Особенности налоговых льгот, предоставляемых резидентам ТОСЭР
Секция: Экономика
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности налоговых льгот, предоставляемых резидентам ТОСЭР
Дальний Восток по праву признается одним из наиболее перспективных регионов России, который за счет развития новых внешнеполитических связей с азиатскими странами, а также укреплением уже существующих связей, и в первую очередь с Китаем, способен обеспечить технологический и инновационный прорыв, способствующий развитию экономики.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) представляет собой часть территории субъекта Российской Федерации с особым правовым режимом ведения своей деятельности, которая предполагает ряд налоговых льгот и административных преференций, предоставляемых инвесторам в целях создания благоприятного инвестиционного климата, а также обеспечения ускоренного социально-экономического развития региона и комфортных условий жизнедеятельности населения.
Резидент ТОСЭР заключает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» соглашение об осуществлении деятельности на данной территории и включается в реестр резидентов ТОСЭР.
На территории Хабаровского края ТОСЭРы начали создаваться более четырех лет назад. По состоянию на 1 февраля 2019 года на территориях трех краевых ТОСЭРов («Хабаровск», «Комсомольск», «Николаевск») зарегистрирована 61 компания, получившая статус резидента ТОСЭР, всего подано 108 заявок на осуществление деятельности в ТОСЭР. Общий объем заявленных инвестиций составляет 122,311 млрд. рублей, объем инвестиций по уже заключенным соглашениям равняется 71,96 млрд. рублей. За период существования ТОСЭР уже произведены налоговые отчисления в размере 961,7 млн. рублей [3].
Вводя налоговые льготы, государство способствует созданию конкурентоспособных и благоприятных условий для развития экономики.
Так, резидентам ТОСЭР предоставляются следующие налоговые привилегии:
– применение ускоренной процедуры возмещения НДС;
– нулевая ставка НДС, применяемая в отношении импортных товаров;
– пониженная ставка по налогу на прибыль;
– пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;
– пониженная ставка по налогу на имущество организаций (согласно законодательству субъекта Российской Федерации);
– освобождение от земельного налога в отношении тех земельных участков, которые расположены на территории ТОСЭР в течение 3 лет;
– режим свободной таможенной;
– пониженные ставки на тарифы страховых взносов.
Резиденты ТОСЭР имеют возможность применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций. Ставка при уплате налога в федеральный бюджет равняется 0%, а в региональный бюджет устанавливаемая пониженная ставка налога определяется самим субъектом. Так, в Хабаровском крае в течение первых 5 лет она равна 0% и 13% в последующие 5 лет.
В стандартных случаях налог на прибыль уплачивается в размере 20% от прибыли (из них 2 % идет в федеральный бюджет, а 18 % – в бюджет субъекта Российской Федерации) [1].
Резиденты ТОСЭР также имеют налоговую льготу и по НДПИ. Статьей 342.3. НК РФ регулируется порядок применения коэффициента, который характеризует территорию добычи полезного ископаемого. Согласно данной статьи, возможность применения пониженного коэффициента предоставляется организации, являющейся резидентом ТОСЭР, начиная с налогового периода, в котором организации присвоен статус резидента ТОСЭР [1].
В течение первых 10 лет для резидентов ТОСЭР
устанавливаются следующие коэффициенты:
– в течение первых двух лет – 0;
– с третьего по четвертый год – 0,2;
– с пятого по шестой год – 0,4;
– с седьмого по восьмой – 0,6;
– с девятого по десятый – 0,8;
– в последующие годы – 1.
Помимо вышеперечисленных налоговых льгот, резиденты ТОСЭР имеют право на использование пониженных ставок страховых взносов в течение 10 лет в размере 7,6% [2].
Распределение происходит следующим образом: ПФР – 6%, ФСС – 1,5%, ФОМС – 0,1% [2]. Налогоплательщики, не являющиеся резидентами ТОСЭР, уплачивают страховые взносы в стандартном размере.
Однако, те налогоплательщики, которые применяют УСН и занимаются видом деятельности, указанным в перечне из пп.8 п.1 ст.58 Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20%.
Но в обобщенном виде, разница между уплатой страховых взносов организациями- резидентами ТОСЭР и организациями не имеющих такого статуса существенна и составляет 22,4%.
Таким образом, резиденты ТОСЭР имеют даже более существенные льготы по социальным взносам, чем организации малого бизнеса производственной сферы.
В целом, в результате предоставления рассмотренных налоговых льгот, уровень налоговой нагрузки резидентов ТОСЭР будет значительно ниже, чем у других предприятий, ведущих свою деятельность на территории России, что положительно повлияет как на развитие непосредственно ТОСЭР, так на развитие экономики региона.
В целом, необходимо отметить, что следует усилить стимулирующие функции для субъектов, получивших статус резидента ТОСЭР.
Согласно законодательству РФ, организации с действующим бизнесом, которые становятся резидентами, сохраняют обычный режим налогообложения, а вся последующая продукция, создаваемая ими уже в статусе резидента ТОСЭР, будет попадать под льготный режим налогообложения. В данном случае законодателю следует внести поправки в нормативно-правовые акты, закрепляя введение льгот по налогу на всю прибыль, при условии ее использования на развитие деятельности резидента ТОСЭР.
При этом, нельзя не отметить влияние налоговых льгот, предоставляемых резидентам ТОСЭР на формирование регионального бюджета Хабаровского края. Так, по словам руководителя УФНС России по Хабаровскому краю Ефремова Сергея Викторовича, в перспективе, организации, получившие статус резидента ТОСЭР будут способствовать созданию новых рабочих мест, что предполагает наличие обязанности по перечислению НДФЛ за новых работников как в краевые, так и в местные бюджеты. Из чего следует, что местные бюджеты, а также бюджет Хабаровского края не потеряет особо больших сумм налоговых поступлений.
Если же рассматривать непосредственно налог на прибыль организаций, то он занимает второе место в налоговых доходах бюджета Хабаровского края. И так как первые пять лет резидент ТОСЭР будет обязан уплачивать налог на прибыль организации по ставке равной 0 %, а в последующие пять лет размер данной ставки увеличится до 5%, то в течении данного периода времени бюджет субъекта понесет потери.
Однако налоговые льготы по налогу на прибыль в дальнейшем будут способствовать расширению возможностей для создания нового бизнеса и привлечения больших инвестиций в развитие региона, а чем больше организаций, тем, соответственно, и больше налогов поступят в региональный бюджет в последующем.
Таким образом, потери бюджета Хабаровского края вследствие недополучения налога на прибыль, постепенно будут частично компенсироваться увеличением поступлений по страховым взносам и НДФЛ, а налоговые льготы и другие преференции, которые предоставляются резидентам ТОСЭР, внесут существенный вклад в развитие не только ТОСЭР и Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока в целом, что в долгосрочной перспективе приведет к укреплению экономических позиций России на конкурентных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.