде чем аргументировать позицию, проанализируем, что представляет собой современная Конституция РФ. Ей присущ целый ряд признаков, которыми не обладает ни один другой нормативно-правовой акт: юридическое верховенство, особый порядок принятия путем всенародного референдума, особый порядок внесения изменений, который проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Именно Конституция является основой для всего текущего законодательства.

Стоит отметить, что в Конституции РФ и в основных международных актах, а именно в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, закреплены во многом одни и те же права, и в эпоху конституционализма защищаются они примерно одинаковыми способами. Поэтому не приходится говорить о том, что действующая Конституция РФ и национальное законодательство в обход международным нормам может каким-либо образом ущемлять права граждан.

В связи с этим противоречие между Конституцией и международными договорами, ратифицированными в Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, решениями Европейского Суда – это случаи крайне редкие и из ряда вон выходящие. Однако такие случаи возникают, и они не только противоречат Конституции, но и подрывают государственные устои.

К примеру, 22 марта 2012 года большой палатой Европейского суда по правам человека вынесено окончательное решение по делу «Константин Маркин против России», в котором признаны неправомерными действия Российской Федерации о непредоставлении военнослужащему отпуска по уходу за ребенком. Данное дело на тот момент было уже предметом рассмотрения Конституционного Суда, в свою очередь Европейский суд принял прямо противоположное решение. Многими юристами и политиками данный случай расценен как покушение на суверенитет России.

Некоторые исследователи деятельности ЕСПЧ считают, что отдельные его решения представляют собой политическое и экономическое давление на Россию.

ЕСПЧ неоднократно выходил за пределы юрисдикции Европейской конвенции и принимал решения без учета национальных правовых традиций, в связи с чем возникала острая проблема исполнения таких решений [4].

На основании этого 14 декабря 2015 года принят Федеральный Конституционный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который дал право Конституционному Суду признавать решения международных судов невозможными для исполнения в нашей стране, если они нарушают принцип верховенства Конституции РФ [2]. Принятие данного закона в очередной раз подтвердило превосходство Конституции над международным правом.

Позиция Конституционного Суда по вопросу о приоритете Конституции отражена в Постановлении от 14.07.2015 г. № 21-П, где говорится о недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания.

В самой же Конституции ее верховенство над всеми остальными нормами подтверждается в ч. 6 ст. 125: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» [1].

Безусловным аргументом в пользу главенствующего места Конституции является порядок ее принятия, отличный от порядка принятия других нормативно-правовых актов. В то время как международный договор Российской Федерации, вступает в действие только после принятия закона о его ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации (п. «г» ст. 106 Конституции), либо в ином, предусмотренном законом, порядке, Конституция РФ принята в результате всенародного голосования, и в чьем-либо дальнейшем утверждении не нуждалась.

Таким образом, анализ Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Постановлений Конституционного Суда приводят нас к выводу о том, что Конституции принадлежит высшая роль в системе национального законодательства, что служит поддержкой суверенитета России и верховенства во внутренних делах, не ущемляя права граждан.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Российская газета», № 6855 (282), 16.12.2015.
3. Абдрафиков, Р.А. Экономико-правовые основания глобализации и современная государственность (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01: защищена 15.02.2007 / Абдрафиков Рустам Анварович. - Казань, 2007. - 194 с.
4. Терехин, В.А. Российская правовая система и Европейский суд по правам человека: проблема взаимодействия / В.А. Терехин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2(38). – С. 66-75.
5. Тибо, П. Безвольный прагматизм. (Какой курс нужен Европе?) / П. Тибо // Свободная мысль. - 2007. - № 1. - С. 45-48.